"Они говорят, киберспорт это несерьезно..." Почему футболу и хоккею пора бить тревогу
Филипп ПАПЕНКОВ из Парка легенд
"Говорят, что компьютерные игры – это несерьезно. Что добиться чего-то с их помощью невозможно. Они так считают. Они говорят: "Если ты умный, то обязан посвятить себя науке. У тебя отличная реакция – иди в авиацию". Они говорят: "Не сиди на месте, мир так интересен!". А еще они не забудут про деньги. Они просто хотят, чтобы ты был таким же. Говорят, что киберспорт – это несерьезно. Да пусть говорят..."
Этот текст регулярно звучал под сводами "ВТБ Арены Легенд". Словно волшебная одухотворяющая мантра. На слове "ОНИ" каждый раз делался особый акцент. Полные трибуны внимали и аплодировали.
Дело было в прошлое воскресенье. Ровно в тот день, когда "Спорт-Экспресс" отмечал свое 25-летие. Четверть века наше издание писало о футболе и хоккее, о партиях, гонках, заездах, забегах, поединках, прыжках, спусках, заплывах. В крайнем случае, о регатах.
Но вот она наступила – новая эпоха. Корреспондента "СЭ" впервые отправили освещать турнир по виртуальному спорту. Хотя изначально я и подумать не мог, насколько все серьезно. "Финал континентальной лиги по игре "Лига легенд" – звучало пафосно, но я шел на арену, ожидая увидеть скорее клуб по интересам, чем нечто грандиозное. Однако...
Я не буду рассказывать здесь, в чем суть League of Legends. Кто знает – тот знает, кто не в курсе – все равно не поймет. В двух словах: одна команда должна разгромить другую, разрушив чужие объекты на карте.
Просто приведу некоторые цифры, чтобы стал понятен масштаб происходящего. Игра вышла на свет в октябре 2009-го, три года спустя была уже самой популярной в Северной Америке и Европе по количеству часов, проводимых в ней пользователями. А в январе 2014 года в игре было 67 миллионов (!) активных игроков ежемесячно, 27 миллионов активных ежедневных игроков, и 7,5 миллиона одновременных игроков в часы пик. К примеру, на Тайване в "Лигу легенд" играет пять процентов населения острова.
Система профессиональных турниров в "Лиге легенд" выстроена не хуже, чем в ФИФА и УЕФА. Если не лучше. Разработчики держат процесс под тотальным контролем, все централизованно, планета расчерчена на дивизионы и подгруппы. Москва принимала финал среди лучших команд СНГ. Победитель, которым стала Albus NoX Luna, представит наш регион в Бразилии, где поборется за путевку на октябрьский чемпионат мира в США.
Регион у нас, к слову, развивающийся. Наряду с Турцией, Японией, странами Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Океании. На чемпионате мира от всей этой группы будет лишь две команды. В США эта пара обладателей wild card присоединится к элите – командам от Северной Америки, Европы, Южной Кореи, Китая и Тайваня.
Но это ладно. Играет народ, и хорошо. Больше поражает другое: интерес публики. Так вот попав внутрь "Арены легенд", я просто обомлел...
Футбольные "Локомотив" с "Динамо"! Вы, кажется, жалуетесь, что на ваши матчи ходит мало зрителей? Ищите их на киберспорте. Правда, едва ли их можно будет заманить на матчи РФПЛ и уж тем более ФНЛ. Хоккей, баскетбол, волейбол – вас это тоже касается. Без толкового менеджмента и новых идей вы обречены.
Трибуны, вмещающие 12 тысяч, были заполнены в воскресенье практически полностью! С десяток тысяч фанатов – от малых детей и семейных пар с эмблемами команд на лицах до солидных мужей, разместившихся в бизнес-ложах. В перерывах между матчами в фойе выстраивалась очередь к палаткам с атрибутикой (весьма недешевой), болельщики одной команды устраивали войну кричалок с другой, стуча в выданные каждому резиновые дубинки. Живой оркестр, эффектное световое шоу, дотошный разбор каждого раунда аналитиками в пиджаках и галстуках, грандиозное костюмированное шоу (косплей) – за все это организаторы заслужили высший балл.
Кроме того гостями финала стали звезды из реального спорта: боец рукопашным стилем Сергей Хандожко, пловец Никита Коновалов, хоккеист ЦСКА и сборной России Иван Телегин. Не забыли они и об идеологии. Помимо "мантры", о которой рассказал вначале, на большом экране был показан ролик о том, как участники финала проходят реальную полосу препятствий. Мол, никакие геймеры не увальни, просиживающие штаны, а настоящие спортсмены.
– Какими судьбами на таком не самом стандартном мероприятии? - спросил у прибалдевшего от увиденного Телегина.
– Для кого-то оно не самое стандартное, а для кого-то – очень даже. Вы же видите, сколько народу... По всей России полно людей занимаются таким видом спорта.
– Это все-таки спорт?
– Некоторые с этим не согласны, но я к таковым не отношусь. В шахматах тоже ведь не бегают, не прыгают, а просто сидят и думают головой. Конечно, в кибер-спорте все немного иначе, причем это командный вид спорта: они так же как в хоккее помогают другу другу, страхуют, исправляют ошибки партнеров. Они часами тренируются, чтобы совершенствовать навыки, стать в этом деле лучше.
– Масштаб впечатляет? Полные трибуны!
– Да, я первый раз на таком турнире. Выглядит круто, очень интересно за всем этим наблюдать. Народ так любит эту игру, что тоже невольно заряжаешься эмоциями.
– А сами вы в "Лигу легенд" не играете?
– Нет. Так что тут я просто как зритель со стороны. Даже правил не знаю. Пытался как-то в Warcraft играть, но толком ничего не получалось. Я больше по виртуальному футболу и хоккею (улыбается). Сборы ведь как проходят: едим, спим, тренируемся и играем в приставку. Это всегда азарт, никто проигрывать не хочет, некоторые вообще бесятся – смотрится забавно.
– Глядя на то, какой интерес вызывает подобное шоу, не страшно, что со временем киберспорт вытеснит реальный?
– Хм... Вопрос интересный. И я, честно говоря, не знаю, что тут сказать. Поживем-увидим. На наше поколение, думаю, традиционного спорта еще хватит. Но вообще тенденция очевидна: в моем детстве компьютеры только появлялись, а теперь посмотреть игру на экране собираются тысячи человек, еще больше смотрит прямую трансляцию в интернете.
– Раз уж вспомнили о реальном спорте: как оцените свою готовность к новому сезону?
– Вот начнется регулярка, и все увидят как я выгляжу. Главное делать все, что мы умеем, работать на команду. Задача ясна: дойти с ЦСКА до той цели, которая не покорилась нам в прошлый раз. Взять Кубок Гагарина.
– Но сейчас мысли, наверное, о Кубке мира?
– Да, момент очень волнительный. Турнир пройдет впервые за много лет, интерес к нему огромный, у всех команд соберутся только сильнейшие. Я в предвкушении!
... Финал выдался сверхдраматичным. Albus NoX Luna уступала в серии до трех побед 0:2, но сумела сотворить почти невозможное и взяла у Vega Squadron три карты подряд. Комментаторы были в экстазе от игры, показанной Дмитрием Ивановым с "позывным" Smurf.
Все закончилось, когда на улице уже стемнело. Тысячи поклонников киберспорта шли под проливным дождем к метро Автозаводская, живо обсуждая перипетии финала и рассуждая о шансах Albus NoX в Бразилии. А я вспоминал, как в детстве брел туда же, но со стадиона на Восточной улице в толпе мужичков после очередного матча "Торпедо-ЗИЛ".
Нет уже ни завода, на месте которого и построили "Арену легенд". Нет у стадиона на Восточке своей команды, и он потихоньку загибается. С одной стороны грустно. С другой, мир не стоит на месте. И если столько людей ловят кайф от виртуального спорта, то к этому как минимум нужно относиться серьезно. Конкурента нужно уважать и знать в лицо. Иначе точно проиграешь.