Газета Спорт-Экспресс № 262 (6913) от 21 ноября 2015 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

21 ноября 2015

21 ноября 2015 | Футбол

ФУТБОЛ

В российском футболе вновь обсуждают судьбу капитана сборной России. Существует вероятность, что он не примет полноценного участия в заключительных матчах года, чтобы клуб мог не продлевать с ним истекающий летом контракт.

ШИРОКОВ И “СПАРТАК”: НЕУДАЧНЫЙ БРАК

Дмитрий СИМОНОВ

Переход капитана сборной России в “Спартак”, случившийся летом 2014 года, все больше и больше напоминает ошибку. Причем грубейшую. Причем с обеих сторон.

Поклонники красно-белых видели в Романе нового Черенкова, Титова или на худой конец Алекса - долгожданного плеймейкера, который вернет народу спартаковский футбол. Руководство клуба согласилось платить солидные по меркам “Спартака” деньги (свыше 2 миллионов евро в год, плюс солидные подъемные), чтобы заполучить лидера, суперзвезду - и строить вокруг него команду. Сам футболист полтора года назад отказал ЦСКА, где его воспитали, и “Краснодару”, где его приняли с распростертыми, холили, лелеяли.

Делая выбор в пользу “Спартака”, Роман наверняка рассчитывал превратить его в красно-белую машину, готовую к битве за золото, и войти в историю великого клуба. А вместо этого прохудившаяся красно-белая лодка второй сезон так и барахтается где-то в районе 5 - 7-го мест, и всех соучастников процесса, в том числе Широкова, болельщикам хочется поскорее забыть.

“Моя статистика в “Спартаке” хуже, чем в других клубах”, - констатирует сам игрок, для которого окно в Европу теперь открыто только в сборной. “Спортивный результат Широкова не устраивает”, - признает его агент Арсен Минасов. По системе “гол+пас” у Широкова в 14 матчах премьер-лиги 0 голов и 4 передачи. Просто смех - даже в сборной в шести играх у него “1+4”.

Теоретически понижение результативности и другие не лучшие статистические показатели можно списать и на негодное состояние спартаковских форвардов, и на тактику, в рамках которой Широков иногда вынужден играть глубже, чтобы не делить одну берлогу с Поповым, и много на что еще. Но дело не только и не столько в статистике.

Достаточно сказать, что каждые полгода начинаются разговоры об уходе Широкова из “Спартака”. Для такого футболиста, абсолютного топа по меркам РФПЛ, это просто немыслимо. Зимой-2013/14 его отправили в “Краснодар”. Летом-2014 его судьба долго выглядела неопределенной, Широкова ограждали от прессы, кабы чего не вышло, и все решилось, лишь когда на сбор приехал владелец “Спартака” Леонид Федун, с которым у Широкова возникла перепалка на почве старых симпатий Леонида Арнольдовича к киевскому “Динамо”. Сейчас - новый поворот, о нем подробнее - чуть дальше.

Метания, на мой взгляд, свидетельствуют только об одном. Широкову не следовало уходить в нестабильный во всех отношениях, кроме сроков выплаты зарплаты, “Спартак”, отказывая и клубу-прогрессу, и клубу-стабильности. “Спартаку” надо было изгнать собственных многочисленных демонов, прежде чем звать Широкова - непростого человека и непростого в применении игрока. Если жена каждый день кричит мужу, что подает на развод, или муж всякий раз, вернувшись с работы, за ужином твердит жене, что видеть ее не может, вывод можно сделать только один.

Их брак - неудачный. Им лучше разойтись.

В четверг появилась информация, которую подтверждают близкие к Широкову люди - в “Спартаке” не горят желанием продлевать с плеймейкером контракт. Предположительно, к такому решению пришли на совете директоров, заседание состоялось во вторник. Источники рассказывают, что у истоков стояли зампредседателя совета Александр Жирков и “серый кардинал”, зять Федуна Йохан Гераскин, у которого отношения с Широковым совсем не сложились на фоне нелюбви Романа к креатуре Гераскина, Мурату Якину. Очевидно, впрочем, что после киевской истории Роману не благоволит и имеющий последнее слово Федун, хотя всего несколько лет назад он был высочайшего мнения о хавбеке тогда еще “Зенита”. Но и здесь взаимности не случилось. Острый на язык Широков позволял себе подшучивать над Федуном и до перехода в “Спартак”, и уже будучи на контракте.

А контракт с Широковым был подписан по схеме “2+1”. “+” активируется в том случае, если полузащитник проводит не менее 45 минут в 15 играх сезона. Таких матчей набралось 14 - Широков пропускал оба кубковых поединка по решению тренерского штаба (только теперь стало ясно, почему его неожиданно не стали использовать в такой важной встрече с “Кубанью”) и выезд в Грозный из-за дисквалификации. Получается, что еще две игры - и соглашение по желанию Широкова автоматически пролонгируется до лета-2017.

В этой связи возникли небеспочвенные опасения, что тренерскому штабу придется воздержаться от полноценного использования Широкова в играх с “Краснодаром”, “Рубином” и “Крыльями”. Ни Широков, ни Родионов, ни Минасов, отреагировавшие на скандальную информацию в СМИ, не подтвердили, что это может произойти. Но и не опровергли. Гендиректор отметил, что трансферы являются частью футбольной жизни и что по Широкову идут переговоры. Агент парировал: “Переговоров ни с кем не веду”. А футболист изящно намекнул, что если “Спартак” решился на жесткий шаг, то это больно ударит по репутации клуба и по главному тренеру.

Дмитрий Аленичев действительно оказался между двух огней. Широков ему, конечно, нужен, и Аленичев не скрывает этого. Да и какой тренер в здравом уме добровольно откажется от топ-футболиста, если только с игроком не возник конфликт. А у Широкова с Аленичевым нет серьезных разногласий, особенно если сравнивать с отношениями Широкова с Якиным. Наверное, Аленичев мог бы ударить кулаком по столу - и если тренеру все же придется смириться с широковской ссылкой, некоторые особо ранимые или оголтелые болельщики непременно поставят ему диагноз “мягкотелый”. И очень зря: тренеры в современном футболе уже давно не диктуют свои правила - в России явное исключение разве что Курбан Бердыев. В остальных местах кадровые вопросы прежде всего в компетенции менеджмента - начальство решает, готово ли дальше тратиться на зарплату того или иного футболиста, а тренер берет под козырек и работает с тем материалом, который ему дали (либо платит зарплату из своего кармана). Да и не Аленичеву сейчас лезть в бутылку - первый круг провален, неопытный тренер пока никому ничего не доказал. Не время качать права.

И потом, Аленичев и Широков никогда не шли в связке. Роман пришел в “Спартак” до появления Дмитрия Анатольевича, а летом Аленичев ждал итогового решения Федуна по Широкову, его мнение “за” было принято во внимание, но не являлось решающим.

А вот имидж “Спартака” действительно пострадает - насильственное зачехление готового играть футболиста не красит ни один футбольный клуб. Хотя такие истории были, есть и будут: болельщики смотрят на футбол как на игру, а менеджеры - как на бизнес, где два-три матча менее важны, чем сэкономленные миллионы и стратегия развития, подразумевающие расставание даже с именитыми игроками. Главное, чтобы эта стратегия действительно была - под нее могут быть замаскированы шальные, непродуманные, продиктованные сиюминутными эмоциями решения.

Чисто теоретически есть еще один вариант: Широкова можно выпускать хоть во всех трех матчах - только, допустим, во вторых таймах. Или даже в первых - меняя на 44-й минуте и превращая ситуацию в откровенное шапито. Вот только какой самоотдачи можно будет ждать от футболиста, несмотря на все разговоры о профессионализме, если ему столь некрасиво укажут на дверь? Лучше уж просто оставить его на скамейке.

А может, Широкову сделать вообще красиво? Появиться на поле в игре с “Краснодаром” на 89-й минуте, а на 90-й заработать удаление - и навсегда удалиться из “Спартака”, так и не ставшего для Романа своим. Не знаю, как “Спартак” проживет без Широкова - вряд ли от присутствия или отсутствия одного игрока, даже столь яркого, в клубе многое поменяется. Но для самого Широкова уж точно найдутся в футболе места, где ему будет по-настоящему хорошо, а не как в “Спартаке”.