Газета Спорт-Экспресс № 65 (8174) от 10 апреля 2020 года
«Юрий Семин: «Не обижайте футболистов»
Повсюду обсуждают, видимо, самую актуальную во времена эпидемии коронавируса тему — кто из футболистов больше отдал клубу от своей зарплаты, кто меньше, а кто не отдал совсем. Вокруг игроков развернулась настоящая истерия. Иногда создается впечатление, что от этого зависит, остановят ли коронавирус.
Причем, судя по информационному потоку, других видов спорта и, более того, сфер деятельности в России не существует. Допустим, хоккеисты КХЛ после объявления о закрытии сезона не упоминаются вообще. Ничего не слышно о представителях мира шоу-бизнеса, которые, как и спортсмены, не имеют сейчас возможности заниматься своим делом.
Никто не задается вопросом о сокращении зарплат членов Госдумы или топ-менеджеров различных компаний, которые также не могут — полностью или частично — осуществлять свою деятельность. Читал, что президент донецкого «Шахтера» Ринат Ахметов пожертвовал на борьбу с коронавирусом гигантскую сумму — 10 миллионов евро. В России о чем-то даже отдаленно похожем на это слышать и читать не доводилось.
Может, я что-то пропустил. Но говорят почему-то только о футболистах. Убежден, что такой крен внимания в их сторону абсолютно несправедлив.
Поверьте, они не остались безучастными к тому, что происходит сейчас в стране и мире. Почти все футболисты — из бедных семей, а потому все о своем детстве помнят, стоят двумя ногами на земле, всегда помогали и будут помогать людям. Просто они не кричат об этом на каждом углу. Знаю, что и сейчас многие, не афишируя этого, адресно оказывают помощь людям, которые в этом особенно нуждаются, — в частности, детским домам, тем, кто серьезно болен.
Я не видел ни одного футболиста, в том числе из нашей команды, который относился бы к этому по-другому! Нужно просто правильно с ними вести переговоры и к каждому случаю относиться индивидуально, видеть в людях личностей. И тогда будет взаимопонимание. А говорить: «Вы должны то-то и то-то» — дело нехитрое.
Вообще, грести футболистов всех команд под одну гребенку — неверно.
То, что мир футбола после пандемии коронавируса COVID-19 будет другим, понимают и признают все. Прежде всего с финансовой точки зрения. Клубы и лиги пытаются подсчитать возможные убытки от вынужденного простоя индустрии и договариваются с игроками о сокращении зарплат. Многие всерьез опасаются банкротства. Очевидно, что в новой реальности трансферы за 100 миллионов евро станут большущей редкостью, равно как и покупки за 20-30 миллионов просто футболиста для обоймы, без претензий на лидерство и безусловную игру в основе.
Неудивительно, что популярный ресурс Transfermarkt отреагировал на последние события и пошел на беспрецедентный шаг — понизил стоимость футболистов на 20 процентов, а игроков 1998 года рождения и младше — на 10 процентов.
«Фондовые рынки и биржевые индексы рухнули, многие клубы находятся под угрозой банкротства. Для большинства из них трансферные планы находятся в тумане. Так что трудно представить, что цены на трансферном рынке в обозримом будущем будут расти, как это было все последние годы. Да, какие-то отдельные крупные сделки могут быть, но, с нашей точки зрения, была необходима оперативная реакция на сложившуюся ситуацию», — сказал основатель ресурса Матиас Зайдель.
По мнению большинства экспертов Transfermarkt, цены на футболистов в ближайшее время упадут примерно на 20-30 процентов.
«Мы по-прежнему намерены регулярно обновлять информацию о рыночной стоимости игроков в индивидуальном порядке. Снижение не должно быть одинаковым для всех. Не исключаю, в ближайшие несколько недель мы сделаем новые расчеты», — добавил Зайдель.
Пока же все подстригли под одну — ну, хорошо, под две — гребенки: в 10 и 20 процентов.
Однако в тройке самых дорогих игроков мира изменений не произошло — в нее по-прежнему входят Кильян Мбаппе, Неймар и Рахим Стерлинг. Нападающий дортмундской «Боруссии» Джейдон Санчо обогнал Лионеля Месси и поднялся на 8-е место — все благодаря возрасту, англичанину всего 20 лет. Из топ-10 выпал Антуан Гризманн — форварда «Барселоны» потеснил защитник «Ливерпуля» Трент Александр-Арнолд.
Из других интересных фактов — потенциально самый дорогой вратарь мира, словенец Ян Облак из «Атлетико», теперь стоит 80 миллионов евро. А Криштиану Роналду занимает в обновленном рейтинге 45-е место с ценой в 60 миллионов. Во столько же оцениваются Эмерик Ляпорт, Марко Верратти и Мауро Икарди.
«Футбол будет другим»
На прошлой неделе президент ФИФА Джанни Инфантино дал интервью итальянскому агентству Ansa, в котором сделал загадочный прогноз: «Все мы должны понять: после пандемии футбол полностью изменится. Он станет всеохватным, общительным, отзывчивым, футбол будет охотнее взаимодействовать с отдельными странами и в то же время развиваться в глобальном смысле. Высокомерия в нем будет меньше, доброжелательности — больше. Да и мы станем лучше, человечнее, внимательнее к настоящим ценностям».
Неясно, что конкретно имел в виду патрон мирового футбола под отзывчивостью и высокомерием, но в одном он точно прав — люди будут бережнее относиться к ценностям. В том числе футбольные люди и в том числе материальным ценностям.
Инфантино — чемпион мира по дипломатии, так что он никогда не будет прямо говорить о финансовом катаклизме. А примерно это сейчас и происходит в футболе — из-за пандемии клубы затягивают пояса так сильно, что могут задохнуться. И кто-то наверняка задохнется.
Резкий скачок
Доброжелательности у клубов точно должно быть больше, особенно к собственным бюджетам. УЕФА еще в начале года опубликовал пухлый отчет, в котором указал на злокачественные опухоли футбольной экономики. Одна из крупнейших — раздутые зарплаты.
Взгляните на показательный график из доклада УЕФА. На нем указана взаимосвязь доходов клубов и их траты на зарплаты (включая игроков, тренеров, административный и технический персонал) с 2009-го по 2018-й год. Проценты — рост указанной статьи в каждый конкретный год.
Здоровый график выглядел бы совсем иначе: в нем красная линия никогда бы не обошла желтую. Как видно, десять лет назад футбольные руководители тоже не задумывались о зависимости расходов от доходов, но потом стало лучше: на протяжении пяти лет расходы на зарплаты в Европе увеличивались не так сильно, как доходы (исключение — 2015 год, когда красная синусоида оказалась чуть выше желтой).
Но в отчетном году все значительно изменилось. Во-первых, впервые за десять лет исследований УЕФА инфляция заработной платы составила 9,4 процента. Во-вторых, впервые за этот же срок разница между ростом расходов на зарплаты и ростом доходов оказалась такой большой — 4,5 процента.
Не по средствам
Соотношение зарплаты к выручке — ключевой показатель сравнительных исследований.
Летом 2004 года «Спартак» совершил несколько мощных приобретений, каждое из которых буквально кричало: мы возвращаемся в топ РПЛ! Победитель Лиги чемпионов Дмитрий Аленичев, обладатель олимпийского золота Афин в составе сборной Аргентины Клементе Родригес, перспективный сербский защитник Неманья Видич и покупка из разряда лакшери — ведущий бомбардир аргентинской лиги 20-летний Фернандо Кавенаги.
После тяжелого падения 2002-2003 годов красно-белые, попавшие в руки Леонида Федуна, рассчитывали на стремительный реванш. Трансферная кампания-2004, несомненно, вскружила голову болельщикам и вселила во многих надежду. Наверное, полностью траты себя не оправдали — тот «Спартак» не взял титул. Но все-таки вернулся в лидеры российского футбола, и именно собранная тогда команда через год заняла второе место и вышла в Лигу чемпионов.
Вот только парадоксальным образом инородным телом стал самый дорогой новичок — Кавенаги. Купленный за рекордные на тот момент 11,5 миллиона долларов южноамериканец сначала символизировал щедрость Федуна и серьезность намерений клуба. Но очень скоро нападающий сделался живым воплощением рухнувших надежд.
Два с половиной сезона, 51 матч, 12 голов. Статистика не убийственная, но как постоянно писали в те годы в прессе и на форумах болельщиков, «за 11 миллионов хотелось бы большего». Несколько раз Кавенаги напоминал, зачем его взяли. Шикарным голом ножницами в ворота «Алании» в 2005 году, мячом в ворота «Ростова» чуть ли не с центра поля в 2006-м, отличным исполнением штрафных и поставленным дальним ударом. Но все это казалось проблесками, за которыми снова следовало безголевое уныние.
27 января 2007 года Кавенаги стал игроком «Бордо». В сезоне-2007/08 Фернандо забил 22 мяча в 35 играх и стал лучшим легионером чемпионата Франции. В следующем сезоне помог стать «Бордо» чемпионом — впервые за 10 лет — на его счету 15 голов. Затем транзитом через пару аренд вернулся спасать родной «Ривер Плейт», вылетевший из высшей лиги. Спас, чтобы потом снова вернуться и взять Кубок Либертадорес. В общем, карьера у Кавенаги сложилась отличная. А для «Ривера» он — почти легенда.
— Не как Франческоли, Алонсо или Ортега, но, несомненно, любимец фанатов, — пишет мне из аргентинской самоизоляции журналист Алехандро Панфиль. — Это воспитанник клуба, наколотил больше сотни голов в высшем дивизионе, включая важные мячи в ворота «Боки», взял Кубок Либертадорес.
Летопись Акселя Вартаняна // 1978 год. Часть пятая.
По итогам апрельских матчей, вобравших в себя четыре тура, турнирную гонку возглавило «Торпедо» с одним потерянным очком и без пропущенных мячей. Вторую восьмерку — чемпион. Редакция «Советского спорт» поручила своему корреспонденту Валерию Березовскому взять интервью у тренеров «Торпедо» Валентина Иванова и киевского «Динамо» Валерия Лобановского. Выбор журналиста и его собеседников не случаен: Березовский — давний и страстный поклонник обеих команд и их наставников.
Иванов явно скромничал: «Я не очень-то верю в чудеса и догадываюсь, что за одну зиму наша команда не могла совершить ничего сверхъестественного... Но самые высокие цели, которыми автозаводцы задавались в прошлом году, и сейчас помогают игрокам вести борьбу на высоком накале, с хорошим психологическим настроем, а добротная атлетическая и скоростная подготовка — играть быстро от начала до конца без признаков усталости».
Лобановский готовил команду по программе, отличавшейся от прошлогодней.
Тогда необходимо было подвести ее в приемлемом состоянии к началу марта, к весенней стадии еврокубка. «Ныне, — объяснял он, — самые серьезные и ответственные игры ожидают нас осенью, на старте очередного розыгрыша Кубка чемпионов. Учитывая длительность и сложность сезона, мы рассчитали программу на постепенное приобретение формы, ибо очень важно распределить силы на всю длинную дистанцию».
Причина неудач на первых турнирных метрах — разная степень готовности футболистов: 15 игроков «Динамо» в разгар весеннего сбора, с 10 февраля по 12 марта, участвовали в составах взрослых и молодежных сборных в международных матчах и турнирах. Березовский попросил собеседников назвать потенциальных конкурентов. Они, как и большинство специалистов, не были оригинальны, претенденты на медали — прошлогодняя ведущая пятерка: три динамовские команды (Киева, Тбилиси и Москвы), «Торпедо» и «Шахтер». Прогноз на 80 процентов сбудется: к четырем названным клубам добавится один новый. В каком порядке и кто стал пятым, узнаете позже. И без того много лишнего сказал. Но интригу убить не успел. Пусть живет.
Московские междусобойчики
В первой декаде мая, между двумя праздниками, состоялись четыре столичных дерби. Самое некогда притягательное («Динамо» — «Спартак») на сей раз москвичей не тронуло: игру посетили чуть более десяти тысяч человек. Не было в этом противостоянии того, что в прошлые годы людей на трибуны влекло: страсти, огонька, жажды борьбы...
— Вы только что закончили тренироваться. Как вы это делаете в условиях карантина?
— Я занимаюсь в зале с тренером по физической подготовке. Вообще во время карантина невозможно тренироваться ни на льду, ни в зале, так как все закрыто. Но я построил для себя небольшой персональный спортзал.
— Насколько в Словакии строгий режим самоизоляции?
— Все также, как и в Москве. Когда мы вернулись домой из России, соблюдали с семьей карантин 14 дней. Проводили все время дома, играли с детьми на террасе. В магазин ходила бабушка и оставляла продукты в гараже. Сейчас я выхожу только при необходимости. Никаких встреч с друзьями, ничего подобного.
— Серию «Динамо» — «Спартак» многие называют самой интересной в плей-офф. Если бы шестой матч играли с болельщиками — исход серии мог бы измениться?
Чистка
В Магнитогорске продолжают строить клуб, причем изменения довольно значительные. Команду покинули все помощники Ильи Воробьева. В принципе, это было вопросом времени. Не секрет, что отношения с Виктором Козловым были испорчены еще во время первой отставки нынешнего главного тренера, ожидалось, что Илья Воробьев привезет новых помощников во время сезона, но затем он благоразумно отказался от этой идеи
Минимальное количество по-настоящему интересных хоккейных новостей из Северной Америки на прошлой неделе разнообразил драфт новичков лиги Онтарио. Не сказать, что это очень знаковое событие, если бы не одно обстоятельство.
Под общим третьим номером «Сарния» выбрала 16-летнего нападающего Максима Наместникова. О нем разнообразные эксперты отзываются как об игроке с очень большим потенциалом.
Во вторник в Союзе биатлонистов России (СБР) проходили серьезные вещи. Правление подводило итоги сезона и решало: как быть дальше? Дискуссии (именно так, несколько человек, участвовавших в заседании, подтвердили, что по ряду вопросов были серьезные споры) велись почти целый день. Виктору Майгурову, который сейчас на Камчатке, в этом смысле пришлось особенно несладко — спать он ушел далеко за полночь по местному времени.
Появившийся сегодня на сайте СБР пресс-релиз, по идее, планировался еще на среду. Однако вчера утром выяснилось, что по некоторым позициям согласия все равно нет. В частности, не понравились определенные пункты президенту Владимиру Драчеву. Это к слову о дискуссиях. Вот и пришлось еще один день потратить на обсуждения и новые голосования. Только сегодня все утвердили.
Авторы скандального письма встретятся с Драчевым
Последнее десятилетие перед коронавирусным коллапсом в спорте — это время повсеместного внедрения систем электронного судейства и видеоповторов. Не то, чтобы в этом была острая необходимость, однако внимание к новому помогло спортивным чиновникам продемонстрировать миру, что они шагают в ногу со временем. Ну и освоить еще больше денег. В итоге разные модные гаджеты изменили облик многих видов спорта. Подведем краткие итоги этой технической революции.
Вкалывают роботы, а не человек
Наверное, никто не будет спорить, что спорт — это в первую очередь соревнования людей. Иногда в это еще и битва технологий (особенно, в авто- и мотоспорте), но все равно с участием людей. Субъективность и свойственные людям ошибки — это то, вокруг чего закручивается спортивная интрига, это главная причина интереса публики к спорту. Есть мнение, что ошибки судей находятся с одном ряду с неудачами спортсменов.
Катки почти по всему миру закрыты, в нормальном режиме работают лишь Корея и Япония, куда из закрывавшейся Канады спешно переместилась Евгения Медведева. Основа весеннего и летнего фигурного катания — шоу. Несколько запланировано на конец апреля в Стране восходящего Солнца, они пока стоят в расписании и не отменены.
В России рынок ледовых шоу фактически обвалился, не состоялось ни мероприятие федерации «Россия, вперед!», ни триумфальные гастроли учениц Этери Тутберидзе, десятками пришлось отменять представления по всей России Илье Авербуху. По данным системы СПАРК, в 2018 году годовая выручка его компании составила около 230 миллионов рублей. Разумеется, распределение по месяцам неодинаковое, но масштаб потерь от простоя на протяжении нескольких месяцев можно представить.
Жительница якутского города Алдан Светлана Хамидулина несколько дней назад вошла в историю, пробежав полумарафон (более 21 километра) по однокомнатной квартире. 1242 круга она преодолела за 2 часа 38 минут. Но уроженка города Белогорск Амурской области и до этого отмечалась необычной физической активностью, которой позавидует любой эфиопский стайер. Например, забегами в 44 градуса мороза
От набирающей обороты пандемии коронавируса страдает не только экономика спорта, но и психология ее главных героев. Уже известны десятки случаев, когда спортсмены продолжают тренироваться, рискуя подвергнуться наказанию за нарушение самоизоляции — хотя формально говоря, тренировки — их работа. И кажется, многим очень трудно перестроиться и найти в жизни альтернативные цели. Об этом «СЭ» поговорил со спортивным психологом