Газета Спорт-Экспресс № 161 (6812) от 25 июля 2015 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

25 июля 2015

25 июля 2015 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2018. Сегодня ЖЕРЕБЬЕВКА ОТБОРОЧНОГО ТУРНИРА

НАША ФАНТАСТИКА!

Окончание. Начало - стр. 1

Мы привыкаем. Привыкаем к нашествию футбольных звезд, которые вчера днем отстреливались перед журналистами, а вечером собрались на банкет в Русском музее. Привыкаем к толпам иностранных журналистов, многие из которых, да, пытаются отыскать какой-нибудь негатив (по этому поводу на пресс-конференции посмеивался генсек ФИФА Жером Вальке) - но это было бы всегда и везде, потому что репортерам надо вынюхивать какие-то истории, а все что со скандальным оттенком, гораздо легче продать. К этому надо относиться проще - и радоваться, что они едут сюда, тратят на это деньги своих редакций и говорят, пишут, вещают о России. И далеко не всегда плохо, между прочим.

Вот повстречал я в пресс-центре немолодого бразильца, уже несколько десятилетий живущего в Лондоне. В Питере он был 30 лет назад - и вот приехал вновь. Когда я поинтересовался у него впечатлениями, представителя страны-хозяйки предыдущего чемпионата мира стало невозможно остановить. Он восхищался красотами Петербурга и на контрасте рассказывал, как из его родного Сан-Паулу выжгли всю душу, разрушив старые здания и понастроив небоскребов. “Как вам удалось эту красоту до такой степени сохранить?!” - едва ли не кричал он.

А ведь мы, воспринимающие Питер как должное, об этом совершенно не задумываемся. Что ж, может, сделаем это, посмотрев на свои города чужими глазами. Что в принципе полезно, потому что не грех послушать от людей с незамыленным взглядом и о своих достоинствах, и о недостатках. О последнем за пару дней пребывания в Петербурге бразилец с английским подданством нашелся сказать только одно: “Жаль, жеребьевка от города далековато. Ходили бы, наслаждались...”

Походить по Константиновскому дворцу - тоже удовольствие не из последних, вот только здешняя охрана порой его обламывает. Так, когда мы с коллегами пришли в смешанную зону, чтобы пообщаться с теми же Роналдо, Форланом и Ко, быдловатый секьюрити сообщил: “Тут входа нет”. Я дернулся было в соседний и услышал: “Я че, непонятно сказал?”

Выяснилось, что вход - с противоположной стороны, но ситуация абсолютно не требовала грубости. Впоследствии организаторы оправдывались: “Мы находимся на территории, подконтрольной ФСО, нам не дали привести сюда частное охранное предприятие, где все вышколены и вежливы. А эти ребята на общении с зарубежными гостями не специализируются. Надо к этому отнестись с пониманием”.

Впрочем, такие конфузы случаются в эти дни редко. Волонтеры, как и в Сочи-2014, приветливы и сметливы. Цены в буфете огромного шатра пресс-центра Константиновского дворца более чем разумны: греческий салат, чизкейк и чай обошлись мне в 300 рублей. Для иностранцев на фоне прошлогоднего падения курса рубля так вообще рай - менее пяти евро. Да и нам неплохо. Так бы и на чемпионате мира!

А бразильский журналист делился со мной еще и инсайдом про Неймара. Мол, в массмедиа его страны существуют два объяснения его срыву в матче Кубка Америки с Колумбией, обернувшегося удалением и дисквалификацией. Оба - конспирологические. Одно - просьба “Барселоны” “слиться” с турнира как можно быстрее. Второе - его собственное неверие в возможности этой сборной и нежелание с ней ассоциироваться.

Правда это или нет - другой вопрос. Но приятно осознание того факта, что теперь не ты едешь в Бразилию, чтобы выпытать все эти нюансы, а бразильцы - сюда. И рассказывают обо всем, что не могут у себя написать, без прикрас.

***

Пока и журналисты, и люди из ФИФА - поговорил и с теми, и с другими - организацией удовлетворены. Но все осторожничают: главное-то только впереди. Тогда и посмотрим. И то верно - из-за этой осторожности не сказать, что зарубежный журналистский интерес зашкаливает. Народу много, но могло бы быть еще больше. На том же мордовском вечере, например, ряд столов пустовал, а тот же Депардье, который буквально несколькими цитатами для мировой прессы мог бы окупить все затраты организаторов, интервью никому так и не дал. Выступил, поужинал, надел шляпу и убыл восвояси.

Но француз все равно сработал на Россию. А подгадил ей в эти дни только человек, который зарабатывает здесь большие деньги и по идее должен делать прямо противоположное. Его зовут Андре Виллаш-Боаш. И именно из-за него на официальной пресс-конференции генсека ФИФА Вальке, председателя Оргкомитета ЧМ-2018 Виталия Мутко и его гендиректора Алексея Сорокина начали пытать: а не из-за проблемы расизма ли Халк в последний момент вышел из числа звездных ассистентов жеребьевки?

Кто-то скажет - разве главный тренер не имеет права требовать присутствия ведущего игрока в команде за день до выездного матча с “Уралом”? Имеет, конечно. Но только в случае, если все уже с ним не обговорено - а иначе Халк никогда бы не был подтвержден ФИФА как официальный участник церемонии. Такие вещи с кондачка, на авось не делаются.

Несколькими днями ранее, заметим, в первоначальном списке Халк озвучен не был. Затем его туда включили. И сам бразилец не скрывал (и не скрывает), что был польщен и мечтал о своем участии в жеребьевке. К слову, непосредственно для тренерской карьеры Виллаш-Боаша он сделал столько, что подобное решение выглядит, простите, откровенным свинством.

И необходимо соизмерять важность событий. Жеребьевка чемпионата мира, на которую зовут действующего футболиста, бывает раз в жизни. Игра с рядовой командой чемпионата России - каждую неделю. Тем более что уж возможности-то людей, организующих наш чемпионат мира, общеизвестны - и его в Екатеринбург после церемонии не то что на частном самолете, а хоть на ракете доставили бы. С большим комфортом, чем всю команду в ее чартере.

Но, когда Боашу нужно, он всегда включает формализм. Кержакова (еще одного, что символично, участника жеребьевки) он отцепил от полета на матч с “Монако”, поскольку на выезды летят только те, кто может играть. Халка заставил лететь в Екатеринбург потому, что в его команде все должны быть вместе.

Для “Зенита” как клуба, его имиджа и авторитета присутствие на подиуме Халка было в разы важнее того, чтобы он летел в Екатеринбург вместе с партнерами по команде. Жеребьевку будет смотреть столько людей во всем мире, что каждое упоминание слова “Зенит” в телеэфире - это бесплатные рекламные миллионы.

А на выходе вместо всего этого получилась отмена официально заявленного участника и в нагрузку подозрения, что это - из-за расизма. И все - из-за самодурства отдельно взятого тренера, который, работая в самом богатом, с отрывом, клубе страны, недоволен всегда и всем. От судейства до тульского “Арсенала”.

Все, кто имеет отношение к “Зениту”, знают об удивительной способности Виллаш-Боаша устраивать по всякому поводу истерику. Перед легендарным золотым матчем с “Уфой” он начал заламывать руки в клубе из-за того, что “Зениту-2” за пять дней (!) до майского матча разрешили сыграть со “Строгино” на главном поле “Петровского”. Мол, газон молодые испортят, а на кону - главный матч чемпионата. В клубе, говорят, он устроил форменные Содом и Гоморру. Что уж тут о Халке с “Уралом” говорить?

Есть, правда, еще один зенитовец Кержаков, но когда и про него в тех самых мировых телеэфирах скажут, что при действующем контракте он оказался “Зениту” не нужен, зрители удивятся: как это, ведь речь, на всякий случай, об участнике жеребьевки, да еще и о легенде клуба, лучшем бомбардире в истории страны и ее сборной?! А ведь речь и тут о демарше Виллаш-Боаша, которому, по некоторым слухам, как раз с подачи Кержакова присвоено прозвище, которое к португальцу накрепко приклеилось. Внутри клуба и команды его, открою секрет, называют Ржавым.

В четверг, ко всему прочему, он еще и заявил, что из-за новой редакции лимита (а как же иначе?) целью “Зенита” в Лиге чемпионов может быть только выход в... Лигу Европы. Хотя какое отношение лимит имеет к еврокубкам - ясно не вполне. Виллаш-Боаш и в прошлой Лиге чемпионов, где “Зенит” не вышел из самой легкой группы, ставил трех россиян. Финалист прошлогоднего чемпионата мира Гарай, полуфиналист Халк, четвертьфиналисты Витсель и Ломбертс - и в Лигу Европы? Ну-ну.

В связи с Халком (который, очевидно, после этого не будет относиться к тренеру так, как прежде), словами о Лиге Европы и многими другими действиями и выражениями Боаша формируется все более четкое убеждение в мотивах его действий.

Ни Алексей Миллер, ни Александр Дюков, ни Максим Митрофанов не могут не понимать, какой имиджевый ущерб Виллаш-Боаш нанес “Зениту” решениями по Халку (в мире), Кержакову (в Питере) и т. д. А Боаш не может не понимать реакцию руководства на все это. Кроме того, ни для кого не секрет, что летом тренер предъявил своим боссам список из игроков, приобретение которых считает необходимым. Во главе с Фалькао. А на финансовый fairplay и прочие пустяки подобного рода ему было наплевать.

В новых условиях прежнего купеческого размаха “Зенит” себе позволить не может. Что и было сообщено Боашу. Мол, у тебя и так команда ничего себе - работай! А вот это, в свою очередь, не понравилось не только ему, но и агенту Жорже Мендешу, который его (как и Халка, и ряд других игроков) в “Зенит” и привел. На “Зените” больше не сделаешь предполагаемых денег!

Вот, по слухам из серьезных футбольных кругов, Мендеш и дергает Боаша за ниточки: мол, любой ценой спровоцируй увольнение и выплату неустойки. А клуб, где на твои кадровые требования поведутся, мы тебе быстренько найдем.

У Боаша провоцировать, как мы видим, получается более чем успешно. По-хорошему его сейчас нужно было бы наказать... неувольнением. Как поступят боссы “Зенита”, предсказать невозможно.

Обиднее всего другое. То, что из-за этих разборок, которые устроили тренер и агент, разменной монетой стала жеребьевка российского чемпионата мира. Создав единственную пока за эти дни накладку, которую не обсуждает только ленивый.

Игорь РАБИНЕР

Санкт-Петербург