Газета Спорт-Экспресс № 238 (6889) от 23 октября 2015 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 2

23 октября 2015

23 октября 2015 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 16-й этап. ГРАН-ПРИ США

Накануне старта американского этапа “СЭ” рассказывает историю взаимоотношений США и главного автоспортивного чемпионата мира.

США и “БОЛЬШИЕ ПРИЗЫ”: 158 ПИЛОТОВ, ДВА ЧЕМПИОНА И ОДИН ШУМАХЕР

Первый “Гран-при США” прошел в 1908 году. Но в чемпионат “Формулы-1” американский этап был включен только в 1959-м. Гонка прошла на трассе “Себринг” во Флориде. Ее победителем стал новозеландец Брюс Макларен (тот самый, который впоследствии основал одноименную команду, выступающую в чемпионате и сейчас). Тогда он установил рекорд, став самым молодым гонщиком в истории “Больших призов”, которому удалось выиграть этап. Брюсу было 22 года и 104 дня. Рекорд Макларена побили только в 2003-м. Обладателем нового достижения стал испанец Фернандо Алонсо.

За всю историю проведения “Гран-при США” ни одному местному пилоту не удалось выиграть гонку. Победителями этого этапа чаще всего становились британские спортсмены, их было семеро - Стирлинг Мосс (1960), Иннес Айрленд (1961, для него это была единственная победа в карьере), Джим Кларк (1962, 1966, 1967), Грэм Хилл (1963-1965), Джеки Стюарт (1968, 1972), Джеймс Хант (1976, 1977), Льюис Хэмилтон (2007, 2012, 2014). Также гонку в США выигрывали три бразильца (Фиттипальди, Сенна, Баррикелло), два немца (Шумахер, Феттель), два француза - Север (для него это была также единственная победа) и Прост, два австрийца - Риндт, Лауда, аргентинец - Ройтеман, швед - Петерсон, канадец - Жиль Вильнев, австралиец - Джонс, финн - Хаккинен и новозеландец - Макларен. Всего представители 11 стран.

Рекордсмен американского “Гран-при” - Михаэль Шумахер. Он не только побеждал здесь чаще других (пять раз), но и выдал самую длинную серию из побед - с 2003-го по 2006-й.

Предпоследняя победа Шумахера в Америке получилась довольно спорной. За два дня до гонки во время тестовых заездов его брат Ральф Шумахер на болиде команды “Тойота” попал в аварию. Причиной стал взрыв левой задней покрышки. Немецкого гонщика доставили в больницу, на этом для него американский гоночный уик-энд закончился. Когда Международная автомобильная федерация (FIA) и производитель резины начали разбираться в причинах произошедшего, выяснилось, что партия покрышек, доставленная в США, бракованная. В итоге было принято решение: все команды, которые используют шины подозрительной марки, в гонке принимать участия не будут. На старт вышли только шесть пилотов - “Феррари”, “Джордан” и “Минарди”.

К слову, для Михаэля Шумахера та победа оказалась единственной в сезоне-2005. Но праздновать свой подиум ни он, ни его напарник по команде Рубенс Баррикелло, занявший второе место, не стали. Они получили свои награды и быстро ушли, в то время как Тьягу Монтейру из команды “Джордан” не скрывал радости - для португальца это был первый (и единственный) подиум “Формулы-1” в карьере.

В проведении “Гран-при США” было сделано три существенных перерыва. Первый пришелся на 1980-е. Правда, отсутствие этапа с таким названием совсем не означало, что “Формула-1” не приезжала в Америку. Наоборот, в 1982-м здесь прошло сразу три этапа. Американцы проводили и “Гран-при Сизарс-Паласа” в Лас-Вегасе, и “Гран-при США-Запад” в Калифорнии, а также “Гран-при Детройта”. Один раз, в 1984-м, этап “Формулы-1” прошел в Далласе.

В 1989 году “Гран-при США” вернулся в календарь, но ненадолго. Уже в 1992-м американцы вообще отказались от проведения гонок “Формулы-1” - до 2000 года. Основных причин было две. Первая - финансовая. По словам Дэвида Гарсии, мэра Финикса, по улицам которого был проложен маршрут трех последних этапов, проведение гонок “Формулы-1” оказалось убыточным. Город потерял в общей сложности более миллиона долларов. С другой стороны, городская трасса Финикса не нравилась и большинству участников главного автоспортивного чемпионата мира. А другого действительно подходящего места для проведения гонок “Формулы-1” в США не было.

Первый автодром, построенный в США специально для “Больших призов”, появился только в 2012-м в штате Техас недалеко от города Остин. “Трасса Америк” была сконструирована немецким архитектором Германом Тильке. И благодаря ее строительству “Гран-при США” вновь вернулся в календарь после еще одного, четырехлетнего, перерыва (с 2008-го по 2011-й).

В 2015-м вновь появился в чемпионате и американский пилот. Им стал 24-летний Александр Росси, который заменил в команде “Манор” испанца Роберто Мери. Пока он принял участие только в двух гонках - на “Гран-при Сингапура” и “Гран-при Японии”. Но, несмотря на свой небольшой опыт управления болидом “Формулы-1”, в обеих из них американцу удалось опередить напарника по команде британца Уилла Стивенса.

До Росси последним американским гонщиком, который принимал участие в заездах “Формулы-1”, был Скотт Спид (его фамилия с английского языка переводится как “скорость”). Он выступал за “Торо Россо” полтора сезона и не набрал ни одного очка. Ушел из “Формулы-1” Спид со скандалом, обвинив руководителя своей команды Франца Тоста в рукоприкладстве. Тост обвинения отверг. В итоге было принято решение, что в оставшейся части сезона-2007 Спида заменит Себастьян Феттель, будущий четырехкратный чемпион мира.

До того как Скотт попал в “Торо Россо”, американские пилоты не выступали в “Формуле-1” больше двадцати лет - с 1993-го, когда чемпионат покинул дебютант того же сезона Майкл Андретти. Однако по общему числу гонщиков, которые принимали участие в гонках “Формулы-1”, США все равно являются одним из лидеров. Под флагом этой страны выступало 158 пилотов. Больше в “Больших призах” было только у Великобритании - 160.

Правда, по числу чемпионских титулов США до Великобритании очень далеко. Британцы выигрывали чемпионат 15 раз, американцы - дважды. В 1961-м титул завоевал Фил Хилл на “Феррари”, в 1978-м - Марио Андретти на “Лотусе” (брат Майкла). Причем Андретти до 1964 года был гражданином другой страны - Италии.

АлександраВЛАДИМИРОВА

CIRCUIT OF THE AMERICAS

Длина круга - 5,516 км Круги - 56 Дистанция - 308,896 км