Газета Спорт-Экспресс № 250 (6901) от 7 ноября 2015 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
CUPOFCHINA
В пятницу в Пекине состоялось поистине исторические событие: 18-летний китайский одиночник Боян Цзинь стал первым спортсменом в мировой истории, успешно выполнившим в соревнованиях каскад из четверного лутца и тройного тулупа. А трехкратная чемпионка мира Мао Асада, вернувшаяся в спорт после полуторалетнего перерыва, с преимуществом в шесть баллов лидирует в короткой программе.
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Мао АСАДЫ
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Пекина
Накануне первого дня выступлений Мао Асада произвела фурор на тренировке. Она предстала перед публикой в совершенно сногсшибательной форме, полностью восстановленным тройным акселем и технической заявкой, наголову бившей сложностью программу любой другой участницы китайского этапа. Другими словами, вернулась побеждать, заранее предоставив публике возможность убедиться в том, что иных вариантов она просто не рассматривает.
Программа Асады, имеющая в прыжковой части тройной аксель, каскад из тройных флипа и риттбергера и сольный тройной лутц во второй половине катания, имела базовую сложность 38,8, при том что “база” Елены Радионовой составляла 32,84, а Анны Погорилой - 32,33. Это означало, что даже если японке вдруг не повезет с приземлением и она облегчит каскад, ограничившись вариантом 3+2, то все равно будет иметь порядка двух баллов базового технического преимущества.
Облегчать себе задачу трехкратная чемпионка мира не стала. За технику она набрала 37,08, потеряв немного на своих традиционных, чтобы не сказать “любимых” ошибках - не совсем докрученном прыжке в каскаде и не совсем верном ребре на лутце.
Главным было другое: каталась Асада с такой внутренней уверенностью и осознанием собственного непоколебимого превосходства, словно вернулась после долгого отсутствия домой и застала в своей спальне младших сестер: “А теперь, девочки, быстренько положили все тряпочки и косметику на место и пошли отсюда вон!”
Примерно так же выглядело выступление в мужском катании Бояна Цзиня.
Прыжок в четыре оборота - ни разу не новость в мужском одиночном катании. Можно даже, наверное, утверждать, что основной толчок миру в освоении этого элемента дала наша страна: одиночные успешные попытки четверного тулупа делал еще Александр Фадеев, тренируясь у Станислава Жука, а Алексей Мишин просто поставил прыжки на поток, еще лет пятнадцать назад мечтая о том, что когда-нибудь его ученик Евгений Плющенко выполнит в “четверном” варианте все шесть существующих разновидностей прыжков в одной программе.
Но вышло несколько иначе. Мир достаточно успешно и массово двинулся в заданном направлении, в то время как для российских одиночников даже наиболее простые вариации четверных остались леденящим кровь броском со связкой гранат на амбразуру: рванет или удастся уцелеть?
Минута славы Бояна Цзиня наступила в самом начале второй мужской разминки. За техническое исполнение короткой программы с каскадом 4+3, акселем и четверным тулупом фигурист набрал 53,76. Другой вопрос, что при отсутствии сколь бы то ни было значимой “взрослой” репутации в судейских глазах, вчерашний юниор не мог рассчитывать на высокие компоненты - получил всего 36,29. Такая “вилка”, подозреваю, тоже стала рекордной: вряд ли ранее в одиночном катании случались подобные прецеденты. Тем не менее с общим результатом 90,05 Боян Цзинь возглавил ход розыгрыша.
Выступление дебютанта произвело фурор на трибунах и нанесло приличную травму зрелищу в целом: все последующие мужские выступления стали невольно восприниматься в сравнении достаточно невзрачно.
Единственным исключением стал действующий чемпион мира Хавьер Фернандес, поставивший “выскочку” на место второй оценкой. Но единоличным героем вечера так и остался китаец.
***
Комментируя свое выступление в короткой программе, Сергей Воронов сказал: “Знаете, я, похоже, научился получать удовольствие от того, как катаюсь”. Когда же я заметила в ответ, что это бросается в глаза даже со стороны, спортсмен просиял: “Правда? Вот здорово! Но это так тяжело - балансировать на этой грани, не думая ежеминутно о том, что можешь сделать ошибку!”
Нечто подобное на протяжении достаточно большого периода времени происходило с Юко Кавагути и Александром Смирновым. Пока в катании питерского дуэта преобладала ответственность, над фигуристами дамокловым мечом висела репутация пары, не слишком способной на то, чтобы решать задачи высшего порядка. Слишком “хрупкой” физически и не слишком удачливой к тому же. Видно было, до какой степени это тяготит фигуристов и прежде всего - партнершу. Но в какой-то момент картина изменилась.
Произошло это в январе нынешнего года - на чемпионате Европы в Стокгольме, где Кавагути и Смирнов стали первыми, опередив вице-чемпионов всех соревнований олимпийского сезона Ксению Столбову/Федора Климова. На вопрос, что мешало дуэту показывать прокаты такого качества раньше, Смирнов ответил: “Не хватало какой-то наглости и уверенности, наверное. Может быть, в некоторых моментах нам ее и до сих пор не хватает, но в Стокгольме удалось настроиться на прокат именно так, как нужно, - зло и сильно. Идти вперед и ничего не бояться”.
Возможно, решение оставить произвольную программу еще на один год было продиктовано как раз желанием снова вспомнить, а заодно напомнить окружающим, что такое кататься с удовольствием, понимая, насколько хороша постановка и как по-королевски комфортно чувствуешь себя в ней ты сам?
Впрочем, в пятницу до знаменитого “Манфреда” предстояло еще дожить - справиться без чрезмерных потерь с короткой программой. С учетом того, что россиянам противостояли сразу три ведущих китайских дуэта, задача не казалась легкой.
Это российско-китайское противостояние завершилось за неявным превосходством хозяев, что в принципе неплохо. Известно же, что догонять всегда проще, чем убегать. Главное - не забыть получить удовольствие от процесса.
***
Танцевальный турнир третьего этапа “Гран-при” понес потери, не успев начаться: один из трех дуэтов страны-хозяйки был вынужден сняться из-за травмы - на заключительной тренировке в четверг танцоры рухнули друг на друга при попытке исполнить поддержку.
Большого урона танцевальному имиджу страны это, впрочем, не нанесло, собственно и в Пекине выступление двух дуэтов Поднебесной выглядело неким разогревом публики - перед тем как выпустить вальсировать главных героев.
Вальс - танец коварный. С одной стороны, классика всегда задает некие рамки как в плане самого танца, так и костюмов к нему. Когда же танцоры пытаются гнаться за разнообразием тем и образов, сразу увеличивается шанс не понравиться арбитрам. Никто ведь не знает заранее, насколько консервативным окажется состав судейской панели?
Обычно в таких случаях фигуристы и тренеры сильно ориентируются на чужой опыт. Достаточно было, например, одного резкого отзыва председателя танцевального техкома ISU Галины Гордон-Полторак о коротком танце вице-чемпионов мира Мэдисон Чок/Эвана Бейтса на одном из первых турниров сезона в Оберстдорфе, как фигуристы безропотно поменяли постановку. Чуть позже то же самое сделали канадцы Кейтлин Уивер/Эндрю Поже, наслушавшись нелицеприятной критики от Гордон-Полторак в отношении своего первого выступления на турнире FinlandiaTrophy. Причем оба дуэта сделали выбор в пользу более классических, нежели первоначальные, вариаций.
На фоне тотальной классики жанра короткий танец Елены Ильиных и Руслана, поставленный на музыку группы Queen, мог быть воспринят особенно выигрышно, но прозвучал сдержанно, несмотря на очень хорошее техническое исполнение спортсменами всех элементов. Судя по оценке за компоненты программы, судьи пока относятся к вальсу в российском варианте несколько настороженно.
Свой прокат Лена с Русланом оценили достаточно высоко, заметив, что особенно рады как раз оценкам за технику, которые оказались выше, нежели на “домашнем” турнире в Саранске.
- Мы очень много работали над этим, - сказала Ильиных. - Старались отточить каждый шаг, понимая, что любое неправильное движение может привести к большим потерям в оценке, в уровнях сложности. Все-таки короткий танец - это прежде всего элементы. Что касается постановки, она очень нравится и мне, и Руслану, и нашим тренерам. Мы чувствуем драйв даже в тех местах программы, где приходится быть очень сконцентрированными, получаем удовольствие от своего катания. Возможно, еще просто не пришло время для того, чтобы танец “засверкал”.
ПЕКИН (Китай). “Гран-при” CupofChina
Танец. Короткая программа. 1. Каппеллини/Ланотте (Италия) - 66,39. 2. Чок/Бэйтс (США) - 65,36. 3. ИЛЬИНЫХ/ЖИГАНШИН - 63,54.
Женщины. Короткая программа. 1. Асада (Япония) - 71,73 2. Хонго (Япония) - 65,79. 3. Хикс (США) - 62,38. 4. ПОГОРИЛАЯ - 61,47… 6. РАДИОНОВА - 58,51.
Мужчины. Короткая программа. 1. Х. Фернандес (Испания) - 93,19. 2. Цзинь Боян (Китай) - 90,05. 3. ВОРОНОВ - 80,99… 11. КВИТЕЛАШВИЛИ - 66,92.
Пары. Короткая программа. 1. Суй Вэнцзин/Хань Цун (Китай) - 74,40. 2. КАВАГУТИ/СМИРНОВ - 72,45. 3. Юй Сяоюй/Цзинь Ян (Китай) - 70,06. ... 6. АСТАХОВА/РОГОНОВ - 59,17.