Газета Спорт-Экспресс № 261 (6912) от 20 ноября 2015 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1
ФУТБОЛ
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 16-й тур. 22 ноября. “СПАРТАК” - “КРАСНОДАР”
Бывший защитник красно-белых и сборной Литвы - о своей карьере и нынешнем тренерском штабе 9-кратных чемпионов России.
Игнас ДЕДУРА: “АЛЕНИЧЕВ СПОСОБЕН ПРИВЕСТИ “СПАРТАК” К ЧЕМПИОНСТВУ”
- Мой нынешний клуб - “Спирис” - создан для воспитанников каунасской футбольной школы, которые делают первые шаги во взрослом футболе. Стариков трое - я, 36-летний Андрюс Величка, поигравший за “Рейнджерс”, и 38-летний Аудрюс Ксанавичюс. Он выступал за “Хартс”. Вот такой состав в нашей команде. Да, есть и легионер - белорус Дмитрий Рекиш.
- Значит, растите молодежь для последующей продажи?
- Можно сказать и так.
- Пятое место в чемпионате - успех?
- Это наш первый сезон в высшей лиге. В прошлом году мы были четвертыми в первом дивизионе. Лига искала десятую команду для полного комплекта, и мы дали согласие. Все думали, что будем мальчиками для битья, но нас голыми руками не взять. Мало кто ожидал от нас такой прыти. Так что пятое место - вполне успешный результат.
- Каков уровень чемпионата Литвы?
- Честно? Низкий-низкий. И падает с каждым годом. Есть пара команд, с которыми тяжело, с остальными - проще. Наша молодежь, ни разу не игравшая в элите, борется с ними на равных. “Жальгирис” - лидер, без вариантов.
- Все таланты уезжают при первой возможности?
- Пытаются. Но беда в том, что даже талантливых парней не осталось (смеется). Наша молодежная сборная умудряется проигрывать Андорре! О чем говорить, когда в отборочном турнире Euro-2017 в пяти матчах пять поражений? Не хочется, чтобы со временем наш чемпионат жил по принципу: “Сходил на работу, а на выходных поиграл в футбол”.
- Какой же выход?
- Что-то менять в федерации. Быть может, людям, кто сидит там, стоит задуматься и уйти.
- Финансирование у клуба, как полагаю, не самое шикарное?
- Что дает город, на то и живем.
- Давайте перейдем от грустного к хорошему…
- Почему от грустного (смеется)? Такова жизнь.
- Вы уже говорили о тройке ветеранов. Вы - самые возрастные игроки в чемпионате?
- Есть еще один. Хорошо знакомый российскому болельщику Дейвидас Шемберас. Он в “Жальгирисе” сейчас чемпионом стал в очередной раз. Вернулся домой помочь родной команде.
- И как выглядит знаменитый армеец? Все так же получает рекордное количество желтых карточек?
- Один из лучших! И с дисциплиной все в порядке - кажется, пять желтых и одна красная карточка (смеется).
- Вам сил в таком возрасте хватает?
- Сил хватило бы еще на несколько лет, но есть рецидив старой травмы. В 2004 году делал операцию на суставе большого пальца левой ноги. В 2014-м пришлось вновь ложиться на операционный стол, но это мало помогло. Сустав изношен, палец болит. Если следующий сезон удастся отыграть - будет хорошо.
- О будущем задумываетесь?
- Да, приходится. Детей тренировать, если честно, не хочется. А во взрослом футболе команд мало, а тренеров - много. Идти некуда, разве что заграницу уезжать. Так что перспектив особых не вижу.
***
- В Литве спортом номер один является баскетбол. Как же вы умудрились стать футболистом?
- Это стереотип. Вы не поверите, но не всем литовцам нравится баскетбол (смеется). Так что футболисты у нас есть. Конечно, все смотрят баскетбол, переживают. Пробовал играть, но мне этот спорт в детстве не понравился.
- Ну хоть иногда играете в баскетбол?
- Не хочу хвастаться, но играю хорошо. В “Спартаке”, бывало, брали в руки мяч. Сразу было видно, кто литовец (смеется).
- Кто еще мог с вами поспорить?
- Не помню, но вряд ли кто-то мог составить мне конкуренцию. Сразу было понятно, что играть против меня - заранее обречь себя на поражение (смеется).
- Вы начинали заниматься футболом в Каунасе?
- Да.
- Уже с детства знали, что станете футболистом?
- Это сейчас молодые ребята знают, что станут футболистами. В мое время было не так: просто играешь, а что будет потом - неизвестно.
- В 2001 году вы оказались в “Торпедо-ЗИЛ”.
- Тяжело было покидать Литву, где остались родные, друзья. В Москву меня позвали после Кубка Содружества. Повезло, что вместе со мной поехал Саулюс Миколаюнас.
- Почему не получилось остаться в “Торпедо”?
- Я уезжал в аренду. Мне говорили, что я им нужен, все устраивает, но не нашлось денег на выкуп контракта. Из Москвы я поехал в “Сконто”.
- В Латвии вам довелось поиграть под руководством Александра Старкова. Что скажете о нем?
- Он добился успеха как с клубами, так и на уровне сборных. Хороший тренер, который всем все доказал.
- Не знаете, чем сейчас занимается?
- Не в курсе. Слышал, что работает в Федерации футбола Латвии.
- В “Спартаке” вы оказались по его приглашению?
- Да. Согласился сразу, ведь в такой клуб не зовут дважды.
- Против “Спартака” вам довелось поиграть на Кубке Содружества. Могли представить себе, что однажды сможете выйти на поле в красно-белой футболке?
- Конечно, смотрел на команду, на их противостояние с киевским “Динамо”. Представлял, как бы я выглядел в их составе, но не думал, что смогу когда-то сыграть за “Спартак”. Благодарен судьбе, что оказался в таком клубе.
- Старков во главу угла ставил оборону. Для вас, защитника, это было удобно?
- Защитникам легче играть, когда вся команда обороняется. Чувствовалось, что болельщики не очень любили тот футбол, ведь они привыкли видеть атакующий “Спартак”. Вот сейчас команду возглавил Дмитрий Аленичев - уже видны проблески спартаковского футбола. “Забегания”, “стеночки”, красивые голы. Такое не оставляет равнодушным никого. Правда, сейчас не все получается, но нужно время.
- Аленичев в 2006 году дал знаменитое интервью, в котором сказал: “Старков - тупик для “Спартака”. Ковалевски и Калиниченко говорили, что, не встав на защиту капитана, коллектив развалился.
- Спустя много лет тяжело вспомнить все детали. Но Войцех с Максом верно заметили, тогда пошел некий разлад. Не знаю, стоит ли сожалеть. Что было, то было.
- Аленичев - тренер для красно-белых?
- Он играл в старом “Спартаке”, знает, как и что нужно делать. С Дмитрием клуб сможет бороться за чемпионство. В этом сезоне уже вряд ли, но в следующем - обязательно. Возвращение в клуб Аленичева, Титова, Ананко - людей, которые ковали славные победы в 90-е годы, - очень хороший знак. Они знают, что такое спартаковский дух, победные традиции. Все будет у команды хорошо.
- Нет ли опасения, что Аленичеву просто не дадут времени?
- Постоянная тренерская чехарда мешает любому клубу добиваться результата. Нужно дать человеку время - и не год, а два-три-пять.
- При Старкове вы были игроком основного состава. Что же произошло при Федотове?
- Он сразу отправил меня в дубль. Было очень обидно, ведь ни малейшего шанса мне не дали. Тренер свое решение не объяснял, а мне приходилось терпеть и играть за молодежный состав. Тогда же я мог оказаться в “Крыльях Советов”, но “Спартак” меня не отпустил.
- Возвращение в основу у вас произошло при Черчесове. Кто-то говорит, что он - справедливый тренер, кто-то называет его тираном.
- Есть и то, и другое.
***
- В столичном клубе вашим хорошим товарищем был Ковалевски. Как подружились?
- В столовой на базе поинтересовался, за какой стол мне сесть. Войцех позвал к себе. С ним до сих пор поддерживаю отношение. Недавно он проезжал мимо Каунаса, заглянул ко мне в гости, поговорили. Нас ведь разделяет всего 120 километров.
- Сразу было видно, что это лидер?
- Все вратари стараются быть главными в команде. “Спартаку” вообще везло на голкиперов - Ковалевски, Плетикоса. С такими парнями за спиной ничего не страшно. Получить от них нагоняй? Нет, это с виду они такие грозные, да и мы старались их не гневить (смеется).
- Ваша связка с Видичем до сих пор в памяти болельщиков.
- Неманья - один из сильнейших футболистов, с кем когда-либо пришлось играть. Неудивительно, что спустя пару лет он оказался в “Манчестер Юнайтед”.
- Видича от болей в спине вылечил доктор Лю. Вы сталкивались с ним?
- О, да! До сих пор восхищаюсь его методами. Очень хороший доктор. И сейчас вспоминаю иголки, которыми он лечил. В других клубах ничего подобного не было. Кстати, а вы не знаете, где он сейчас?
- До сих пор работает в клубе.
- Красавец! Передайте, пожалуйста, от меня ему большой привет.
- Обязательно. Кстати, он говорил, что поедание детского кала помогает при проблемах с пищеварением.
- Не может быть! Слава богу, я этого не испытал (смеется). Иголки по сравнению с этим выглядят просто здорово.
- В разное время вы поиграли с Ковтуном, Парфеновым, Штранцлем, Погатецом, Ковачем, Йиранеком. Сильные партнеры?
- Они бы и сейчас не были лишними в “Спартаке”. Посмотрите, Мартин до сих играет в “Томи”, показывает свой класс.
- Ковтун и Парфенов уже завершали свою карьеру. Не было с их стороны обиды на молодых?
- Может быть, и было что-то, но они этого не показывали. Результат для них был на первом месте. К тому же коллектив у нас был дружный. А главные весельчаки - это Бояринцев, Ковач. Кстати, совсем недавно узнал, что Юра и Дима стали тренерами. Смотрел “Зенит” - “Тосно”. После матча Парфенов дает интервью. Думаю, что он там делает? Оказывается, главный тренер (смеется). Удивился немного.
- Вам вообще удается следить за своими бывшими партнерами?
- Специально не слежу. Читал, что Калиниченко в Харькове работает. Ковалевски тренирует детей.
- Вы успели поиграть с футболистом, который “по потенциалу лучший защитник на всем постсоветском пространстве”. Догадываетесь, о ком речь?
- Нет.
- Это Егор Филиппенко. О нем так говорил Федун.
- Хороший футболист, от него ждали прогресса. Сейчас в “Малаге” выступает. Кстати, с Егором мы пересекались в Лиге чемпионов. Его БАТЭ играл с моим “Экранасом”.
- Единственное ваше удаление в России было заработано в игре с “Москвой”. Помните?
- Еще бы! В “Лужниках” Баррьентос чуть было не снес голову Андрею Иванову. Жуткий эпизод. К аргентинцу мы подбежали втроем - я, Титов и Калина. Если я до него и дотронулся, то точно не толкал его. А он упал как подкошенный, будто его ударили. Так что с тем удалением я до сих пор не согласен.
- Штраф вам клуб выписал?
- Нет. Черчесов не стал наказывать, потому что я заступился за партнера.
- Часто на штрафы попадали?
- Старался до этого не доводить. Было один раз - за опоздание в тренажерный зал. При Лаудрупе.
- У датчанина в “Спартаке” не получилось. Причина?
- По занятиям было видно, что он был игроком высочайшего класса. А как тренер… Наверное, не смог найти общего языка. Лаудруп прививал “Спартаку” европейский подход к делу. Например, приезд на игру в день матча, а у нас было принято, что команда собирается на базе вечером перед игрой и там ночует.
- Была возможность остаться в “Спартаке”?
- У меня закончился контракт, а о продлении никто не говорил. После “Спартака” агенты предлагали разные варианты в Европе, но с условием, что нужно ехать на просмотр. А в “Салют” позвал Ромащенко. Согласился помочь. К сожалению, помешали травмы и через полгода Белгород для меня закончился.
***
- Не тяжело было уходить в первую лигу?
- Тяжело, но мне хотелось играть в футбол.
- Не жалеете, что перешли в “Спартак”?
- Нет. Рад, что удалось поиграть в этом великом клубе.
- В вашей карьере восемь чемпионских титулов - по четыре в Литве и Латвии.
- Самая ценный - первый. Был молодым, забивал в четырех или пяти матчах подряд. Но и другие медали не стоит недооценивать. Каждая по-своему дорога.
- В “Спартаке” вам чемпионом стать не удалось…
- Конечно, хотелось бы выиграть чемпионат России, но не сложилось. Надеюсь, нынешний “Спартак” сделает то, чего не удалось нам. Хотя в этом сезоне победить будет тяжело.
- Самый экстремальный выезд в России? Таски собирался писать книгу о полете в Комсомольск-на-Амуре.
- Разве что Владивосток, да и то, из-за того, что лететь очень долго. Играя в России, налетался на всю жизнь.
- Бывший капитан хоккейного “Спартака” Бранко Радивоевич рассказывал, что зимой в Череповце в гостинице спал в куртке. У вас что-то подобное было?
- (Смеется.) Не повезло ему. В провинции иногда бывают плохие гостиницы. Помню, в 2004 году поехали в Пермь, “Амкар” как раз только вышел в премьер-лигу. Жили в старом корпусе одной из гостиниц, так как в новом не было свободных номеров. Там было так жутко, что Ковалевски не выдержал и снял другой номер, сказав, что тут спать не собирается.
- Что же там такого было страшного?
- Лучше не спрашивайте (смеется).
***
- Насколько внимательно следите за российским чемпионатом?
- Читаю новости, смотрю по телевизору. За своим бывшим клубом слежу, но и на другие команды обращаю внимание.
- Есть в составе “Спартака” звезда?
- Промес много забивает, но звездой его назвать не могу. Широков? Да, это ваша российская звезда, здорово играет в сборной.
- ЦСКА свое первое поражение потерпел лишь в 15-м туре. Можно назвать армейцев чемпионами?
- Хорошая команда. В некоторых моментах ЦСКА везет, но выглядят они уверенно. Но даже у таких команд бывают спады, так что о чемпионстве говорить рано. Пока красно-синие - главный претендент. В Лиге чемпионов понравился их матч в Химках с “МЮ”. Играли на равных.
- А что скажете о “Зените”?
- Четыре победы на старте группового турнира Лиги чемпионов - отличный показатель, но зато как неудачно он выступает в чемпионате. Наверное, сосредоточился на еврокубках.
- Вы успели поиграть с Дзюбой. Сейчас он в “Зените”. Не зря уходил из “Спартака”?
- Такой футболист помог бы сейчас красно-белым. Единственное, в “Зените” у него есть такие партнеры, как Халк, Данни, другие ребята. Люди, которые подносят снаряды. Может, именно поэтому у Артема и идет игра в Питере.
- Против каких форвардов вам пришлось наиболее тяжело?
- Клозе, Коллер. С ними было тяжело. Запомнились размеры обуви чеха! Здоровенный такой форвард, но страха не возникало. Был еще один парень в ЦСКА. Вагнер Лав. Маленький, резвый. Как раз неудобно играть с маленькими и с большими.
- Вы были в заявке в историческом матче ЦСКА - “Спартак”, когда красно-белые прервали семилетнюю серию без побед.
- Точно я был в заявке?
- Да. 2008 год, “Лужники”. Гол забил Никита Баженов, а тренировал тогда Лаудруп…
- Ах, точно! Как можно было забыть? Конечно, той победой мы здорово порадовали наших болельщиков, все-таки на протяжении стольких лет они мечтали увидеть выигрыш своей команды в дерби. Победа над ЦСКА была особенной, но какое мы в итоге место в чемпионате заняли?
- А фамилия Янчик вам что-то говорит?
- А как же! Это тот самый поляк, который украл у нас победу годом ранее. Вышел в концовке и забил в компенсированное время. Было очень обидно.
- Дерби с ЦСКА - особенное?
- Да. Полные Лужники, 60 - 70 тысяч человек. Незабываемые ощущения!
Сергей АСТАХОВ