Зачем Фелпс травит Ефимову?
Олег ШАМОНАЕВ
Вчера лидер женской сборной России, возможно, пережила самый тяжелый вечер в своей спортивной карьере, а мировое плавание – один из самых позорных инцидентов в своей истории. Во время финального заплыва на 100 метров брассом Юлия Ефимова – будущий серебряный призер Рио-2016 в этой дисциплине – сначала была освистана трибунами, потом была демонстративно проигнорирована соперницами-американками во время церемонии награждения, а также подвергалась нападкам западных журналистов на пресс-конференции. В довершении ко всему 19-кратный олимпийский чемпион Майкл Фелпс набросился на россиянку с критикой, заявив, что Ефимову нельзя было допускать на нынешние Игры из-за ее допингового прошлого.
Майкл ФЕЛПС:
- Я считаю, что спорт должен быть чистым. Допинг-проба спортсменки оказывалась положительной не один раз, а два… и она выступает на Играх. Это разбивает мне сердце. Хочу, чтобы кто-то сделал с этим что-нибудь. Считаю, что это разрушает смысл спорта, и это меня раздражает.
СКАНДАЛ НА КОММУНАЛЬНОЙ КУХНЕ
Можно по-разному относиться к Юлии. Она не слишком хорошо рассталась со своим бывшим тренером Ириной Вятчаниной, она дважды устраивала скандалы со своей федерацией по окончании чемпионатов мира, она неловко объяснялась в дни своего первого допингового скандала и наговорила много лишнего во время недавней саги с мельдонием. Возможно, ее пока рано возносить до категории величайших звезд отечественного плавания. Но она точно не заслужила к себе такого отношения. И чисто по-человечески, и по букве закона. В конце концов, если Ефимовой было разрешено выступать, на нее распространяются все писанные и неписанные законы спорта, в том числе главный постулат – уважительное отношение ко всем без исключения участникам соревнований.
К западным журналистам вопросов нет – провоцировать спортсменов на яркие заявления это, в общем-то, их работа. Свист на трибунах – вопрос культуры и воспитания. А вот то, что устроила американская сборная, на мой взгляд, – прямое нарушение принципов фэйр-плей, и Международный олимпийский комитет должен дать этому поступку жесткую оценку. Думаю, что сейчас Лилли Кинг и Кэти Мейли будут рассказывать, что все получилось случайно, и что они не собирались устраивать обструкцию Ефимовой. Но все участницы финала в Рио – взрослые девочки, и они не могли не понимать, что любая демонстрация антипатии к Юлии на бортике бассейна будет воспринята совершенно однозначно.
Каждый человек имеет право на свою точку зрения, в том числе по вопросу допуска или недопуска Ефимовой до Олимпиады. Однако когда негативное отношение разных людей превращается в коллективную травлю одного спортсмена – это просто гнусно. В конце концов, если кто-то из соперниц Юлии не согласен с вердиктом Арбитражного суда, Международной федерации водных видов спорта и "тройки МОК", допустивших россиянку до стартов в Рио, у него есть возможность обжаловать это решение в суде. Или просто выйти на старт и обыграть "допингершу" в честной борьбе на водной дорожке. Но то, что устроили конкурентки Ефимовой – это не спорт, не бизнес, не пиар и не профессиональные отношения. Это уровень скандала домохозяек на коммунальной кухне.
ДЕВУШКА В РОЗОВОМ КУПАЛЬНИКЕ
Отдельных слов заслуживают высказывания Майкла Фелпса, который, как известно, прибыл в Рио в качестве уголовника, отбывшего наказание по делу о езде в пьяном виде. А в 2009 году он был отстранен от плавания на три месяца за курение марихуаны во внесоревновательный период. Почему-то кажется, что не Фелпсу в нынешней ситуации рассуждать о морали и о "разрушении смыслов спорта" при допуске к Играм россиянки с допинговым прошлым. Майкл, без вопросов, великий спортсмен. Однако он всегда был лишь "парнем, который очень быстро плывет". Фелпсу категорически недостает харизмы, и когда сейчас он пытается делать выводы о сложных вещах на основании пропагандисткой риторики, это вызывает только сожаление.
На самом деле в олимпийском бассейне Рио выступает достаточно спортсменов с допинговым прошлым – и в сборной Китая, и в команде Кореи, есть они и в бразильской заявке… Однако никто из них не подвергается такому публичному давлению, которое вчера пришлось выдержать Ефимовой. При этом вина Юлии только в одном – она оказалась в центре негативного информационного тренда. Так получилось, что именно Ефимова стала лицом последних допинговых злоключений России. Мария Шарапова после своего публичного раскаяния ушла в тень, наших чемпионов-легкоатлетов в итоге просто не пустили на Олимпиаду…
А Юлия все время была на виду – ее мельдониевое дело рассматривалось дольше всех, выездной Спортивных арбитраж раздумывал о ее дальнейшей судьбе целых три дня вместо одного положенных по регламенту. И вот в итоге Ефимова в Рио, и она – самый удобный объект для того, чтобы вплеснуть всем нам на голову ушаты недовольства западных радикалов по поводу того, что им не удалось до конца разобраться с российской "империей зла". А то, что 24-летняя девушка в розовом купальнике (кстати, живущая в США) никак не тянет на то, чтобы стать символом страшной "государственной допинговой машины", кажется, уже неважно.
ГРЯЗНЫЙ ТРЮК
Зарождающаяся тенденция вываливать политические и допинговые разборки из лабораторий и дисциплинарных заседаний на арены уже начинает напрягать. Например, на недавнем чемпионате Европы прогрессивные метатели демонстративно не подавали руки белорусу Ивану Тихону – еще одному атлету с допинговым прошлым. И международным спортивным властям явно с этим надо что-то делать, иначе все соревнования скоро превратятся в средоточие ненависти и политических претензий. Даже во времена холодной войны спортсмены не переступали черту, демонстрируя уважение к соперникам хотя бы в публичном пространстве.
За несколько часов до старта Ефимовой в Рио украинка Ольга Харлан проиграла россиянке Яне Егорян полуфинальный поединок в турнире саблисток. Проиграла, получив болезненный удар через гарду по кисти, который теоретически можно было бы трактовать как "грязный трюк". И уж наверняка депутату городского совета Николаева было, что сказать в микст-зоне и об этом инциденте, и о русско-украинских отношениях в целом. Однако Харлан ни словом, ни жестом не упрекнула ни Егорян, ни российскую "государственную машину". На церемонии награждения Ольга спокойно стояла на третьей ступеньке пьедестала под гимн России, не закрывая рукой медаль, как любят делать некоторые ее соотечественники. Возможно, поведение Харлан с точки зрения американцев "не в тренде". Однако очень хочется, чтобы именно оно оставалось в большом спорте нормой.
Ефимовой еще предстоят старты в Рио. Сейчас ей очень тяжело. И, по-моему, поддержать девушку, попавшую в жернова допингово-политических разборок – святая обязанность не только ее родных и близких, а всех нас, в том числе других спортсменов, выступающих на Олимпиаде. Не знаю, что на этот счет говорит спортивный регламент, но, думаю, если российские спортсмены и тренеры в Рио в знак солидарностей с Юлей повяжут на свои сумки или костюмы розовые ленточки, это будет отличной демонстрацией того, что хотя бы в этом вопросы мы едины.
Да, у нас нет возможности делать столь резонансные заявления, как Фелпс. Но есть шанс показать миру, что, несмотря на творящийся вокруг нашей команды кошмар, в нас остался внутренний стержень и желание защитить своих. И не потому, что нам приказали сверху, а потому что мы на самом деле так думаем.