"Локомотив" может остаться без железной дороги
НА СЛУХУ
Александр ПРОСВЕТОВ
В переводе на более понятный язык: государство желает прекратить финансирование футбольного клуба, и с точки зрения здравого смысла это правильно. Те, кто не принадлежит к числу болельщиков, и вовсе проголосуют за такую меру двумя руками.
Болельщиков, однако, не может не волновать будущее столичной команды. Не завтрашний даже день, а более отдаленная перспектива. Сценарий, по которому продают с молотка одного из лидеров национального чемпионата, который представляет в этом сезоне Россию на международной арене и готовит игроков для сборной, невозможен. На данном этапе РЖД просто предложено представить план реализации, то есть, по сути, подыскать новых владельцев. Некое частное лицо или негосударственную структуру.
Такие вопросы в принципе с бухты-барахты не решаются, а в условиях финансово-экономического кризиса найти выход и подавно нелегко, но у нас умеют убеждать взять на себя социальную функцию. Правда, чем это в конце концов обернется в дальнейшем, не скажет сейчас, видимо, никто.
Возможно, РЖД останется только титульным спонсором или вовсе отойдет от футбола, так что о связи с железной дорогой будет напоминать только название. Так ведь и ПФК ЦСКА давно уже не за счет бюджета Министерства обороны живет.
Почему взялись именно за "Локомотив"? Да потому, что на железнодорожном транспорте существуют проблемы, которые непосредственно и очень болезненно затрагивают население. Не просто повышением тарифов, а каждодневными нешуточными неудобствами.
– Вы что, с ума сошли? – обрушился в феврале президент Владимир Путин на вице-премьера Аркадия Дворковича, когда в ряде регионов сократили, а то и вовсе отменили движение пригородных поездов.
– Это же касается тысяч людей, это касается производства, – негодовал глава государства.
Движение электричек восстановили, но их рентабельность не повысилась. Государство вынуждено субсидировать железнодорожный транспорт. А рядом "питаются" футбольные миллионеры.
На официальном сайте ОАО "РЖД" прямо написано, что эта компания была учреждена постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года, что ее учредителем и единственным акционером является Российская Федерация (то есть государство), что решения собрания акционеров принимаются правительством единолично.
"Газпром", на всякий случай, – компания смешанного капитала.
Теперь приведу выдержку из интервью, которое дал "СЭ" в декабре 2008 года тогдашний глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
– Как вы относитесь к упрекам, что "Локомотив" получает помощь от госструктуры?
– Футбольный клуб не получает помощи от госструктуры. ОАО "РЖД" давно перестало быть госструктурой. Это рыночная компания с самыми высокими инвестиционными рейтингами, пользующаяся большим уважением среди западных инвесторов и ничего общего с государственными структурами не имеющая. За исключением того, что это компания, сто процентов акций которой принадлежат государству.
Признаюсь, мне в этом пассаже сразу виделась неувязка, но текст интервью подлежал утверждению, а помощники Якунина в ответ на мое осторожное недоумение сказали, что все верно. Мы, естественно, оставили искомый абзац – пусть люди сами судят.
В августе Якунин перестал быть главным железнодорожником, а теперь наверху пришли, очевидно, также к заключению, что финансировать футбол в сложившейся ситуации, мягко говоря, неэтично.