Газета Спорт-Экспресс № 228 (6879) от 12 октября 2015 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

13 октября 2015

13 октября 2015 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

Бывший игрок НХЛ и сборной России, а ныне специалист селекционной службы национальной команды и постоянный эксперт “СЭ” анализирует стартовые игры чемпионата Национальной хоккейной лиги.

Александр ХАВАНОВ: “ОВЕРТАЙМ “3 НА 3” - НЕРАЗБЕРИХА, ХАОС И ЗАХВАТЫВАЮЩЕЕ ЗРЕЛИЩЕ”

ДЕБЮТАНТЫ

Артемий ПАНАРИН “Чикаго”

То, что Артемия воспринимают как новую потенциальную звезду “Чикаго”, я отношусь совершенно нормально. Его прогресс в последние два сезона был заметен невооруженный глазом. Он начал сезон в звене с Кейном, и это говорит о том, как сильно на него рассчитывают. Так было у нас в “Сент-Луисе”: чтобы играть много, ты должен был выходить в паре Макиннисом или Пронгером. Судя по партнеру, от Панарина ждут результативности, и два гола в первых трех играх подтверждают правильность тренерского решения. По моему мнению, тренерский штаб “Чикаго” - один из лучших в НХЛ по доведению игроков до самого высокого уровня. В случае Панарина говорить об этом пока рано, но к началу сезона Артемий для новичка, играющего на позиции крайнего нападающего, показывает солидную статистику.

Не стал бы сравнивать дебют Панарина с дебютом Тарасенко и Кузнецова. Они все практически одного возраста, и последние двое приехали намного раньше Артемия. Поставить их тогда в первые два звена было бы очень смелым решением, команду бы им вряд ли кто-то доверил. И Тарасенко, и Кузнецов были на тот момент слишком молоды. Панарин приехал в более серьезном возрасте устоявшимся игроком, и на него можно возложить ответственность за результат.

Евгений МЕДВЕДЕВ “Филадельфия”

Переезд в другую лигу - сложный процесс привыкания к новым требованиям. У Медведева хватает игрового опыта, чтобы быстро приспособиться. Играет он достаточно много, во второй игре провел почти 20 минут, но при этом показатель полезности - “минус 2”. Евгений вырабатывает сам для себя новые стандарты поведения на площадке. Например, броски ему пока даются не с такой легкостью, как это было в КХЛ. Пока ему дают играть много, смотрят на него в новых условиях, а через пару недель по его перспективам будут принимать решение: может быть, он будет играть еще больше, выходить в спецбригадах, может оставят нынешнее или даже уменьшат игровое время.

Антон СЛЕПЫШЕВ “Эдмонтон”

Времена, когда “Эдмонтон” не мог решить проблему выхода в плей-офф при переизбытке талантов, со сменой руководства клуба должны пройти. От нового генерального менеджера Питера Чиарелли я жду, что он разгребет эту давнюю проблему. Хорошо, что при этом Антону дают шанс проявить себя, во многом благодаря его игре в предсезонных матчах. Иными словами, ему дают попробовать на вкус НХЛ. В этой ситуации Слепышеву категорически важно проявить себя именно сейчас - показать руководству и тренерам, кто такой есть Антон Слепышев. И не только набранными очками, но и в форчекинге, и в перехватах шайбы, и в силовой игре, и в блокированных бросках. Забивать и отдавать при его игровом времени будет получаться не всегда, хотя очки сильно бы упростили эту задачу. Попадание Слепышева в состав говорит о том, что в его игре есть какие-то важные вещи, привлекающие тренеров “Эдмонтона”, иначе заявлять его на сезон и держать в ростере вообще не было бы смысла.

Сергей ПЛОТНИКОВ “Питтсбург”

Сергей выходил в одном звене с Малкиным. На мой взгляд, Плотников, как никто другой из ныне прибывших за океан, подходит под хоккей НХЛ и готов играть в этой лиге. Он чувствует себя вполне комфортно в плотной и контактной игре, где мало пространства. У него иная, нежели у Слепышева, ситуация. В “Эдмонтоне” на место Антона полно кандидатов. Плотникова в фарм, скорее всего, никто не сошлет. Если у Сергея не пойдет в первых звеньях, то остается хорошая возможность проявить себя в 3 - 4-м, играя не 12 - 16 минут за матч, а 7 - 8. Другое дело, что там можно будет и осесть, и бороться с этим уже будет сложно. Но сейчас я бы не стал делать глобальные выводы по Плотникову, так как игра у “Питтсбурга” не клеится в целом, в первую очередь у ведущих игроков.

Сергей КАЛИНИН “Нью-Джерси”

В игре Калинина я увидел практически то же самое, что было в КХЛ. Он - честный челнок, бегающий назад-вперед и помогающий как своим крайним нападающим, так и защитникам. Большая проблема в том, что он игрок, сам навязывающий единоборства, но при этом не готовый до конца к силовой борьбе. Для него очень важно адаптироваться к новым условиями единоборств. В КХЛ он часто подставлялся под силовые приемы, и в НХЛ это может быть чревато, контактов там в разы больше, а его эффективность будет зависеть от того, как он им сумеет противостоять. Тем более что в режиме НХЛ, когда команды играют по 3 матча за 4 игры (и никто при этом не ноет), это будет очень непросто.

ВОЗВРАЩЕНИЯ

Александр БУРМИСТРОВ “Виннипег”

Игра Бурмистрова говорит о том, что он вернулся в хорошо знакомое ему место. Он уверенно идет в единоборства, в отличие от Плотникова и Калинина не навязывая борьбу, которую не может выиграть - в этом у него есть определенный опыт. В то же время заметно, что он вернулся из КХЛ - времени на броски ему категорически не хватает. Помню Бурмистрова, приехавшего в нашу лигу из НХЛ: он попадал в ближние “девятки” чуть ли не с нулевого угла, так как был готов бросать из любых позиций. Этот навык придется возвращать, но Александр к этому готов.

Виктор ТИХОНОВ “Чикаго”

Виктору придется втягиваться не только потому, что он давно не играл в НХЛ, но и потому, что провел невнятный сезон. С одной стороны, он стал обладателем Кубка Гагарина, выиграл со сборной серебряные медали, с другой - занести прошедший хоккейный год себе в актив Тихонов не может. Сейчас же нужно заново утверждаться в НХЛ и вспоминать все те навыки, которые нужны в этой лиге. По манере игры Тихонов - игрок первого-второго звена, но залезть в эти звенья в “Чикаго” практически невозможно. Как он себя проявит в качестве центра 3 - 4 звена - большой вопрос, найти ответ на который я не могу. Опять же вся надежда на тренеров “Ястребов”, которые смогут адаптировать Виктора под эту роль.

Дмитрий ОРЛОВ “Вашингтон”

Если бы Орлов форсировал выход на лед и появился бы на площадке в марте, ему бы было намного тяжелее. Сейчас же начало сезона для него совпало с началом нового “Вашингтона”. Поэтому процесс втягивания после пропущенного сезона из-за полученной на чемпионате мира в Минске травмы руки для него должен пройти относительно безболезненно. В первой игре он провел 15 смен, поиграл в большинстве, заработал очко за голевую передачу. Самая большая задача для него на данный момент - привыкнуть к требованиям Тротца.

ОВЕЧКИН, ТАРАСЕНКО И КУЗНЕЦОВ

Овечкин и Тарасенко начали сезон так, как от них и ожидали. Александр забил очередной в своей карьере гол-красавец. Он выскочил в первом матче как человек, исключительно соскучившийся по хоккею. У Владимира его сочетание со Стином и Счастны работает очень неплохо. Он - самый заметный игрок в “Сент-Луисе”. Его новый контракт полностью соответствует тому, что он показал в первых двух играх.

С удовольствием отметил бы Евгения Кузнецова, вышедшего в звене с Овечкиным. Это межсезонье пошло ему на пользу. Он очень нацелен на ворота, нарезал сумасшедшие передачи, крайне сложные с точки зрения технического исполнения. Мне бы даже в голову такое не пришло, хотя я на площадке видел достаточно много.

ОВЕРТАЙМ “3 на 3”

Играть в таком формате системно, во-первых, практически невозможно, а во-вторых - бесполезно. Атака “три в два” на уровне НХЛ - это всегда опасный момент. В овертайме же всего три человека на площадке. Один падает за чужими воротами - и вот тебе атака “три в два”. Один падает, одного отыграли - “три в одного”. При этом хоккеисты действуют в совершенно непривычных для себя условиях, в которых разница между амплуа практически стирается. Возможно, для команд, которые активно используют защитников, играя в swarm (в переводе с английского - “рой”, все в атаке, все в обороне для отбора шайбы. - Прим. “СЭ”), есть определенное преимущество. Хотя и оно часто нивелируется, потому что на площадке в любую секунду может возникнуть опасная ситуация.

Все это превращается в хаос, когда защитник Гариссон, в последний раз убегавший “один в ноль” еще в школе, завершает овертайм выходом к воротам. Вряд ли мы увидим какую-то оборонительную тактику, когда команды будут выстраиваться на синей линии. Вести позиционную оборону в такой расстановке никто не учит. Да, существуют такие упражнения, но либо в углах, либо под воротами, но не по всей зоне, по крайней мере я с этим не сталкивался. Хотя сейчас может быть кто-то из тренеров и предпримет такие попытки.

Интересен этот формат прежде всего динамичностью: любой организованный проход средней зоны заканчивается опасным моментом. Пять минут такого хоккея для меня зрелище более захватывающее, чем буллиты, как раз из-за неразберихи и хаоса.

Учитывая, что придумано это было, чтобы выявить победителя в хоккейной борьбе, то это лучшая альтернатива буллитам. Хотя, если бы в овертайме не давали очко за поражение, команды просто не стали бы играть в таком формате. Вернуть ничьи - уже тоже не вариант. У меня нет ощущения, что это клоунада - команды борются изо всех сил, никто не выходит на площадку спустя рукава. В общем, как ни крути, это шаг вперед.

Что касается наших правил, я имею в виду ИИХФ, то попробовать так поиграть стоит. Но не вводить это на чемпионатах мира, а ввести для начала в низших дивизионах и молодежных чемпионатах, как это сделали в Северной Америке. В этом вижу для нашего хоккея один большой плюс: стирается грань между защитником и нападающим, а современный хоккей движется как раз в этом направлении. И это заставит наших тренеров и теоретиков задуматься об отмене необходимости узкой специализации игроков.

Марат САФИН