Газета Спорт-Экспресс № 233 (6884) от 17 октября 2015 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2
ФУТБОЛ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 12-й тур. Сегодня “КУБАНЬ” - “ЗЕНИТ”
Консультант Федерации футбола Казахстана по развитию, топ-менеджер “Кубани” с 2008 по 2013 год Артем МИРОНОВ заявил, что множество проблем клуба связаны с ошибками управления, объяснил причины падения посещаемости, а также выразил свое отношение к приходу Андрея Аршавина и Романа Павлюченко.
“НЕ ВЕШАЙТЕ НА АРШАВИНА И ПАВЛЮЧЕНКО ЯРЛЫК “ОТРАБОТАННЫЙ МАТЕРИАЛ”
Екатерина ПОТАПОВА
из Краснодара
- Сейчас “Кубань” привлекает к себе внимание проблемами и слухами: от задержек зарплат до снятия с чемпионата. Вы живете в Краснодаре, знаете ситуацию изнутри. Что происходит на самом деле?
- Слухи, к счастью, пока только слухи. Понижения в классе я не исключаю, но вот в снятие с чемпионата не верю. Да, проблемы есть. Их не спрятать за полными оптимизма комментариями руководства. По факту, после трети чемпионата “Кубань” в одном очке от зоны вылета. Еще и посещаемость упала в два раза - среднее значение не доходит до 10 тысяч зрителей! Для сравнения - сосед “Краснодар” собирает на том же стадионе по 15 тысяч на игру. И это при том, что болельщиков “Кубани” по-прежнему значительное большинство. Нет заинтересованных спонсоров и партнеров. Причины? Слишком много ошибок допустил и продолжает допускать менеджмент клуба.
- Что не так и что бы сделали вы на их месте?
- Спросите у любого из руководителей клуба, и он не ответит, какова стратегия развития. Я не про задачи на сезон - не вылететь, выйти, выиграть и тому подобное. А про то, что клуб должен делать и для чего и что произойдет, когда он добьется желаемого? Без стратегии появляется хаос. В просторечии - “мутная ситуация”. И это идеальное положение вещей для бездельников из высшего руководства - ничего не делаешь и всегда можно найти тысячу объяснений возникающим проблемам. Из-за их отношения эффективность всего персонала стремится к нулю. Да и персонал сейчас как-то странно скомпонован - в клубе нет ответственных, нет четкого распределения полномочий. Что бы я сделал на их месте? Уволился. Тот, кто придет в клуб следующим, должен уволить много людей, если захочет запустить этот умирающий организм.
- На пресс-конференции перед началом сезона генеральный директор Валерий Стаценко заявил: “Фанатами сейчас занимается служба безопасности”. На ваш взгляд, допустимо, что именно это подразделение отвечает за болельщиков?
- Даже не знаю, что вам ответить. Раньше в диалог с фанатами были вовлечены все. С ними пусть редко, но встречался бывший губернатор Краснодарского края и президент клуба Александр Ткачев. Чаще - генеральный директор Сурен Мкртчян, еженедельно - я и руководитель службы безопасности. Валерий Татаринов выстроил идеальные коммуникации болельщиков с полицией.
Проблемы естественно возникали, но при такой схеме мы могли их очень быстро решать. При этом в клубе никогда не “занимались” фанатами - вообще не понимаю, что означает это слово в данном контексте. Наверное, поэтому именно тогда и число поклонников клуба увеличилось и те самые фанаты устраивали действительно крутые представления. Сейчас все они с “Кубанью” не благодаря, а вопреки. Обратите внимание - именно фанаты до сих пор поддерживают статистику посещаемости на “нерасстрельном” для руководства уровне. Отнимите еще полторы тысячи от средней посещаемости и можно рыдать - менее 8,5 тысячи болельщиков получится. Такого не было, даже когда СМИ нас называли “лифтом”.
- Как в ваше время велась работа в этом направлении? Что предпринималось? Какие способы привлечения болельщиков на трибуны использовались?
- Поймал себя на мысли, что интервью превращается в жалобное - “а вот в наше время”. Не люблю этого. Было одно время, сейчас совершенно другое. И я другой - сегодня многое уже делал бы иначе. Нынешние технологии позволяют увеличивать посещаемость в разы за недели и общаться с болельщиками гораздо эффективнее. Чтобы вам легче было представить, как давно мы работали, приведу пример: мы были одним из первых, а может, и первым российским футбольным клубом, у которого появилась официальная страничка в социальной сети. Мы первыми запустили юмористические промо-ролики к матчам и задали этот откровенно уже устаревший тренд. Проникновение интернета было меньшим в разы! Сегодня мир стал другим.
- Что вы думаете по поводу приглашения Аршавина и Павлюченко. Они нужны клубу в спортивном плане или, может, для маркетинга?
- Начнем с того, что я не подпишусь под ярлыком “отработанный материал”, который на них сейчас навешивают. Классные футболисты! Другое дело, что такие игроки не раскрываются со среднестатистическим тренером. Найти им мотивацию сможет не каждый. Поэтому мне не было понятно сочетание Аршавина и Павлюченко с тренером Хохловым. С Ташуевым - лучше. Но не спрашивайте меня насколько лучше. Самому интересно понаблюдать. Приглашение звезд Euro-2008 для маркетинговых задач и пиара - смешная версия. В “Кубани” сегодня нет маркетинга, пиара на три копейки.
- Но в итоге они способны помочь клубу?
- Конечно. Они способны принести пользу клубу и на поле, и в имиджевом плане. А вот способна ли “Кубань” получить с них свои дивиденды? Мой ответ - пока нет.
- Если бы вам сейчас предложили вернуться в клуб в прежнем качестве - коммерческим директором, вы бы согласились?
- Нет. Я уже перерос уровень коммерческого директора с бессонными ночами, валерьянкой и личным участием во всем. Сейчас я консультирую или помогаю на аутсорсинге, и это меня полностью устраивает. Зато я знаю рецепт счастья для “Кубани”. Вы удивитесь, но речь о губернаторе. Он просто не может допустить, чтобы клуб, который просуществовал почти 90 лет, канул в небытие. И если бы он назначил специального помощника - возможно, из бизнес-среды, фанатично преданного клубу и не зависящего ни от кого более, это незамедлительно сказалось бы на перспективах клуба. Сам факт того, что губернатор еженедельно получает отчет о ситуации, заставил бы людей работать эффективно, бояться левых схем. И тогда “Кубань” получила бы шанс вернуть себе статус и доверие болельщиков.