Газета Спорт-Экспресс № 177 (6828) от 13 августа 2015 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

14 августа 2015

14 августа 2015 | Биатлон

БИАТЛОН

Союз биатлонистов России официально объявил о назначении на должность старшего тренера мужской сборной страны одного из самых титулованных биатлонистов мира немца Рикко Гросса.

СБОРНАЯ РОССИИ СНОВА ДОВЕРИЛАСЬ НЕМЦУ

Четыре золотые олимпийские медали. Девять титулов чемпиона мира. И даже фамилия Гросс, которая с немецкого переводится как “великий”. Теперь все это связано с мужской сборной России. Согласно сообщению СБР, знаменитый немец наконец-то включен в ее штаб и теперь будет работать с биатлонистами, оставшимися в команде на централизованной подготовке. Его контракт рассчитан на три года и истекает после Олимпийских игр в Пхенчхане.

Почему наконец-то? Разговоры о приглашении Гросса в российскую сборную пошли уже давно. Начало им положил член правления СБР, другой четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов, еще в конце минувшего сезона объявивший об этом в соцсетях. Однако затем дело почему-то застопорилось. Говорят, руководство Союза биатлонистов взяло время на раздумье, чтобы изучить тренерскую репутацию немца. Сам Гросс также не спешил подписывать бумаги и даже оказался в списке наставников молодежной сборной Германии на будущий сезон.

Но вот наконец-то все срослось. Что прежде всего бросается в глаза? Согласно официальному сайту СБР, Рикко будет возглавлять мужскую команду на пару с другим специалистом, Владимиром Брагиным. Однако по своему авторитету в спортивном мире немец значительно превосходит российского коллегу. Да и статус у него выше: Гросс назначен на должность старшего тренера и в общей иерархии подчиняется только главному тренеру всей российской сборной Александру Касперовичу.

Все это могло бы показаться совершенно несущественным и даже напомнить бородатый анекдот про “дядю Изю - старшего экономиста”, если бы не одна деталь. Совершенно очевидно, что для Гросса его статус имеет очень большое значение. Не случайно в коротеньком интервью все на том же сайте СБР он с ходу подчеркивает: “Я буду работать старшим тренером команды, что подразумевает свободу принятия некоторых решений и соответствующую ответственность”.

В теории все звучит совершенно правильно. Какой же это старший тренер без свободы принятия решений? На практике - сразу возникают нюансы. В памяти тут же всплывает история другого звездного немецкого специалиста - Вольфганга Пихлера. Того в последний год перед сочинской Олимпиадой тоже попытались встроить в общую систему управления сборной, сохранив при этом его статус. Формально Пихлер оставался независим, но при этом был вынужден так или иначе взаимодействовать с другим наставником женской команды, Александром Селифоновым. Получилось тогда все так, что недовольными остались и Пихлер, и его работодатели, и болельщики сборной России.

Похоже, те же сомнения гложут и нового напарника Гросса Владимира Брагина. Во всяком случае, в нашем телефонном разговоре он был довольно лаконичен: “Гросс? Мы с ним общались на одном из сборов - и лично, и по телефону. Говорили на немецком, на бытовом уровне знания этого языка мне хватает. Как будут распределяться полномочия? Об этом договоримся при ближайшей встрече. Во всяком случае, надеюсь, что планы подготовки мы будем писать совместно”.

Как все окажется на деле, станет ясно в ближайшие дни. Уже в четверг группа Гросса - Брагина, в которую из ведущих биатлонистов сборной входят Дмитрий Малышко, Евгений Гараничев, Тимофей Лапшин и Максим Цветков, транзитом через Вену отправится на тренировочный сбор в Обертиллиах. В австрийском среднегорье она будет не только набирать физическую форму и пристреливаться, но и притираться друг к другу.

Владимир РАУШ