Газета Спорт-Экспресс № 274 (6925) от 5 декабря 2015 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 4
ФУТБОЛ
Сегодня исполняется 75 лет заслуженному тренеру России Борису Игнатьеву, ныне вице-президенту “Торпедо”, а в прошлом главному тренеру юношеских сборных СССР, национальной, олимпийской и молодежной сборных России, а также ряда ведущих отечественных клубов.
Борис ИГНАТЬЕВ: “ВМЕСТО УВОЛЬНЕНИЯ КОЛОСКОВ ПРЕДЛОЖИЛ ПОЕХАТЬ В ОАЭ”
- Под вашим руководством юношеская сборная СССР выиграла чемпионат Европы 1988 года. Как думаете, отличались ли условия, в которых работали вы, от тех, в которых работают нынешние тренеры?
- Тогда у нас подобралась очень сильная команда. Достаточно сказать, что потом Кирьяков, Тетрадзе, Саленко, Никифоров, Тедеев играли за первую сборную. Задача определялась четко - надо обязательно стать первыми. Для этого создавались все условия. Если мне не изменяет память, то из 104 матчей - товарищеских или в различных турнирах - эта команда проиграла всего пять или шесть. И тренеры клубных команд с пониманием относились к календарю сборной, отпускали в нее своих игроков раз в месяц, понимая, что юношеские сборные, представляя наш футбол на международном уровне, решают государственные задачи.
- Какие требования предъявлялись к юношеским тренерам?
- Первое что требовалось - показать свою концепцию. И даже если у тебя нет результата, становилось ясно, что ты на правильном пути. Работу каждого тренера разбирал тренерский совет во главе с Андреем Старостиным. У меня первое время поджилки тряслись, когда видел напротив себя великих Виктора Маслова, Всеволода Боброва, Михаила Якушина, Никиту Симоняна… То есть чувствовалась настоящая заинтересованность в успехах наших юношей.
- Наверное, та ситуация резко контрастирует с сегодняшними буднями?
- Сегодня тренеров отодвинули на второй план, они не участвуют в управлении национальным футболом. Отсюда и крик души - недавнее открытое письмо ведущих российских тренеров, направленное на то, чтобы к нашему мнению прислушались, потому что одними ограничениями, запретами российский футбол не поднимешь. А тренеры четко представляют, что конкретно надо изменить, улучшить, от чего отказаться не только в своей команде, но и вообще, знают о тенденциях развития мирового футбола. И кооперация тренерской мысли с мерами организационного порядка давно назрела.
- Был ведь в вашей работе с юношами и черный день?
- На чемпионат мира в Саудовскую Аравию отправились тем же составом, который выиграл годом раньше европейское золото, и без особого труда выиграли все матчи в группе. В четвертьфинале с Нигерией по истечении часа вели - 4:0, игра шла под нашу диктовку. И я поменял Сергея Кирьякова на Юрия Никифорова. Потом на тренерском совете ко мне была масса претензий по этой замене. Но Кирьяков играл после болезни, а Никифоров тоже был нападающим уровня сборной, иначе в нее не попал бы. Но после этой замены что-то надломилось в игре, а что, до сих пор просматривая ту видеозапись, не могу понять. Нигерийцы за 20 минут забили нам четыре мяча, а потом лучше исполнили послематчевые пенальти. Это был сокрушительный удар по команде, я долго не мог вернуться в рабочее состояние.
- Хотя вернулись из Саудовской Аравии с “личным призом”.
- Имеете в виду золотые запонки. Да, мне преподнес их президент ФИФА Жоао Авеланж, которому очень понравилась игра нашей команды.
- И вас, как сейчас Дмитрия Хомуху, под руководством которого наша молодежка проиграла Азербайджану, не уволили одним махом?
- Нет, Колосков предложил поехать на работу в Арабские Эмираты. Вячеслав Иванович всегда был готов поддержать тренера в трудные минуты, не кричал, не топал ногами после неудачи, говорил: “Сам покопайся, что ты делал неправильно”. Клуб был средним, больших задач не ставил, и как принял я его в середине таблицы, так и оставил.
А по возвращении в Москву мне позвонил Валерий Лобановский, тогда тренер сборной СССР, и предложил поехать вместе с Юрием Морозовым в Ирак...
Почему Игнатьев не бросает “Торпедо”, финансирования которого с трудом хватает на выступление во втором дивизионе?
За какие качества, будучи главным тренером сборной России, выбрал себе в помощники Юрия Семина? И почему считает этого специалиста недооцененным?
Что написано в трудовой книжке Игнатьева, большую часть карьеры игрока проведшего во второй союзной лиге?
Обо всем этом и многом другом в полной версии интервью юбиляра, которую вы можете прочитать на сайте “СЭ”.