Газета Спорт-Экспресс № 132 (6783) от 22 июня 2015 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

23 июня 2015

23 июня 2015 | Футбол

ФУТБОЛ

MUSE ПОКАЗАЛИ "СПАРТАКУ", КАК НАДО ИГРАТЬ

Александр ВИШНЕВСКИЙ

из Тушина

Обгоняя друг друга, сотни людей неслись через футбольное поле "Открытие Арены" со скоростью, которой позавидовал бы и Квинси Промес. Они прибыли к ее воротам за много часов до того момента, когда начали пускать зрителей, поскольку стремились занять места получше - в первом ряду. Вожделенная линия находилась на газоне прямо перед границей штрафной площади, вбежать в которую на этот раз было невозможно - там стояла сцена.

Первый в истории концерт на новом стадионе "Спартака" собрал 36 тысяч зрителей, приехавших в Тушино ради Muse - одной из главных рок-групп мира. Muse множество раз собирали аншлаги на сольных концертах на "Уэмбли", "Стад де Франс", римском "Стадио Олимпико", "Амстердам Арене" и других самых знаменитых футбольных аренах мира. Своей рекордной концертной аудитории (с учетом телезрителей) английские музыканты также обязаны спорту. Более миллиарда человек смотрели, как в июле 2012 года лидер группы Мэттью Беллами играл на фортепиано с гитарой через плечо, а затем ударил по струнам, исполняя на открытии лондонской Олимпиады песню Survival - официальный гимн тех Игр. Ни у одной рок-группы мира нет такого количества наград за лучшие живые выступления. Так что это были идеальные гости для дебютного концерта на спартаковском стадионе. Английское трио в этот вечер было хедлайнером фестиваля Park Live. Впрочем, все прочие участники не очень-то интересовали публику: подавляющее большинство зрителей пришло только ради Muse.

Многое на "Открытие Арене" было в этот день впервые. Например, в стадионных кафе продавался алкоголь (правда, только для посетителей центральных трибун), что запрещено на спортивных мероприятиях. А на футбольное поле пробралось несколько тысяч людей одновременно - но не в порыве радости от выигранного "Спартаком" титула. Этого пока нужно еще подождать. За газон бояться не нужно - его надежно укрывало специальное покрытие. Тревожно было разве что за отдельные отгороженные от зрителей участки поля, где прямо на траве стояли высокие металлические конструкции со звуковыми колонками. Но на следующий день эти участки газона ничем не отличались от остальных.

Футбольное поле оказалось поделено на фан-зону - ближе к сцене и с более дорогими билетами - и на обычный партер. Но и там, и там было теснее, чем в метро в час пик. Закрытая сценой трибуна за воротами, на которой располагаются фанаты "Спартака", оказалась в этот раз единственным свободным местом на стадионе. Три остальные трибуны выглядели заполненными процентов на 70, но это совершенно не значило, что на свободные места не проданы билеты. Просто многие предпочли смотреть концерт в проходах между секторами и в буфетах.

Подавляющее большинство зрителей оказалось на "Открытие Арене" в первый раз. Об этом было легко судить просто по случайным репликам людей - они пребывали в полнейшем восторге от стадиона, щедро расточая комплименты.

Для испанского корреспондента "СЭ", приехавшего на концерт в Москву, первое посещение спартаковской арены стало легким культурным шоком. Стадионов такого уровня комфорта на Пиренеях просто нет. Посоревноваться в степени удобства с сооружением может разве что новый "Сан-Мамес" в Бильбао, но и он уступает арене в Тушине.

Также приятно удивила отличная работа стюардов - исключительно вежливых людей в лучшем смысле этого выражения. Сотрудники, контролировавшие проход зрителей на стадион и безопасность внутри, не забывали здороваться, желать всем приятного вечера и говорить "спасибо". А больше всех добрых пожеланий получал ходивший по ресторанному комплексу стадиона Виктор Гусев, вслед которому постоянно неслось: "Эй, Виктор, берегите себя!"

Но стоило Muse начать играть, как себя не берег уже никто. Возможно, даже Гусев. Десятки тысяч людей массово сходили с ума от восторга от несшегося со сцены потока энергии и драйва - как и на любом другом концерте трио. Беллами со товарищи не умеют халтурить и каждый раз играют как последний.

Однажды на итальянском телевизионном шоу музыкантов попросили выступить под фонограмму. Они долго отказывались, но на них надавили контрактными обязательствами и буквально заставили выйти на сцену. Но Muse нашли выход из ситуации - обменялись инструментами и показательно валяли дурака. Оказавшийся у микрофона барабанщик нарочито открывал рот невпопад, пока вокалист махал барабанными палочками мимо тарелок. И только суровый басист играл как ни в чем не бывало. Кстати, Крис Уолстенхолм известен не только как автор и исполнитель феноменальных басовых партий, но и как большой любитель футбола - он частенько приглашает фанатов группы погонять с ним мяч, а также является заядлым фанатом клуба "Ротерем Юнайтед" из второго по силе английского дивизиона.

А вот лидер Muse Беллами больше известен как большой поклонник Сергея Рахманинова. Он и не стесняется цитировать в своих песнях целые отрывки из сочинений русского композитора, не забывая при этом упоминать о нем в своих интервью. Российские фанаты Muse придумали для Беллами русское имя - Матвей Колокольчиков. И часто дарят ему весьма оригинальные подарки. Так, мне как-то довелось скидываться на покупку для Беллами телескопа. Причем такой мощности, о которой могут лишь мечтать в ведущих астрономических лабораториях отдельных стран. Просто тема космоса стала затрагиваться в текстах песен Muse все чаще, и для поддержания творческого вдохновения Матвея Колокольчикова требовался действительно хороший аппарат.

Беллами играл в этот вечер на позиции Сергея Паршивлюка - располагался на правом краю сцены, но выполнил такой объем технико-тактических действий, который и не снился некоторым футболистам "Спартака" в сезоне-2014/15. И всем их соперникам тоже. Уолстенхолм тоже получил уникальный опыт: он смог почувствовать себя Дмитрием Комбаровым. Именно с левого края поля мистер Уолстенхолм разрывал на кусочки сердца поклонников своими мощнейшими гитарными риффами. Ну а позади, словно Артем Ребров, трудился барабанщик Доминик Хоуард.

Как и полагается на спартаковском стадионе, салют из конфетти и лент на концерте был красно-белым. Традиционное для шоу Muse увеселение - выбрасывание в толпу фанатов огромных воздушных шариков - смотрелось весьма впечатляюще под лучами прожекторов, скользивших по трибунам и верхним ромбам фирменной "чешуи" спартаковского стадиона. Лопнуть эти шары не так-то просто - в идеале таким умением владеет только сам Беллами, делая это грифом гитары и продолжая при этом играть сложнейшие партии.

Главным минусом концертов на футбольных стадионах считается сложность с выстраиванием качественного звука. Но звукорежиссерам Muse удалось сделать все так, что в восторге были и зрители из фан-зоны, и обитатели трибун.

Пожалуй, единственным неприятным моментом стало то, что зрителей выпускали со стадиона отдельными партиями, и некоторым пришлось подолгу оставаться на своих местах после концерта. Но это уже чисто российская особенность. Мне доводилось бывать на выступлениях Muse на куда более вместительных аренах - парижском "Стад де Франс" и барселонском Олимпийском стадионе, и там посетителей ни на секунду не задерживали после окончания концертов. Равно как и не было никаких шеренг сотрудников полиции, типичных для массовых мероприятий в Москве.

На подходе к станции метро "Тушинская" довелось увидеть, как приехавшие на концерт американские фанаты Muse впали в полнейший шок, обнаружив в полицейской шеренге лошадей. Один из них попытался сфотографировать коня, но фотосессия была прервана самим животным, решившим полизать туриста. Американцу пришлось спасаться бегством.

Восстановить стадион после нашествия музыкальных фанатов удалось на удивление быстро. Приехав на "Открытие Арену" на следующий день к обеду, я обнаружил, что все горы оставшегося после концерта мусора уже убраны, кресла протирают уборщицы, а футбольное поле обрабатывают газонокосилками сотрудники ирландской фирмы, следящие за качеством травы. О шоу напоминали разве что последние остатки сцены, разбор которой был в разгаре. "Главное - не задеть Старостиных", - напоминал работникам хранитель спартаковского духа Алексей Матвеев, директор клубного музея, открытие которого намечено на следующий год.

По стадиону уже вовсю шли увлекательные экскурсионные туры - "Открытие Арена" в ближайшие дни ждет своего десятитысячного посетителя. Посмотреть тут действительно есть на что, даже без Muse. Особенно понравилась судейская комната, где повешена фотография Николая Старостина. Дескать, "он все видит".

Кстати, правнучка Николая Петровича приезжала на стадион в свадебном платье прямо из ЗАГСа - сфотографироваться у памятника братьям Старостиным. Количество свадебных туров по стадиону стремительно растет, как с гордостью сообщили сотрудники "Спартака". Ну а музыканты Muse уже были на пути в Санкт-Петербург - далее у них запланировано взятие "Петровского".

КАК "СПАРТАК" ПОМОГ MUSE

Футбольный клуб "Спартак" не ограничился только тем, что предоставил свой домашний стадион для концерта Muse, который стал одним из самых значимых музыкальных событий года в Москве. Красно-белые приняли непосредственное участие в организации шоу, помогли с реализацией билетов, совместно с ГУВД обеспечили безопасность на "Открытие Арене", а также внесли свой вклад в рекламную кампанию.

Вячеслав КОРОТКИН