Газета Спорт-Экспресс № 161 (6812) от 25 июля 2015 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2
ФУТБОЛ
Собкор “СЭ” сравнил интерес к футболу в России и Германии.
КОЭФФИЦИЕНТ ЛЮБВИ: РФПЛ УСТУПАЕТ ДАЖЕ ВТОРОЙ БУНДЕСЛИГЕ
В России футбол не любят. Всепоглощающе, страстно... Звучит крамольно, но, увы, это так.
Москва, середина июля, пятничный вечер, стартовый матч чемпионата страны на замечательной “Открытие Арене”. На поле самая популярная столичная команда с новым многообещающим тренером Аленичевым. Казалось, когда еще должен быть аншлаг? Но на 45-тысячном стадионе 23 200 зрителей. При этом все счастливы: мол, народ пошел. А ведь для крупнейшего европейского мегаполиса это вообще не цифра... слезы. И тем более субботние 10 тысяч человек на матче еврокубковых бойцов - ЦСКА и “Рубина” - в Химках. А 16,5 тысячи в Питере на хите “Зенит” - “Динамо”?.. Разве что махачкалинцы постарались - 25 тысяч на игре с “крылышками”. Хотяитампрогалинывсекторахна 5 тысяччеловек.
Эти реалии выглядят особенно грустно в сравнении с немецкой статистикой. В минувшем сезоне в среднем на каждом матче бундеслиги побывало 42 685 человек - второй результат в немецкой истории. Лучше дело обстояло лишь в чемпионате-2011/2012 - 44 293. Самая посещаемая в мире футбольная лига! И потенциал в ней далеко не исчерпан, ведь на крупных стадионах в Дюссельдорфе (54 600), Кайзерслаутерне (49 780), Нюрнберге (50 000), Лейпциге (44 279) в прошлом сезоне играла только вторая лига. К слову, средняя посещаемость в этом дивизионе на каждом матче - 17 613 человек. Сказывается, что есть арены и на 10 с небольшим тысяч зрителей. Но даже во второй бундеслиге средний показатель существенно выше, чем в высшем российском эшелоне, который в прошлом сезоне на каждой игре в среднем собирал чуть более 10 тысяч человек.
Конечно, можно говорить, что в Германии, особенно в первой бундеслиге, стадионы куда вместительнее. Однако, уверен, стоит порассуждать и о так называемом (конечно, условном) городском “коэффициенте любви к футболу”. Рассчитывается он элементарно. Например, в Менхенгладбахе с населением приблизительно 256 тысяч жителей средняя посещаемость местного стадиона в играх бундеслиги составляла в минувшем сезоне 50 660 человек. В почти таком же по численности Гельзенкирхене - 61 578. Получается, на матчах каждый пятый или даже почти четвертый - местный житель. Разумеется, можно утверждать, что на трибунах не только горожане, но и “понаехавшие”. Так, вероятно, и есть. Но их явное меньшинство, они в основном из близлежащих населенных пунктов и суть здешнего “коэффициента любви” по большому счету не меняют.
А теперь попробуем вывести нашу пропорцию, например, по Санкт-Петербургу, где, по самым скромным подсчетам, проживает приблизительно 5 миллионов 190 тысяч человек, а в среднем матчи “Зенита” в минувшем российском первенстве посещало чуть более 14,3 тысячи зрителей - при вместительности стадиона “Петровский” 21 107 мест. Получается, даже имевшийся в городе потенциал не исчерпан, а на стадионе тут был приблизительно каждый 363-й петербуржец... О “коэффициенте любви к футболу” в Москве и вовсе умолчу. Зачем портить настроение...
ЧУДЕСА ЖЕЛТОЙ СТЕНЫ
Лучше расскажу о немецких чудесах. Уже третий год подряд в Дортмунде продают 55 тысяч (!) сезонных абонементов. После этого кассы закрываются - иначе разметут еще не один десяток тысяч. Абонементы для дортмундцев настолько ценны, что порой старики-болелы оставляют их в наследство детям. Уже не первый год стадион здесь - самый посещаемый в Европе. В прошлом сезоне на каждом матче бундеслиги было в среднем 80 463 зрителя. В новом придет больше - северную трибуну так перестроили, что вместительность стадиона с 80 720 мест увеличилась до 81 359. Уверен, и без того высокий “коэффициент любви к футболу” в Дортмунде (население приблизительно 580 тысяч) ограничивает лишь вместительность его арены. Главная же достопримечательность местного стадиона - это, конечно, Желтая Стена. Высота 40 метров, ширина самого длинного участка - 100 метров. Любители футбола уже догадались, что речь идет о знаменитой южной трибуне стадиона “Сигнал Идуна Парк”. Ее вместительность 24 454 места, и это самая крупная “стоячая” трибуна в Европе! Почему стену называют желтой, понятно - флаги, транспаранты, футболки и кепки у ее обитателей только этого цвета. Фаны тут вполне могут обнажить и поэтически-романтическое нутро - как-то развернули огромный плакат: “В конце темной дороги воссияет Желтая Стена”...
Абонементы на южную трибуну раскупаются в первую очередь. И совсем не потому, что их цена меньше. Известно немало случаев, когда обладатели недешевых билетов на сидячие места бросают удобные кресла и просачиваются на “стоячую” трибуну - атмосфера, эмоции, энергетика дороже денег. На Желтой Стене народ поет, орет, умиляется, умывается слезами. Люди тут знакомятся, женятся, со временем завсегдатаями становятся уже их дети. “Выходишь из темного туннеля высотой в два метра на поле и как заново рождаешься, - делился однажды впечатлениями о дортмундской арене и Желтой Стене Юрген Клопп. - Стадион взрывается. Смотришь налево, и кажется, что на трибуне стоят 150 тысяч человек”. Когда у защищавшего цвета “Баварии” Бастиана Швайнштайгера как-то спросили, кого он больше опасается - игроков “Боруссии” или тренера, тот тихо промолвил: “Желтую Стену”.
Заметим, болельщики Стены считают себя непосредственными участниками каждого матча - после финального свистка анализируют, как поддерживали любимую команду. В отдельных поединках Стена и вовсе играла, можно сказать, главную роль - весной 2013-го так погнала своих футболистов в схватке Лиги чемпионов с “Малагой”, что те на “флажке” вколотили два решающих мяча. Разумеется, свободных мест на южной дортмундской трибуне в предстоящем сезоне не предвидится.
БАВАРСКИЙ АНШЛАГ
Туго с билетами будет и во многих других городах. На арене “Шальке”, реализовав 43 935 абонементов, продажу прекратили. Как и в Менхенгладбахе (30 000), Франкфурте (26 000), Бремене и Кельне (по 25 000). В Мюнхене остановились на 38 тысячах проданных абонементов. Между прочим, еще за полтора месяца до старта грядущего немецкого первенства “Бавария” объявила: все места на каждый из 17 домашних матчей бундеслиги, а также на поединки группового этапа Лиги чемпионов болельщиками уже зарезервированы. В чем нет, кстати, ничего удивительного: в последний раз более или менее существенные прорехи на трибунах “Алльянц Арены” зияли 30 января 2007 года - тогда на игру с “Бохумом” пришли “только” 60 тысяч зрителей. В новом сезоне стадион наверняка побьет собственный рекорд посещаемости, ведь зимой его вместительность увеличили до 75 000. К слову, желающих попасть на стартовый поединок бундеслиги с “Гамбургом” (14 августа) уже сейчас около 100 тысяч. Известно, что такой же болельщицкий аппетит и перед другими матчами сезона на “Алльянц Арене”. Недаром в свое время мудрый Франц Беккенбауэр предлагал строить в Мюнхене стадион на 100 тысяч мест...
Прежде всего болельщиков влечет на трибуны, естественно, огненная игра “Баварии”. Но не только. Все, кто бывал на “Алльянц Арене”, помнят, как тут пахнет всякими вкусностями, как разбегаются глаза от обилия сувениров в киосках и магазинах. Да и удобно все - неподалеку от трибун крупнейшая на европейских стадионах крытая автостоянка на 9800 машин (всего возле арены 11 тысяч парковочных мест), на матчи гости добираются и на метро, и на автобусах, и на велосипедах (по специальным дорожкам). Позволить же роскошь посетить “Алльянц Арену” может в Германии, по сути, каждый. “Стоячий” абонемент на весь сезон стоит 140 евро. “Сидячий” можно купить и за 340 евро. Самый же дорогой (не считая ложи VIP) стоит 750 евро, что при немецких зарплатах тоже невесть какая проблема. Цена билетов на одну игру - от 15 до 70 евро. Для инвалидов же абонементы на специальные места на весь сезон продаются по 80 евро, а билеты на матч по 5 евро. Знаете, подумалось: и две последние цифры стоит в будущем обязательно учитывать при расчете городского “коэффициента любви к футболу”. И не только к футболу...
Ефим ШАИНСКИЙ