Стефания Елфутина: "Выиграть золото в Рио было бы шикарно, но слишком рано для меня"
Стефания ЕЛФУТИНА
Родилась 27 января 1997 года в Ейске. Живет там по сей день.
Выступает в классе RS:X.
Тренер – Виктор Айвазян.
Двукратная чемпионка мира среди юниоров (2014,2015), чемпионка мира среди молодежи (2016), бронзовый призер чемпионата Европы-2016, бронзовый призер Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.
Прозвище – "Белая акула"
Она морщится, когда ее бронзу называют самой неожиданной российской медалью Рио. "Я столько работала, а она вдруг сенсационная? Пусть так. Но не для меня". Она не ест мясо. "Никого не агитирую. Просто попробовала – и стала чувствовать себя лучше". Читает "Анну Каренину". "Люблю, классику. Нравится, что там все обращаются друг к другу на "вы". "Война и мир"? Читала. Некоторых пугают толстые книги, а мне нравится". Оно открыта и общительна. Располагает к себе собеседника с первых минут.
С 19-летней Елфутиной мы познакомились на недавних соревнованиях по триатлону – IRONSTAR SOCHI. Были в одной эстафетной команде. Стефания бежала 10 км. Впервые в жизни на время. Несмотря на отсутствие каких-либо задач, накануне забега внимательно изучила всю возможную информацию о трассе, своем этапе и зоне передачи эстафеты. Она ко всему подходит основательно.
В ПЕРСПЕКТИВЕ ХОЧУ ПОПРОБОВАТЬ IRONSTAR 113
– Люди, которые делают IRONSTAR 226, давно меня мотивируют, – рассказывает Елфутина. – Хотелось как-то приобщиться к этому миру, но с какой стороны подступиться – не знала. Как вдруг звонок от менеджера IRONSTAR. Идеальное стечение обстоятельств!
– Вижу, что не пожалели, согласившись принять участие.
– Здесь очень круто. Такая атмосфера! Интересно было уже за день до старта. По выражению лиц пыталась понять, какая дистанция у человека впереди. Тех, кто выходил на 226 км, было видно сразу. Одновременно читались концентрация и паника (смеется).
– "Десятка" далась вам легко. Что дальше?
– Хочется попробовать олимпийский триатлон. Или хотя бы спринт (заплыв на 750 м, 20 км на велосипеде и 5 км бегом). А в перспективе "половинку" – IRONSTAR 113. Еще год назад поставила такую цель. Правда, пока не знаю, когда буду ее реализовывать.
ГАРМОНИЯ И КАРМА
– Уверен, помимо триатлона, у вас в голове целый список пунктов.
– Он просто огромный!
– Самое интересное вспомните?
– Первый и самый важный пункт – ставим напротив него три галочки, – жить в гармонии с собой. Но для осуществления этого нужно постоянно ставить себе подпунктики. Вот их – очень много. И все надо пытаться выполнить. Или, хотя бы, держать путь по направлению к этому. Ведь именно сам процесс дорогого стоит.
– Были случаи, когда шли наперекор себе?
– Наверное, нет. Я слишком верю в карму. Точнее в некий баланс. Сделаешь что-то плохое, тебе обязательно воздастся. У меня пару раз было такое на довольно малозначимых вещах. Всякий раз возвращалось с горочкой. Больше не хочется. Наверное, если бы я в это не верила – оно бы и не работало. Каждый сам выбирает свою реальность.
– Когда в ваших целях появился пункт с олимпийской медалью?
– В 2010-м.
– Вам было 13.
– Да, я была совсем еще микро (смеется). Но заняв восьмое место на дебютном юношеском чемпионат мире, у меня перещелкнуло. Подумала: "Вау, хочу еще. Рио, Рио"! Конечно же, уже тогда мечтала о медали. Разве может устраивать одно участие?
Прогрессировала от года к году, но боялась, что к Бразилии не успею. Мне нужно было "расти" относительно не только себя, но и соперников. Они ведь тоже прогрессировали. И если бы я равнялась только на свой уровень, темпа набрать нужные кондиции к Играм-2016 не хватило бы.
Последние два года я целенаправленно шла к медали. А заключительный сезон и вовсе настраивала себя только на победу. Каждый день по 100 тысяч раз повторяла: "Я выиграю, я выиграю". Не получилось. Но и бронзе, говоря честно, очень рада.
ТОННЕЛЬ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ СЕБЯ САМ
– В плане эмоций эта медаль дала вам то, чего хотели?
– Даже больше. Причем эмоции были тотально противоположные тем, которых я ожидала. И мне это нравилось. Если бы все пошло по задуманному сценарию, это было бы слишком предсказуемо. А так я открыла себя с другой стороны. Сложная ситуация помогла лучше узнать саму себя.
– Имеете в виду то, что удалось выдержать моральный пресс, который с каждой гонкой усиливался?
– Вот в этом не сомневалась. Я немного о другом. Вплоть до последнего предстартового дня я была очень веселая, приветливая, общительная. Я люблю такое состояние, но понимаю, что на соревнованиях мне нужно другое.
– Злость?
– Не совсем. Я должна быть в танке, в тоннеле, в котором не видно ничего, кроме цели. Боялась, что не выйду на такое состояние. Ведь неизвестно, что для этого нужно делать. Но просыпаюсь в день первой гонки, а у меня "дзинь" – тоннель сам выстроился за ночь. Чувствовала колоссальный контроль. Откуда это взялось? Ведь организм не знает, что такое Олимпийские игры. Ему все равно.
– Вы рассказывали мне, что гонки проходили, как в замедленном действии. Это как раз из той области?
– В том числе. Но такое бывало и раньше. Проходит секунда, а за это время, кажется, успеваешь зафиксировать все – там птичка пролетела, тут одна соперница потянула шкотик, другая это тоже заметила, а третья посмотрела сторону…
Вторым открытием для меня стали эмоции после завоевания медали. Раньше думала, что это будет вынос мозга. Мол, буду бегать и прыгать по улицам, минимум, две недели. А на деле получилось, что была внутренняя радость, но кричать о ней на весь мир совсем не хотелось. Как и отдыхать. Наоборот появилось еще большее желание работать.
– Но вы же все-таки отдохнули?
– По прилету в Россию были приемы, приемы и еще раз приемы. На самом деле, они утомили куда больше, чем Олимпиада. И восстанавливаться пришлось после них, а не после стартов (смеется).
ДЛЯ 19 ЛЕТ БРОНЗА, НАВЕРНОЕ, ДАЖЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЗОЛОТО
– Накануне последней гонки в Рио вы шли второй. При этом была серьезная вероятность, что ее отменят. В таком случае у вас осталось бы серебро. Но вы сказали, что рады итоговой бронзе куда больше. Почему?
– Потому что эта финальная гонка определенно была самой сложной на RS:X в истории женского парусного спорта. И мне было крайне интересно узнать, как я поведу себя в этой безумно сложной ситуации. Ведь практически все участницы до последнего претендовали на медали.
К тому же, без этой гонки наверняка говорили бы, что если бы она была, то все сложилось бы по-другому. Все эти "бы" мне не нравится. Это же Олимпиада – так давайте доведем дело до конца, отработаем по полной.
– У вас осталась бы мотивация, выиграй вы в Рио золото?
– Если честно, сейчас мне даже страшно подумать о таком раскладе. Бронза очень мотивирует, а вот победа, скорее всего, расслабляет. Золото в Рио было бы шикарно, но, все-таки, слишком быстро для меня. Для 19 лет бронза, наверное, даже лучше. Вот если бы мне было 30 – это совсем другое дело. Там только золото.
БЫТЬ СЛАБОЙ – НЕ МОЙ ВАРИАНТ
– У вас красивое и необычное имя. Наверняка есть предыстория.
– Начнем с того, что правильно его произносить СтефанИя, а не СтефАния. Что касается выбора, то это мама проявила фантазию. Она нашла его в словаре старорусских забытых имен. Почему-то в какой-то момент оно утратило свою популярность. Хотя в деревне, где живет моя бабушка, есть пожилые Стефании.
– Мамина идея сразу прижилась?
– Да все были в шоке! Но мама все же убедила папу. Ее решающий довод был таким: "Смотри, Елфутина Стефания. Буква "ф" и в имени, и в фамилии третья. Очень сочетается, звучит красиво". Папа согласился. И лишь когда мне исполнилось три года, он досчитался, что в имени "ф" – четвертая буква (смеется). Но было уже как-то поздно.
– Согласны, что имя в какой-то степени определяет судьбу человека?
– Думаю, да. Я сужу по своим знакомым. У тезок прослеживается что-то общее. А мне еще нравится, что мое имя происходит от мужского Стефан. Люблю женские имена, произошедшие от мужских. Такие женщины почти всегда сильные. А быть слабой – не мой вариант.
– Запомнить ваше имя, к слову, тоже легко. Это плюс.
– В России наоборот постоянно переспрашивают (смеется). А вот как раз на моем первом юношеском чемпионате мира знакомились с британцами. Начали представляться. Миша, Маша, Даша, Саша и… Стефания. "О, Стефани! Нормальное имя! А вас как? Повторите еще раз? Почему у всех одинаковое"?
НЕВОЗМОЖНО ВЕЗДЕ БЫТЬ ЛУЧШЕ ВСЕХ. НО МНЕ ХОЧЕТСЯ
– Сколько времени в детстве у вас занимали тренировки?
– Два часа, минимум. Плюс надо собрать и разобрать оборудование. Но это не то. Вот на сборах – другое дело.
– Я к тому, что при постоянных разъездах вы закончили школу с золотой медалью. Как удалось совместить спорт и учебу?
– Какие-то учебники брала с собой на сборы. Но это, скажу честно, не работало. А вот когда возвращалась, первые две-три недели догоняла. По приезду дня три вообще учила день и ночь. Друзья и подруги помогали, если чего-то не понимала.
– Зачем вам вообще это было надо? У вас и в спорте было все хорошо.
– Сама задаюсь этим вопросом. Какой-то тупой максимализм. Невозможно же везде быть лучше всех. Да это и не нужно. Но мне почему-то хочется…
В последнее время я пытаюсь пресечь это, прошу себя угомониться. Но вот даже после того, как мы пробежали эстафету в триатлоне, я посмотрела время лидеров и поймала себя на мысли, что уже думаю о том, как и мне пробежать за те же секунды, и как для этого надо тренироваться.
Да нет же! Не надо! Живи в релаксе. Но, видимо, эта безумная гонка – часть моей гармонии. Причем мотивация у меня не в том, чтобы показать, мол, я не хуже других и уж точно не желание выпендриться. Просто когда люди что-то делают хорошо, меня это вдохновляет. И я начинаю пробовать. Дальше два вариант – мне это нравится, и я выкладываюсь по максимуму, или мне это не нравится – и я вообще больше не занимаюсь этим.
С другой стороны, и добиться чего-то грандиозного не отдаваясь полностью – невозможно.
МОГУ ВПИХНУТЬ СЕМЬ ПЯТНИЦ В НЕДЕЛЮ
– Вы как-то сказали, что спорт не мешает самообразовываться.
– Стараюсь совмещать. Хотя перед Олимпиадой если я читала что-то или смотрела, выбирала темы, которые могут дать плюс в спорте, каким-то образом подтянуть физический, психологический или технический уровень. Учиться в любом случае надо. Тем более, я не самый занятой человек на свете. Почти у всех людей есть работа или какие-то обязанности, но многие как-то находят время.
– В день старта триатлонной эстафеты, вы встали в 7:30. Хотя наша гонка была только в 14.00. Зачем?
– Мне нравится режим. Когда я только вернулась с Олимпиады, график сбился, вставала позже. И мне не нравилось, как я себя при этом чувствовала. Организм с самого утра был какой-то уставший. Нет, это не то. А вот просыпаюсь в 7-7:30, делаю зарядку, пробежку или йогу, покушаю полезной еды – и уже точно знаю, что этот день будет хороший.
При этом я не настолько зациклена на режиме. Понятно, что перед стартом никогда лишний раз не выйду. Но после регат у нас всегда проходят вечеринки – и я их не пропускаю. Как иначе, если это самые крутые вечеринки, на которых я когда-либо бывала?! Все на славу потрудились, можно и отдохнуть. Иногда расслабляться надо. Везде нужен баланс.
– Английский когда выучить успели?
– 10 процентов дал репетитор, 2 – школа. А 88 – большое количество выездов и общения там. Было бы классно выучить еще какой-нибудь язык. Вот мы часто бываем в испаноговорящих странах. И даже не пытаясь что-то запомнить, все равно откладывается. Бывает, идешь и "бац", понял о чем говорят люди на улице. А если чуть-чуть поднапрячься?
– Как представляете свою жизнь в 30 лет?
– Надеюсь, у меня будет семья. Для женщины это важно. Нужно реализовать себя не только как спортсмена, но и как человека.
В остальном самой интересно. Наверное, так сразу и не скажешь, но я довольно эмоциональный человек. Семь пятниц на неделе – это про меня. Но только я их все могу впихнуть в эту неделю (смеется). Не знаю, что придется мне по душе завтра. Вот раньше я даже думать не могла о тренерстве. А ведь почему бы и нет? Это же мой любимый вид спорта. Можно продлить себе жизнь в нем. И помочь другим ребятам. Это важно.
Порой задаю себе вопрос: а что вообще делает спорт для мира? И у меня возникает небольшой барьер в голове. Вот смотрю я в Сочи на триатлетов или наблюдаю по телевизору, как кто-то показывает выдающиеся результаты. Думаю: "вау". Меня это мотивирует. Заставляет работать.
Но, боюсь, я в свою очередь не вношу такой же лепты, ничего особенного для мира не делаю. А хочется. И если вдруг кто-то вдохновляется моими успехами – это очень-очень здорово.