Геннадий Шипулин: "Уверен, Мусэрский вернется в сборную"
– Как ваше самочувствие, Геннадий Яковлевич?
– Хорошее. Приступил к работе в офисе клуба, посещаю тренировки наших команд. У нас только профессиональных команд три – главная, молодежка, "Белогорье-Технолог". Пока врачи запрещают куда-то ездить, самолет вообще под запретом, но без дела не сижу.
– Это правда, что когда на сборе в Крыму вам стало плохо, то Федерация волейбола России, Алишер Усманов и областные власти Белгородской области были готовы прислать за вами самолет?
– Правда. Самолет прислали, им меня и вывезли в клинику.
– Врачи сейчас разрешат вам работать с максимальной нагрузкой?
– В марте предстоит обследование. От его итогов зависит график моей дальнейшей жизни. Пока работаю дозированно, занят реабилитацией, постоянно мотивирую молодых и очень много двигаюсь. Буквально пешком хожу по городу. Мне это полезно.
ЖИРНЫЕ КОНТРАКТЫ – ЭТО НЕ ПРО НАШУ РЕАЛЬНОСТЬ
– Игроки "Белогорья" в январе стали главными ньюсмейкерами в мировом волейболе.
– Вы кого имеете в виду?
– Георг Грозер отказался играть за сборную Германии после фиаско в олимпийском отборе. Дмитрий Мусэрский в Берлин, где прошел этот турнир, вообще не приехал, а Сергей Тетюхин стал MVP состязаний.
– Жора очень приятный парень, но в Берлине у него ничего не получалось. Думаю, его отказ – просто эмоции.
– Грозер по прежнему связан с вашим клубом контрактом?
– Да. Но сегодня Грозер – слишком дорогой игрок для "Белогорья". С нынешнем курсом клуб должен был платить Жоре почти пять миллионов рублей в месяц.
– Для вас, одного из лучших российских спортивных клубов, такие суммы – это "дорого"?
– Мы не шикуем. Есть подтвержденный бюджет, есть определенная поддержка от Алишера Усманова, нашего губернатора Евгения Савченко, но я так считаю: жирные контракты для легионеров - это не про нашу реальность. Мы же в России живем, верно? Раз так, все надо делить с ней – и хорошее, и плохое. Стране сегодня трудно, факт. И потом, лучше своего парня подготовить. Пользы больше. Хотя такого диагонального, как Грозер, у нас сегодня нет, и это потеря для Белгорода.
– Мусэрский не поехал в Берлин. Вы точно тот, кто знает причину этого решения.
– Это то, что называют словами "семейные обстоятельства".
– Они были настолько вескими?
– Если важно мое мнение, то я считаю, что Дима должен был играть в Берлине. Но иногда обстоятельства выше нас. Нам всем просто нужно прекратить муссировать эту тему и успокоиться. Дима не первый игрок, который пропускал по личными причинам важные турниры. Не думаю, что теперь на нем поставят крест в сборной. Более того, я уверен – он сыграет в Рио.
– Единственной публичной претензией к Мусэрскому со стороны Владимира Алекно было снижение уровня игры. Претензия справедлива – Мусэрский играет хуже, чем может. Почему?
– Причину нужно искать там же – в семье.
– Тайну приоткроете?
– У мамы были проблемы со здоровьем, жена много нервничала и очень уставала. Все женщины Димы нуждались в его поддержке. Но это все поправимо. Будем Диме здесь помогать. Тот Мусэрский, которого боятся соперники, его душевное состояние, физическая готовность – это не дело Шипулина или Алекно, а самое настоящее государственное задание. Мы же в Рио теперь едем, верно? И мы – олимпийские чемпионы. Статус, что называется, обязывает. Думаю, все в итоге с Мусэрским будет нормально. Дима прибавляет, и это очень заметно.
– Президент ВФВ жестко прошелся по Мусэрскому, когда стало ясно, что он не едет в Берлин.
– Это были эмоции. Такое случается. Это лучше, чем затаить обиду и делать вид, что все хорошо. Давайте уже закроем тему?! Та история – история, которую мы вместе все пережили. Теперь шагаем дальше.
– С Алекно общались по этому поводу – по телефону?
– Да. Володя лично и вообще клуб "Зенит" меня поддержали, когда со мной неприятность летом случилась. Алекно – большой молодец. Он вытащил нас всех в Рио. И вообще, это очень тяжело – играть такие отборы в такие сроки. Новый год, елка, жены и дети у парней, а ты им про волейбол талдычишь. Мне дважды со сборной пришлось это пережить. Владимир Романович все мудро сделал – увез команду из Москвы на Новый год, поселил в пригороде Берлина, спарринги провел. Словом, готовился, думал и делал коллектив.
АЛЕКНО И ТЕТЮХИН – ДВА АКЕЛЫ
– Главным героем турнира стал не Алекно, а Сергей Тетюхин. Алекно после полуфинала сказал: "Тетюхин снова спас Россию". И он прав – 18 очков Сергея в полуфинале во многом решили исход спора с хозяевами турнира и позволили команде "выдохнуть". Она поняла: главное дело сделано.
– Да, полуфинал с немцами в переполненном зале был главным матчем турнира для нас. Сергей этот матч провел блестяще, он снова был абсолютно лучшим. Потом Алекно заменами перевернул ход финала и уложил на лопатки французов, которые вообще никому не проигрывали целый год. Романыч и Сережа тащили сборную вместе. Они как два Акелы и не могли себе позволить промахнуться. Но за результат всегда и везде отвечает тренер. Если бы он был иным, удар принял бы Алекно. Поэтому он главный герой. Для нашего волейбола Берлин был моментом истины. Володя все выдержал, он большой молодец.
– Вы лучше всех знаете Тетюхина.
– Без малости тридцать лет идем рядом по жизни. Папа мне его судьбу доверил, хотя сам прекрасный детский тренер.
– В чем секрет Тетюхина?
– В семье. Дети растут – трое! Родители рядом, а супруга Наталья – образец жены спортсмена. Она смело может семинары проводить для своих "коллег". Наташа очень многое делает, чтобы Сережа играл долго и был морально готов играть на любом уровне. Сам он готовит себя физически, давно поняв как ему лучше делать. Мы это все учитываем. Ну и друзья есть верные, которые помогут стресс снять, поддержат, когда это нужно и важно.
– Интересно, а как Тетюхин снимает стресс?
– Чаще всего квадроциклами. Они с друзьями гоняют по грязи, по бездорожью. Я не возражаю, хотя риск определенный тут есть. Но Сергею эти гонки важны и нужны. Парень он аккуратный и большая умница, так что риски понимает и бережется.
– Тетюхин едет на Игры в Рио. Президент ВФВ Станислав Шевченко прямо об этом сказал. На что там может рассчитывать сборная?
– На многое. Такие вопросы – это к Алекно. Я тут заинтересованный болельщик, который желает сборной успеха. Думаю, Игры вполне могут стать турниром Тетюхина. Он себя к турниру подготовит, сомнений у меня нет. Уверен, и Федерация все сделает, чтобы наши сборные были на своем пике именно в Рио. Это и сама подготовка, и состав, и сборы, и спарринги. Главное сегодня – плыть в одной лодке и помогать Алекно и Маричеву.
ЭТОЙ ОСЕНЬЮ БЕЛГОРОДУ НУЖЕН БЫЛ КТО-ТО ПОМОЛОЖЕ
– Ваш клуб – это не только Мусэрский и Тетюхин. Еще это двое других олимпийских чемпионов Лондона – Тарас Хтей и Дмитрий Ильиных. Эти парни смогут играть как они могут в этом клубном сезоне?
– Тарас очень хочет вернуться на свой уровень. И мне не чужой человек, я сильно переживаю (Хтей женат на дочери Шипулина, в семье капитана олимпийской сборной растут внуки президента "Белогорья". – Прим. "СЭ"), но как руководитель вынужден жестко вопросы ставить. Недавно было собрание, я спросил: "Тарас, ты нам поможешь в этом году или нет? Дай ответ, сроки какие-то назови!" Зять недавно летал в Италию, где опять подрезочку себе какую-то у врачей местных сделал. Говорит, что справится, выдержит. Ильиных на днях пришел в зал, попросил разрешения работать со второй командой.
– Вы в курсе того, что произошло с Дмитрием в Сургуте?
– Драка, но подробностей не знаю. Пока Дима ничего не рассказал. Грустно это – игрок сборной, талантливый парень, а вынужден начинать многое заново в олимпийский год. Не уверен, что у Ильиных теперь есть контракт в Сургуте, но к нам он в любой момент может вернуться. Правда, для начала ему придется вернуть себя как игрока.
– Почему вы, меняя в команде старшего тренера, выбрали Вадима Хамутцких?
– Причин две. Команде нужна была встряска. Мы плохо начали сезон – я в больнице, Борис Колинс выхолощен. Я ему очень благодарен за помощь. Когда я попал в клинику, Боря приехал по звонку и помогал парням в работе. Мы несколько раз работали тандемом и еще, наверное, поработаем. Он умный, интеллигентный, по-настоящему большой специалист, но этой осенью Белгороду нужен был кто-то помоложе. Вадим мне как сын. Он должен стать хорошим тренером. Опыт тренера у него был, нужно было довериться и немного помочь – словами, советом. То, что Хамутцких сегодня делает, помогает нам подниматься наверх. Вышли в плей-офф Лиги чемпионов, выиграли в финале Кубка России, подтянулись к лидерам в суперлиге. К весне, думаю, еще прибавим.
– В проекте календаря клубного сезона в России есть оговорка, позволяющая продлить сезон плей-офф при условии отбора сборной в Рио в январе.
– Да, такой вариант регламентом оговорен. Я – за короткий плей-офф. Для сборной, мне кажется, такое завершение сезона было бы пользой. Но решать Алекно. И только ему. Насколько я понимаю, Зенит" не горит желанием этой весной играть плей-офф. Я как руководитель коллег прекрасно понимаю: они и так золото возьмут – в регулярке. Тут Володя заложник клубных интересов, но кто посмеет в него бросить за это слово упрека?! Алекно решил задачу квалификации, он жил с лета в стрессе, и только ему теперь решать, как готовить сборную к Играм в Бразилии. Год олимпийский, нужно это понять и принять, убрав все личные амбиции.