Газета Спорт-Экспресс № 151 (7682) от 16 июля 2018 года
«VIVE LA FRANCE! ДА ЗДРАВСТВУЕТ РОССИЯ!»
Чемпионат мира в России – уже история. Но помнить ее мы будем всю жизнь. Обозреватель "СЭ" подводит первые и субъективные итоги турнира
Восторгов по поводу нашего чемпионата мира было много с первого дня. Целый месяц сплошного позитива, от которого в какой-то момент наступила усталость. Просто трудно праздновать тридцать дней подряд.
Жаль, что все это закончилось.
И – наконец-то, все это закончилась.
Теперь время оглянуться назад, вспомнить каждый день, каждую деталь и еще раз пережить турнир. Без резких эмоций, но с чувством спокойной радости и благодарности за то, что происходило в наших городах. Подводить итоги чемпионата мира – серьезное дело, надо немного остыть. Но даже по горячим следам понятно: все было очень круто.
Во время чемпионата я работал в Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону, Сочи, Нижнем Новгороде и Самаре. Разнообразие городов и матчей позволяет опираться на собственный опыт в оценке турнира.
ОРГАНИЗАЦИЯ. ПОЕЗДАТЫЙ ЧМ!
Хорошая организация это когда все работает так, что думаешь только о футболе. Не о том, как попасть из точки А в точку Б, не об очередях на вход или выход, не о глупых волонтерах. А просто об игре и том, что ее окружает.
За все время турнира организаторов я вспомнил один раз – когда трясся вместе с уругвайскими болельщиками в душном пазике по пути от самарского вокзала до стадиона. Около часа люди ехали стоя в тридцатиградусную жару. Толпы болельщиков штурмовали остановки – транспорта явно не хватало на всех. Но тем не менее, до арены в итоге все добрались. Пусть и не в самых комфортных условиях.
В остальном – без нареканий. Стадионы великолепны, газон отличный, ремонт доделанный, запускали и выпускали быстро, досматривали корректно, пиво и водичку продавали повсюду, волонтеры правильно показывали дорогу.
Почти без перебоев работали аэропорты и вокзалы. "Почти" – потому что некоторые рейсы все же опаздывали, но такое, к сожалению, случается и в менее загруженные дни.
Но учитывая роскошный подарок, который болельщикам сделали "Аэрофлот" (билеты по 5 рублей) и РЖД (бесплатные поезда), пара часов задержки – не самая большая беда.
Поезда это вообще одно из главных впечатлений чемпионата. Многонациональные посиделки в вагонах-ресторанах, пока поезд мчит тебя ночью по мордовским лесам – это ли не романтика?
АТМОСФЕРА. СЕЛФИ С ТОВАРИЩЕМ МАЙОРОМ
Сборная Франции выиграла у Хорватии (4:2) и стала чемпионом мира спустя 20 лет после предыдущей победы.
БАЛКАНЦЫ БЫЛИ ДОМА
...Футбольная Москва – очей очарованье. Приятна мне твоя прощальная краса. Гуляя по столице в последний день этого великого спортивного праздника и прокручивая все волшебные моменты в голове, хотелось долго признаваться в любви всем и всему вокруг, в стихах, прозе и на самых разных языках мира.
Это, собственно, все вокруг и делали. Никольская улица, ставшая синонимом народных гуляний, опять оказалась переполнена. Но тщетными оказались усилия отыскать в окрестностях хотя бы сотню французов. Их было столь мало, что хорваты, прибывшие в Россию в огромном количестве, чувствовали себя полноценными хозяевами. Это была уже не Москва, а милая улочка Загреба, наполненная людьми в красно-белых "шашечных" футболках и распевающих тут и там знаменитую "Srce Vatreno", что переводится как "Горячее сердце".
Собственные песни они постоянно разбавляли дружными и громкими зарядами благодарности: "Спасибо, Россия!", прибавляя своей сборной новых поклонников.
Вагоны метро тряслись под ритмы танцев хорватов. Выход со станции "Спортивная" сразу же позволил понять, сколь силен ажиотаж. В первые же десять метров удалось увидеть сотню табличек с одним и тем же содержанием: "Need ticket. Куплю билет".
А за французов поначалу было действительно немного страшно – кажется, процентов 80 стадиона болело в этот день против них. Но Дидье Дешам построил такую крутую сборную, что ее не способно смутить и это.
ХИТРОСТЬ ХОРВАТОВ
Балканская сборная до последнего ничего не рассказывала про состояние здоровья Перишича, которого после победы над англичанами в полуфинале пришлось отвезти в московскую больницу на обследование. Еще накануне полузащитник "Интера", отметившийся в игре c родоначальниками футбола спасительным голом и результативной передачей, не тренировался в общей группе. Более того, он даже не вышел на поле во время открытой для СМИ части субботней тренировки, чем поспособствовал появлению новых сомнений.
Вероятно, в федерации умышленно схитрили: едва только журналисты покинули тренировочное поле, "травмированный" сразу появился на газоне и принялся бегать по кругу.
Испанец поражает своим футбольным интеллектом.
"АЛЬБАСЕТЕ"
Андрес играл в футбол все детство – родная Фуэнтеальбилья, небольшой городок неподалеку от Альбасете, была скупа на другие развлечения. Учиться соединять технику и мысль с утра и до поздней ночи приходилось на школьной спортивной площадке из бетона – футбольных полей в его провинции не было. Когда стало ясно, что границы этой площадки слишком малы, а желание играть велико, родители отвезли его на просмотр в академию "Альбасете", но семилетнего Иньесту туда не взяли – набор начинался только с восьми лет. Впрочем, отец игрока не готов был так просто отказаться от мечты сына. Весь следующий год (и еще четыре года после) он три раза в неделю возил его за 50 километров на занятия к своему бывшему тренеру, Педро Камачо – родному брату Хосе Антонио Камачо, который впоследствии будет тренировать "Севилью", "Реал" и сборную Испании. Когда Андресу исполнилось восемь, двери школы "Альбасете" для него открылись – и там сразу схватились за голову: "Как это мы не взяли его год назад?!"
Потому что футбольный ум мальчишки поражал с первого взгляда. Будучи ниже большинства сверстников по росту, он намного превосходил каждого из них по уровню техники и видения игры. Два месяца спустя эту возрастную категорию "Альбасете" стали называть "Андрес и его команда" – они выдали сезон без поражений, в каждой игре заставляя вратаря соперника в слезах вытаскивать из сетки по пять-шесть мячей. Самым результативным игроком был, разумеется, Иньеста. "Мяч словно приклеивался к ноге, его невозможно было остановить. Он раз за разом технично обводил всю команду и забивал. Однажды я шепнул ему: "Дружок, попробуй делиться мячом с остальными". Андрес внимательно посмотрел на меня и ответил: "Да, сеньор", – рассказывал Педро Камачо в автобиографии футболиста.
Пройдет два десятка лет, и Иньеста широким жестом отплатит родному клубу за открытый путь в большой футбол, когда спасет "Альбасете" от банкротства, потратив свыше миллиона евро личных денег на оплату долгов, и станет держателем контрольного пакета акций клуба.
"ЛА МАСИЯ"
Удивительное сочетание техники и мысли не позволило ему потеряться на провинциальных просторах футбольной Испании. Когда Андресу было 12 лет, он в составе "Альбасете" приехал на турнир в город Брюнете, что под Мадридом, куда съехались представители всех академий крупных клубов страны. Бледный худой парнишка произвел такое сильное впечатление на Альбера Бенажа, одного из главных помощников Ориоля Торта, который отвечал за "Ла Масию" – футбольную школу "Барселоны", что он поставил его имя в свой список талантов под первым номером.
Франция – двукратный чемпион мира. В финале команда Дидье Дешама, который выигрывал турнир как игрок в 1998 году, уверенно победила сборную Хорватии.
Вопросов нет! Франция – чемпион. Абсолютно заслуженная победа. Команда-победитель, команда-убийца. Никого в России не было лучше. И никто не сделал для победы так много, как сделал Дешам.
Разбор эпизода, после которого Франция повела в финале с Хорватией - 2:1.
В первом тайме финального матча чемпионата мира Франция – Хорватия произошел момент, который еще долго будут обсуждать болельщики и специалисты. Аргентинский рефери Нестор Питана назначил пенальти в ворота хорватов, забив который, французы вышли вперед. Что же произошло в том эпизоде:
33:37. В штрафной площади команды Хорватии Блез Матюиди пытался сыграть головой, наклонился – мяч полетел в сторону Ивана Перишича, который сделал движение левой рукой, опустил ее и попал по мячу. Несколько французских игроков побежали к судье, показывая, что была игра рукой.
Дидье Дешам – дважды чемпион мира. К его золоту в качестве игрока на ЧМ-1998 добавилась тренерская победа на мировом первенстве в России. Он стал третьим, кто добивался подобного, – после немца Франца Беккенбауэра и бразильца Марио Загалло.
Признайтесь, вы думали, что самый крутой французский тренер – это Зинедин Зидан.
Обозреватель "СЭ" Юрий ГОЛЫШАК, изъездивший города ЧМ-2018 вдоль и поперек, – о том, как народ влюбился сборную России.
Сейчас выясняется – верили в сборную до чемпионата мира все, кроме Канчельскиса. Просто виду не подавали.
А я вот не верил. Глядел на мучения в товарищес… Простите – контрольных! – матчах, и страдал вместе с этой командой. Делалось мне худо, что и говорить.
Не знаю, кому было муторнее – им на поле или мне в работе над текстами. Разбирая те матчи.
Раздражало все – история с Денисовым. Какой-то альпийский юмор на пресс-конференциях. Непостижимые умом чудачества с переименованием товарищеских матчей в "контрольные". А главное – тусклая, убогая игра. Никакой искры.
Кто-то писал – "команда не верит в тренера". Я смотрел на поле и думал: похоже на то. Кто-то из профессионалов смеялся над словами Черчесова – "играем под нагрузками". Я был готов присоединиться к хохочущим: а кто не под нагрузками? Что нам пудрят мозги?
Заслуженные артисты отвлекались от репетиций, призывая тренера к отставке. Стыдно признаться, но я был где-то рядом. Изображал шаги за сценой, готовый подпеть, если позовут:
– В отставку, в отставку, в отставку его…
Мне казалось, эту сборную спасет встряска. Раз уж терять нечего – так давайте попробуем. Артист прав – этого уберем, того поставим. Эфрос вместо Любимова. Курбан вместо Станислава.
"Будь рассудительным, будь разумным" – одергивал меня внутренний голос.
– Хорошо, – отвечал я. Отправляясь искать ответ в прошлом. Прошлое-то не обманет.
День вчерашний немедленно отзывался прекрасными примерами: 86-й год. Сборной уезжать вот-вот на чемпионат мира в Мексику. Политбюро, понимаешь, тревожилось – игры никакой. Не могут в Лужниках обыграть финнов. Где мы – а где финны? Хоть "Зенит" в ту пору уж попал под "Куусюси"…
Приехал в Новогорск посмотреть на прощание в глаза ребятам министр спорта Николай Русак. Надо ж такому случиться, вместо футболистов упал министерский взгляд на одежду главного тренера Эдуарда Малофеева. Не совпадающие расцветкой и калибром носки – это ещё куда ни шло. Министр стерпел бы. Но желтый галстук поверх тренировочного костюма – это был перебор. Как в картишках.
Сборную на чемпионат повез Валерий Лобановский. Как минимум, с носками и галстуками у того было строго.
Встряска сработала – сборная не играла, а летала по полю. Неизвестно, куда долетела бы, не подрежь ей крылья судья Фредрикссон, человек с опухшим лицом.
Сборная Англии не смогла выиграть медали чемпионата мира и уступила бельгийцам
ПЕСНЯ ИЛИ НАСМЕШКА?
За полчаса до начала матча на питерском стадионе включили песню Three Lions, самую популярную композицию этого чемпионата мира. Не просто включили, а в режиме караоке – показали бегущей строкой слова на экране, чтобы все подпевали. Хотя все и так знают, что Football’s coming home ("Футбол возвращается домой").
Или не возвращается. На самом деле фанатские песни сборных звучат перед каждым матчем, и до полуфиналов самый назойливый трек лета имел смысл. Этими тремя словами пестрили все социальные сети, потому что надежда у британцев оставалась.
Сборная Бельгии все-таки показала, почему ее поколение считают золотым. В красивом стиле она обыграла Англию и заняла третье место на чемпионате мира.
Матчи за третье место принято недооценивать. Это единственное событие на чемпионате мира, где оба участника официально называются лузерами. Нет, на билетах написано "3d place match", но во всех сетках ФИФА игра значится как L61 vs L62 – лузер одного полуфинала (61-й матч на ЧМ) против лузера второго. Будто эти ребята сами не знают, что упустили большущий шанс.
И одно дело, когда в полуфинале вылетел кто-то из неожиданных участников – типа Турции и Кореи в 2002-м. Но другое, если до финала не добрались потенциальные чемпионы мира.
Помощник Станислава Черчесова Владимир Паников, отвечающий за физическую подготовку игроков, дал большое интервью "СЭ"
ПИСЬМА ДЕТЕЙ И ТЕЛЕГРАММЫ
Кабинет тренерского штаба сборной России на шестом этаже здания на Таганке напоминает сейчас почтовое отделение. Главный тренерский стол штаба завален письмами и телеграммами. Есть официальные послания от губернаторов регионов и от разных компаний со словами благодарности за яркое выступление на чемпионате мира. Но большая часть – это трогательные тексты и рисунки от детей. Забиваки, мячики, триколоры, цветочки, мальчики и девочки...
– Турнир так затягивал, что когда пришло время с ним расставаться, то на глазах наворачивались слезы, – признается Паников, перебирая письма. – Причем не от радости от выполненной задачи, а больше слезы разочарования. Потому что хотелось большего. И хочется сейчас. Когда вернулись из Сочи и вышли к болельщикам на Воробьевых горах, чувства были смешанные. Потому что сил было столько, что мы бы спокойно уже на следующий день сыграли бы 120 минут против Англии. Реально! Игра с хорватами была у нас по интенсивности не хуже, чем первая с арабами, хотя между ними прошло три с лишним недели.
– Как такое возможно?
– Благодаря адреналину. Для каждого из нас домашний чемпионат мира случился первый и последний раз в жизни. А еще потому что так, как в России, не болеют нигде! Колумбия, Перу, Мексика и прочие – это песни, танцы, барабаны…все понятно. Но я о другом. Нам сейчас шлют тысячи писем, и перед чемпионатом слали. Дети присылали свои рисунки…Многие, наверное, думают, что мы не видели акции и флешмобы в нашу поддержку, но это не так. Но у нас есть специальные чаты в соцсетях – для персонала и для игроков. И там все эти ролики публиковали. Один особенно запал в душу. В нем пели про сборную: "Ты у меня одна".
А еще перед одной из тренировок перед первым матчем Саламович показал альбом из детского дома. С простыми, но искренними посланиями. Со словами, что в нас верят. Ребята маленькие, многого еще не понимают. Но знают, что такое Родина. И что такое родная сборная. Уже тогда наворачивались слезы. Понятно, можно проиграть. Потому что соперники у нас были более техничные. Но выйти и играть спустя рукава не было уже никакого права!
ТРЕТЬЕ ДЫХАНИЕ И ОПУСТОШЕНИЕ
– Сейчас, когда прошло несколько дней, что чувствуете?
– Опустошение. Думаю, не отпустит, пока чемпионат не закончится.
ЧМ-2018 закончится уже в воскресенье. На колоссальном интересе страны к футболу можно создать индустрию. А можно – все упустить, как это уже было.
В 2008-м Россия выстрелила на Евро в Австрии и Швейцарии, и казалось, дальше с российским футболом все будет очень хорошо. Откроются школы, вырастут лиги – количество команд, заработки от ТВ, рекламные доходы. Гусу Хиддинку предложили дать свой вариант структурных реформ, голландец как-то пришел с бумагами. Но постепенно все сошло на нет – и результаты сборной, и уровень интереса к продукту.
Мы вернулись в ту же точку. Но ЧМ-2018 дал шанс, которого раньше точно не было.
Скорее всего, российский форвард "Коламбуса" Артемий Панарин покинет клуб этим летом
РАСТУЩИЕ АМБИЦИИ
– Рад, что меня обменяли. Конечно, в это сложно поверить: многие будут говорить, что этого не может быть. Я доволен сейчас своей игрой, и, если закрыть глаза на число набранных очков, в "Блю Джекетс" я играю гораздо лучше, чем в "Чикаго". Там мы много пасовались с Патриком Кейном, но в основном он решал, куда пойдет шайба – амбициозный парень. Мне тоже нравится такую роль играть, – рассказывал в феврале Артемий Панарин в интервью "СЭ".
Позади почти половина сезона в "Формуле-1", и единственный пилот, на счету которого пока нет очков – это россиянин Сергей Сироткин. Наш пилот дебютировал в чемпионате мира в составе легендарного "Уильямса". Но одна из самых титулованных команд в истории оказалась у глубоком кризисе, и в настоящий момент идет на последнем месте в Кубке конструкторов. Бывшие пилоты, работающие в паддоке "Формулы-1", по просьбе "СЭ" оценили ситуацию, в которой оказался Сироткин.
В экспертную панель вошли экс-чемпион GP2 последний чемпион "Ф-1" в составе "Уильямса" Жак Вильнев; Давиде Вальсекки, который комментировал гонки этой же серии, когда в ней выступал Сироткин;
Новак Джокович, переиграв в финале Кевина Андерсона, взял свой четвертый титул на Уимблдоне и 13-й на турнирах "Большого шлема".
Когда Кевин Андерсон и Джон Изнер в пятницу вечером завершили свой матч, продолжавшийся 6 часов 36 минут, а на корт готовились выйти Рафаэль Надаль и Новак Джокович, не было популярнее мнения, что сейчас определится будущий чемпион Уимблдона.
Причин тому – несколько. Понятно, что южноафриканец после стольких проведенных на корте часов – а его шесть матчей на турнире в сумме длились больше 21 – не сможет подойти к решающей баталии в оптимальном физическом состоянии.
В Куала-Лумпуре завершился первый за год бой Мэнни Пакиао, одной из живых легенд профессионального бокса. 39-летний филиппинец вернулся на ринг триумфально, нокаутировав Лукаса Матиссе в седьмом раунде. Бой получился зрелищным, но чуть менее конкурентным, чем ожидалось.
УТРО ВЕЧЕРА МУДРЕНЕЕ
Поединок начался в 11 утра по местному времени, чтобы лучше продать трансляцию в США. Там в это время вечер – самый настоящий прайм-тайм. Для Малайзии бой Пакиао с Матиссе – самое большое боксерское событие с 1975 года, когда Мохаммед Али в Куала-Лумпуре провел защиту своего титула чемпиона мира в бою с Джо Багнером. Он победил тогда единогласным решением судей в 15-раундовом бою.
Поединок Пакиао с Матиссе прошел меньше половины от той дистанции. Публика, несмотря на утреннее время, была хорошо разогрета. Они все пришли посмотреть на легендарного филиппинца, который в Азии невероятно популярен. Каждое активное действие Пакиао зрители встречали с криками и даже визгами. А действий этих оказалось очень много.
НЕ ТОТ МАТИССЕ
Ожидания от боя были максимальные, ведь встречались два очень зрелищных панчера, способных нанести нокаутирующий удар в любую секунду. Защищаться оба бойца не очень любят, так что шансы чьей-то досрочной победы были очень высоки. Даже несмотря на то, что Пакиао не побеждал нокаутом с 2009 года, когда он в 12-м раунде заставил сдаться Мигеля Котто.
Первый раунд получился абсолютно односторонним. Каких-то слишком серьезных ударов Мэнни не донес, но Матиссе не сделал ничего вовсе. Пакиао был намного активнее, а его соперник явно побаивался идти вперед. Во втором он уже чуть осмелел, но все равно Мэнни выбросил намного больше ударов, да и по точным попаданиям соперника превзошел. Это были в основном джебы, но они у филиппинца тоже весьма чувствительные.
В начале третьего раунда, когда Матиссе впервые пошел вперед по-настоящему активно, стало ясно, почему он не делал этого раньше. Аргентинец выбросил размашистую комбинацию, раскрылся, и уже в следующее мгновение оказался на канвасе: у Пакиао прошел левый апперкот. Нокдаун был не самый легкий, но Лукас поднялся быстро. По доброй (или не очень) традиции последних лет на добивание Мэнни не пошел. Он хорошо осведомлен о силе удара Матиссе и рисковать не стал. В 2012 году он заплатил за это высокую цену, нарвавшись на встречный удар Хуана Мануэля Маркеса.
Четвертый раунд получился наименее событийным. Лишь в конце Мэнни провел несколько атак, но потрясти Лукаса не сумел. Но даже этот раунд равным вряд ли назовешь, потому что аргентинец был совсем уж не уверен в себе после нокдауна.