Американская ненависть: Гарвард – Йель
На дух не переносить друг друга могут не только деревенские жители американского Юга. Здоровые традиции ненависти не чужды и аристократическим слоям населения.
Чем хорош американский студенческий футбол – яркостью своей палитры. За полуторавековую историю этой игры в ней накопилось огромное количество традиций, и каждый может найти в противостояниях студентов что-то свое. Любители первобытной, бескомпромиссной вражды имеют Алабаму и Оберн, тем, кому больше по душе схватка по законам чести и с соблюдением военного кодекса, получают Армию и Флот. Студенческий футбол настолько многогранен, что у него есть даже свой уголок для высокоинтеллектуальных разногласий между настоящими джентльменами. Что тоже не мешает этим джентльменам весело выбивать друг из друга пыль, а в былые, викторианские времена – и самое жизнь.
Предыстория ненависти
Гарвардский университет был основан в 1636 году. Почти за сто лет до основания первого российского университета. Да что там – в России еще Смутное время было совсем недавней историей. Царь Михаил правил, церковь музыку и шахматы запрещала. А в колонии Массачусеттского залива скончался богатый пастор по имени Джон Гарвард и завещал огромные деньги только что основанному в Бостоне колледжу. Который таким образом стал не только самым старым вузом в США, но и первой в Америке корпорацией. Еще в 18-м веке, когда большинство университетов мира главным образом концентрировалось на богословии, Гарвард посвятил себя светскому образованию и быстро стал центром научной мысли и культурной элиты Америки.
Йельский университет, с другой стороны – юный и наглый выскочка. Он был основан всего только в 1701 году группой протестантских священников в колонии Коннектикут. Гарвард закончили такие люди, как отцы-основатели США Джон Адамс и Джон Хэнкок, оба президента Рузвельта, Джон Кеннеди, Барак Обама, имам шиитов Ага-хан IV, Биньямин Нетаньягу, генсек ООН Пан Ги Мун, актриса Натали Портман и писатель Джон Апдайк. У Йеля контингент скромнее. Всего лишь Билл и Хиллари Клинтон, оба президента Буша, Сэмюэл "Точка-Тире" Морзе, актеры Пол Ньюмен и Мерил Стрип, принцесса Швеции Виктория, фигуристка Сара Хьюз и Брюс Уэйн, также известный как Бэтмен.
В общем, понятно – американские Оксфорд и Кэмбридж. Собственно, пригород Бостона, в котором находится Гарвардский университет, так и называется – Кэмбридж. Было бы странно, если бы эти два расположенных по соседству элитарных просветительных учреждения не соперничали между собой на предмет того, кто элитарнее и просвещеннее. Или, на худой конец, кто может дальше и яростнее пробежать с овальным мячиком.
Зарождение ненависти
Впрочем, все началось не с мячика, а с водной глади. Впервые атлетичные юноши Гарварда и Йеля схлестнулись в пучине бескомпромиссной спортивной борьбы в 1852 году. И вполне в традициях "оксбриджа" - посредством академической гребли. Но регата – чересчур аристократичный вид спорта, и американцы, пусть и элитные, ограничиться им не смогли.
В 1875 гарвардцы и йельцы впервые встретились на футбольном поле. В футбол в Америке играли еще с 1869 года, но придерживались старого кодекса английского "соккера" - мяч можно было ловить в руки, но не нести. На этот раз, однако, были опробованы модифицированные правила регби: мяч можно было нести в руках, несуна можно было хватать и валить, занос в зачетную зону давал право на удар по воротам. Гарвард победил со счетом 4:0.
Со знанием правил регби у американцев, правда, было туговато. Судя по отзывам современников, зрелище это было до крайности брутальным, и бегавший вокруг поля священник то и дело кричал игрокам: "Это не приведет вас к христианскому концу!" Но привилегированным студентам понравилось топтать друг дружку, и капитан йельской команды Уолтер Кемп решил персонально заняться разработкой новых правил, дабы сделать игру более упорядоченной. Кемп преуспел до такой степени, что изобрел новый вид спорта – он нынче известен не иначе как Отец Американского Футбола.
Нашлись свои рационализаторы и у Гарварда. В 1892-м году бостонский шахматный гроссмейстер по имени Лорин Деланд изобрел для гарвардских футболистов новую игровую схему под названием "Летучий клин" . Смысл ее сводился к тому, что партнеры выстраивались вокруг игрока с мячом этакой "свиньей". Когда "клин" набирал скорость, оказаться на его пути было равносильно самоубийству. Йель выиграл первый матч против "клина" со счетом 6:0, но понес кошмарные потери.
Вообще, американский футбол в XIX веке был потрясающе кровавой игрой. Правила были либеральны донельзя, и огромное количество игроков попадало с поля в больницу, а то и на кладбище. А, учитывая то, с какой ответственностью гарвардцы и йельцы относились к схваткам друг против друга, именно матчи "Багровых" и "Бульдогов" шокировали больше других.
Ненависть в разрезе
- В 1893 году футболисты Гарварда вышли на поле и сразили соперников наповал. Своим внешним видом. Они были с ног до головы одеты в кожаную форму. Кожа, в отличие от принятой в то время холщовки, впитывала меньше воды и была достаточно скользкой, дабы осложнить жизнь защитнику, пытающемуся повалить игрока на землю. Капитан Йеля немедленно вступил в длительные и бесполезные переговоры с судьями, настаивая на переодевании. На самом деле он просто выигрывал время: пока капитан спорил, кто-то из игроков Йеля раздобыл древесной смолы, и все "Бульдоги" смазали ею руки. Йель победил.
- Матч 1894 года вошел в историю как "Кровавая баня в Хэмпден-парке". Игрок Гарварда Чарли Брюэр сломал ногу, но продолжал играть, пока боль не лишила его сознания. Капитан Йеля, легендарный Фрэнк Хинки, прыгнул обеими коленями на спину упавшего соперника, сломав тому ключицу. Йелец Фред Мерфи получил сотрясение мозга, и перед каждым розыгрышем партнеры разворачивали его к воротам соперника и указывали, куда бежать. Это не помешало ему ударить одного соперника пальцем в глаз и сокрушить нос другому. В конце концов Мерфи самого унесли с поля на носилках и бросили на землю – санитары хотели досмотреть матч. Позже ходили слухи, что он умер прямо на поле. Это было не так – Мерфи всего лишь пролежал несколько часов в коме. Матч вызвал такой негативный резонанс в прессе, что футбол чуть было не запретили во всей стране в законодательном порядке. Матчи между Гарвардом и Йелем были приостановлены на два года. Более того, оба университета на этот же срок прервали все отношения друг с другом, включая академические.
- В 1905 году сам президент Теодор Рузвельт потребовал, чтобы университеты ужесточили правила игры в футбол, чтобы избежать массовых свалок, которые, собственно, и были главной причиной травм. Президента послушались (в частности, "летучему клину" пришел конец), но игра очеловечилась не в одночасье. В 1909-м матч Гарвард - Йель был описан в New York Times как "неописуемое сплетение туловищ, рук и ног" и "завораживающее зрелище – лицо каждого линейного было покрыто кровью". Йель победил и завершил сезон не только без единого поражения, но победив во всех матчах с сухим счетом. Однако в сезоне-1909 на футбольных полях Америки погибло 26 игроков, и народ решил, что дальше так нельзя. В 1910 году правила игры резко изменились, и кровавые бани навсегда остались в прошлом.
- "Джентльмены. Сегодня вы сыграете в футбол против Гарварда. Никогда в жизни вам больше не придется заниматься чем-либо столь важным", - Тэд Джонс, главный тренер команды Йеля перед матчем в 1916 году.
- В 1933 году фанаты Гарварда похитили талисман Йеля - бульдога по кличке Красавчик Дэн. Утром перед матчем студенты обмазали гамбургером подножие памятника Джону Гарварду, и на следующий день все газеты Америки опубликовали фотографию – Красавчик Дэн лижет Гарварду ноги. "Багровые" победили со счетом 19:6.
- В 2004 году несколько йельцев переоделись членами студенческого фанатского комитета Гарварда и начали раздавать цветные карточки болельщикам на центральной части домашней трибуны гарвардского стадиона. Болельщикам сказали, что если они поднимут по сигналу карточки, то на трибуне образуется надпись "GO HARVARD". Болельщики послушались. Надпись оказалась немного другой.
Слава МАЛАМУД
Американская ненависть: