Медалистка без зарплаты
В основной состав женской сборной России на будущий сезон согласно решению исполкома Союза конькобежцев России (СКР) попали всего семь девушек. Среди них, к удивлению многих болельщиков, не оказалось бронзового призера Олимпийских игр и ЧМ-2015 в командной гонке Юлии Скоковой. 32-летняя спортсменка стала жертвой оптимизации расходов, из-за которой СКР решил отказаться от услуг итальянского наставника Маурицио Маркетто.
О том, что контракт с итальянским специалистом продлеваться не будет, стало известно в конце марта. Напомним, что именно под руководством Маркетто две медали Олимпийских игр в Ванкувере выиграл Иван Скобрев. Сразу после этого Маурицио было предложено тренировать женскую дистанционную сборную России. Результатом стали бронзовая медаль в командной гонке и третье место Ольги Граф на 3000 м в Сочи-2014. А в 2013 году Екатерина Шихова принесла стране первую за 30 лет медаль чемпионата мира в классическом многоборье.
Маурицио МАРКЕТТО. Фото - Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Об эффективности работы итальянца никто не спорит. Причина расставания с Маркетто другая: экономия средств. Президент Олимпийского комитета России (а именно эта организация платит зарплату иностранным тренерам) Александр Жуков еще в февральском интервью "СЭ" не скрывал: "Федерациям была озвучена рекомендация тщательно взвесить все "за" и "против" и решать вопросы продления контракта с каждым иностранным специалистом, строго исходя из эффективности его работы". Судя по всему, итальянец стал одной из жертв оптимизации бюджета.
Хотя работавшие с Маркетто спортсмены с таким решением категорически не согласны. Восемь кандидатов в сборную страны во главе с Ольгой Граф, Юлией Скоковой и Александром Румянцевым подписали открытое письмо в СКР, в котором назвали совместную работу с Маркетто более перспективной, нежели тренировки с другими наставниками команды – Константином Полтавцом и Павлом Абраткевичем. Главный аргумент за Маркетто – стабильный рост результатов каждого из подписавшихся.
Январь 2015 года. Челябинск. Юлия СКОКОВА после чемпионата Европы в классическом многоборье. Фото - Игорь ЗОЛОТАРЕВ
Однако исполком СКР не просто не внял просьбе спортсменов, но и фактически оставил одного из лидеров женской дистанционной команды Юлию Скокову на произвол судьбы.
– Эта новость стала для меня шоком, – поделилась эмоциями спортсменка. – Никаких предпосылок для подобного поворота не видела. Информацию об участии в майском сборе я подтверждала. Просила график передвижений на ближайшие месяцы. А потом вдруг узнаю от журналистов, что меня нет в списке. Очень странно. При этом лично мне никто из федерации не звонил, ни о чем не спрашивал.
– Про уход Маркетто вам тоже не сообщали?
– Просто поставили перед фактом. С нашей командой вообще никто не говорил, не сообщал о реформировании сборной. Мы обо всем узнавали из СМИ. Пытались отстоять тренера. Согласитесь, это странно, когда человек приносит России медали на двух Олимпиадах подряд, а его выгоняют. И с министром спорта Виталием Мутко разговаривали. Он дал понять, что оснований не продлевать контракт с Маркетто не видит. Чем все закончилось, вы знаете. Недавно переписывались с Маурицио. Объяснила ситуацию, сказала, что мы делали все возможное... Он также не может поверить в происходящее.
– До последнего надеялись, что вам разрешат тренироваться с итальянцем?
– Это было бы идеально. Но выбора не было. Либо ты тренируешься у Полтавца и Абраткевича, либо идешь в свободное плавание. Без всякой поддержки со стороны федерации.
– А почему вы так не хотите тренироваться у вышеназванных специалистов?
– Не то чтобы не хочу. Ничего против них не имею. Но зачем что-то менять, если у меня идет планомерная работа с другим тренером? Мне подходят его тренировки. Может быть, у Полтавца было бы и лучше, а может, и хуже. Тот же Румянцев ушел от Константина к Маркетто – и у него результаты поползли вверх. А теперь он вынужден возвращаться.
– Какими будут ваши дальнейшие действия?
– Звонила президенту СКР. Просила поставить меня на централизованную подготовку. Он ответил, что решение принимает не он, а исполком. Переправил меня к начальнику команды Оксане Жигаревой. Она дала координаты Полтавца и сказала созвониться с ним. Набирала его телефон в понедельник – он мне не ответил. И не перезванивает. Вообще все это очень странно – остальным Константин звонил сам…
– Есть понимание, что делать дальше, если ситуация не изменится?
– Надеюсь, меня все-таки включат в список на централизованную подготовку, потому что каких-либо других вариантов просто нет. У меня даже тренера своего нет, не говоря уже о финансировании. Я просто останусь без зарплаты.
Февраль 2014 года. Бронзовая сборная России: Ольга ГРАФ, Екатерина ШИХОВА, Екатерина ЛОБЫШЕВА и Юлия СКОКОВА. Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
– Юля принялась мне звонить, когда на заседании исполкома уже было принято соответствующее решение, – объяснил "СЭ" президент СКР Алексей Кравцов. – До этого она ни с кем не вступала в контакт. Более того, через прессу заявляла, что тренироваться с предложенными ей тренерами не хочет. Опровержения мы от нее не слышали. На отправленные на почту письма Скокова не отвечала. Уже могу точно сказать, что вопрос по списку на централизованную подготовку на этот сезон закрыт. Если на осенних стартах она докажет свою состоятельность и отберется в команду – никто вставлять палки в колеса ей не будет.
Между тем Скокова продемонстрировала корреспонденту "СЭ" свою переписку с Жигаревой по поводу спортивного снаряжения для сбора в Польше. Зачем она стала бы запрашивать эту информацию, если бы не собиралась туда ехать? Однако разговора, хотя бы телефонного, между Скоковой и руководством или тренерским штабом российской команды действительно не было.
При желании понять можно любую из сторон. Спортсменка убеждена, что она своими медалями заслужила, чтобы с ней считались и напрямую сообщали о серьезных переменах в структуре команды. Руководство же, прочтя в прессе высказывания спортсменки о нежелании работать с оставшимися специалистами, видимо, ждало от Юлии звонка с прояснением своей позиции. А если его не последовало – значит, она остается при своем мнении. Первого шага навстречу, как это часто бывает в жизни, так никто и не сделал.
Как будут развиваться события дальше – сейчас сказать сложно. Можно лишь вспомнить два похожих примера из недавнего прошлого. Пловец Аркадий Вятчанин, устав от размолвок с Всероссийской федерацией плавания, принял решение о смене гражданства. А вот биатлонистка Екатерина Юрлова, которая неожиданно оказалась без тренерской группы перед началом олимпийского сезона, продолжила гнуть свою линию. Дело, как мы помним, закончилось золотом чемпионата мира-2015.
Как бы то ни было, очевидно, что обеим сторонам нужно как можно скорее уладить все недопонимания. Да, Скоковой – 32 года. Но для конькобежного спорта это далеко не запредельный возраст. Клаудиа Пехштайн, например, в этом сезоне выиграла на дистанции 5000 м свою очередную медаль чемпионатов мира в 43. А так просто разбрасываться талантливыми спортсменами – слишком большой шик для нынешних реалий нашей женской сборной.