Газета Спорт-Экспресс № 272 (7216) от 2 декабря 2016 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3
ФУТБОЛ
Глава департамента по развитию и партнерству лондонского “Арсенала” Адриан Перацини прочел в Москве лекцию студентам факультета “Менеджмент в игровых видах спорта” бизнес-школы RMA.
В ОЧЕРЕДИ ЗА АБОНЕМЕНТОМ НА “ЭМИРЕЙТС” СТОЯТ ПО 12 ЛЕТ! КАК ЗАРАБАТЫВАЕТ “АРСЕНАЛ”
Каждый раз, когда слушаешь подобные рассказы, то помимо интереса, а порой и восхищения масштабами образцово выстроенного спортивного бизнеса не покидает еще одно чувство - зависть. Потому что понимаешь: это не про нас, и вряд ли мы когда-то такого уровня достигнем.
Перацини трудится в “Арсенале” полгода, но уже насквозь пропитан “канонирской” философией. 13 лет назад он начинал свою карьеру в Италии менеджером по маркетингу в “Аталанте”, внедряя революционную на тот момент модель реализации клубных прав сторонней компанией Sportfive. Затем занимался тем же самым в “Лацио”. А прежде, чем оказаться в “Арсенале”, несколько лет занимал высокий пост в лондонском филиале НБА и год пробыл вице-президентом IMG.
- Отправляясь в Россию, я изучил, как обстоят дела с популярностью у “Арсенала” в вашей стране, - со знанием дела начал Перацини. - Так вот, мне самому сложно поверить, ведь у “Манчестер Юнайтед” и “Челси” здесь много фанатов. Но факт в следующем: в прошлом сезоне именно трансляции с участием “Арсенала” собрали в России наибольшую телеаудиторию.
“Арсенал” - это мировой бренд. У нас больше 37 миллионов подписчиков в Facebook, 8 миллионов в твиттере, официальный сайт клуба ежемесячно посещают четыре миллиона человек. И этой гигантской базе нужно соответствовать. Каждый день.
Именно на это направлены наши усилия. Мы организуем специальные акции в соцсетях, в том числе с партнерскими компаниями. Проводим международные туры, мероприятия с легендами клуба. Например, Робер Пирес, прежде чем войти в тренерский штаб “Арсенала”, играл в Индии за “Гоа”. Его в стране уже знают, и недавняя акция с участием француза в Мумбаи получилась весьма удачной. Мы провели первую официальную встречу с индийскими болельщиками, устроили просмотр дерби с “Тоттенхэмом” на большом экране. Люди никогда не были в Лондоне, а многие никогда и не побывают, но они уже настоящие фанаты “Арсенала”. Это круто. Не менее успешно бренд “Арсенала” в Африке продвигает Нванкво Кану. А следующим летом, в июле, мы проведем матчи в Австралии. Так вот, все билеты уже проданы.
Ядро болельщиков клуба огромно. Полтора миллиона человек оформили членство в “цифровом фан-клубе” “Арсенала”, то есть получают эксклюзивный контент. 250 тысяч человек - полноценные члены фан-клуба. Самые счастливые и удачливые из них - еще и владельцы сезонных абонементов. Это “золотой” уровень членства, 37 тысяч болельщиков. 30 тысяч - “серебряный” уровень, дающий приоритет на покупки билета на нижний ярус. 124 тысячи - “красный” уровень (верхний ярус). 36 тысяч - это дети от младенцев до 16-летних.
Понятно, что не всем желающим хватает места на стадионе. Арена “Эмирейтс” вмещает 60 тысяч зрителей. Очередь на право приобрести абонемент составляет больше 20 тысяч человек. Среднее время ожидания - 12 лет.
В ДНИ МАТЧЕЙ СТОЛЬКО НЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ ДАЖЕ “РЕАЛ”
- Вообще стадион - это, пожалуй, наше главное достояние, - продолжил Перацини. - Решение о переезде команды с “Хайбери” давалось нелегко не только болельщикам, но и менеджменту. Но оно было необходимо с точки зрения развития клуба. Во многом благодаря новой арене “Арсенал” держится на стабильно высоком уровне, никогда не опускается ниже определенной планки как в плане результатов на поле, так и в бизнесе.
При этом мы постоянно работаем над улучшением арены. “Эмирейтс” должен оставаться лучшим стадионом в Англии, одним из лучших в мире. Поэтому каждый год только на поддержание этого статуса, на то, чтобы соответствовать всем современным тенденциям, клуб тратит от 2 до 3,5 миллиона фунтов.
И получает отдачу. По данным за сезон-2014/15 “Арсенал” заработал в дни матчей больше, чем любой другой европейский клуб! 132 миллиона евро. У “Реала” 130, у “Барсы” - 117, у “МЮ” - 114.
Если сравнить, сколько зарабатывал “Арсенал” во времена “Хайбери”, то прогресс очевиден. В первый же сезон после переезда (2006/07) доход в дни матчей вырос с 44 до 91 миллиона фунтов!
Но на сегодня мы в данном аспекте добились, по сути, максимума. Продавать больше сосисок и атрибутики уже сложно. То же самое касается дохода от продажи телеправ. Здесь от клуба мало что зависит. Ну, если не считать непосредственно спортивного результата. К слову, популярность премьер-лиги настолько стремительно растет, что если десять лет назад клуб получил отчислений за телеправа на 44 миллиона фунтов, то год назад - уже 125.
ПРИМЕР ИДЕАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В чем мы можем прибавлять сами, так это в доходах от рекламы, в работе со спонсорами. У нас множество партнеров. За те же 10 лет доходы “Арсенала” от рекламы выросли более чем в два раза. В сезоне-2014/15 они составили 104 миллиона фунтов.
Но особняком, конечно, стоит контракт с “Эмирейтс”. Это партнерство длится уже 12 лет, с тех пор как было объявлено о продаже прав на имя стадиона. Логотип компании на футболках останется как минимум до 2019 года. А контракт на название арены продлен до 2028-го. Сами понимаете, за столько лет уровень отношений вышел на уровень, который сложно назвать обычным спонсорством.
На нашем стадионе у “Эмирейтс” есть собственные супер фешенебельные ложи. Кроме того, вип-гости компании ежегодно ужинают с Арсеном Венгером. Игроки посещают различные акции непосредственно в ОАЭ. С 2009 в Дубае работает детская школа “Арсенала”.
К слову, компания сотрудничает где-то с двумя сотнями (!) спортивных клубов по всему миру. Я с трудом понимаю, как они там в Дубае справляются с таким количеством работы.
“ТОТТЕНХЭМ” СТРОИТ СТАДИОН НА 500 МЕСТ БОЛЬШЕ. ХОЧЕТ ХОТЬ В ЧЕМ-ТО НАС ОБОЙТИ
- Если за абонементами многолетняя очередь, почему же клуб построил только 60-тысячник?
- Думаете, “Арсенал” не хотел бы стадион на 80 тысяч? Все дело в городских властях. “Эмирейтс” находится в жилом районе, совсем рядом с ареной расположены обычные дома. Поэтому при выдаче разрешения на строительство было оговорено: стадион должен вмещать не больше 60 тысяч. Сейчас с похожей проблемой столкнулся “Тоттенхэм”, который строит свой новый стадион прямо возле старого. Он будет вмещать на 500 зрителей больше, чем “Эмирейтс”. Хотят хоть в чем-то нас обойти (улыбается).
- Как еще зарабатывает стадион в дни, когда матчей нет?
- С этим у нас тоже полный порядок. Экскурсия по “Эмирейтс” становится для гостей Лондона таким же обязательным пунктом, как посещение Букингемского дворца и Лондонского глаза - колеса обозрения.
- Вы сами - фанат “Арсенала”?
- Нет. Как я понял, в России этому придают большое значение. Но в Англии это не так. У нас работают поклонники “МЮ”, “Челси” и даже “Тоттенхэма”. И никого это не тревожит, потому что они профессионалы своего дела.
- Российским болельщикам интересно, насколько успешным в плане маркетинга был для “Арсенала” образ Андрея Аршавина?
- Я в то время в клубе еще не работал. А вообще успел понять, что Венгер подбирает игроков не только по игровым качествам, но и по человеческим. Аршавин пришел на пике карьеры и принес “Арсеналу” много пользы.
- Значительная часть акций “Арсенала” принадлежит Алишеру Усманову. Насколько серьезно он влияет на политику клуба?
- Все непосредственное управление клубом осуществляет исполнительный директор Иван Газидис. У него огромный опыт, и владельцы ему доверяют.
- Вы со своим богатым опытом, несомненно, помогли бы России выйти на новый уровень. Согласились бы на заманчивое предложение из нашей страны? Тем более здесь тоже есть свой “Арсенал”.
- (Смеется.) Слышал-слышал. Эта команда из города, где делают какие-то особенные вкусные штуки к чаю, верно? Кто знает, может, когда-то и буду работать в России. Но сейчас я хочу сказать, что лондонский “Арсенал” - это идеальная структура, из которой не хочется уходить и на благо которой хочется трудиться на полную катушку.
Филипп ПАПЕНКОВ