Газета Спорт-Экспресс № 64 (6715) от 28 марта 2015 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

29 марта 2015

29 марта 2015 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Специальный корреспондент "СЭ" Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ передает из Шанхая .

БЕНЕФИС ХАНЮ И "БАБОЧКИ" КОВТУНА

Олимпийский чемпион Юдзуру Ханю лидирует в турнире одиночников после короткой программы. Результаты россиян: Сергей Воронов - четвертый, Максим Ковтун - 16-й.

В мужском катании у шанхайского ЧМ с самого начала был только один герой - Юдзуру Ханю. Едва олимпийский чемпион Сочи появлялся на катке, становилось совершенно невозможно отделаться от ощущения, что земной шар вертится вокруг него, а вовсе не вокруг солнца. О Ханю говорили на трибунах, каждый его шаг журналисты-соотечественники обсуждали в пресс-центре, болельщики, подавляющее большинство которых не расставалось с японскими флажками, гонялись за его автографами, фотографировались с ним, дарили подарки…

Невольно приходила мысль, что именно ради спокойствия и безопасности Ханю китайские организаторы пошли на беспрецедентные меры безопасности: с утра и до глубокого вечера путь в несколько десятков метров, по которому фигуристы шествовали из отеля в автобус, был оцеплен с двух сторон полицейскими гвардейцами Поднебесной.

Короче, все шло к тому, чтобы мужской турнир стал бенефисом одинокого героя.

При этом дела у Ханю вообще-то обстояли не так уж радужно. По информации из японского лагеря, недовольство руководителей федерации фигурного катания, связанное прежде всего с недостаточным, на их взгляд, вниманием к фигуристу его тренера Брайана Орсера, вплотную приблизилось к критической отметке.

Орсера за глаза упрекали в том, что его не было рядом с Ханю на заключительном этапе подготовки, что у него слишком много других учеников, что именно тренер должен был настоять на том, чтобы спортсмен, получивший в первых числах ноября тяжелое сотрясение мозга, не продолжал выступать в серии "Гран-при" вплоть до финала, а лечил голову.

Последняя претензия звучала как минимум странно. Опыт большинства когда-либо работавших с японскими фигуристами иностранных тренеров сводился к тому, что решения подобного характера никогда не принимает нанятый наставник: это - прерогатива федерации. Другой вопрос, что после той истории Орсер действительно мог потерять интерес к работе с японцем. Тем более что собственные и достаточно высокие тренерские амбиции он вполне мог продолжать реализовывать с трехкратным чемпионом Европы Хавьером Фернандесом.

Японские болельщики особенно подчеркивали, что в Шанхай вместе с Юдзуру впервые за много лет приехала его мама - чтобы сын не чувствовал себя одиноким. Можно только домысливать, насколько эти разговоры соответствовали действительности, но факт был налицо: к чемпионату мира Ханю по совершенно объективным причинам (к сотрясению мозга зимой добавилась травма ноги) подошел не в лучшей форме. Даже не в той, с которой он начинал сезон и в которой находился в момент рокового столкновения с китайцем Хань Яном на этапе "Гран-при" в том же Шанхае. А значит, японским болельщикам, как приехавшим на ЧМ, так и следящим за чемпионатом из дома, оставалось уповать только на одно: что их Маленький Принц сумеет совершить невероятное. Тем более что к моменту вчерашнего выхода Ханю на лед, два других японца уже успели улететь в конец второй десятки.

Судя по реакции Орсера после проката, его подопечный действительно совершил невероятное, хоть и не справился с четверным прыжком - приземлился, оступившись и коснувшись льда обеими руками. Однако это не помешало японцу на два с половиной балла опередить безошибочно откатавшегося Фернандеса. Испанец не просто избежал даже мелких помарок - он показал, пожалуй, лучший прокат в сезоне.

Такой поворот событий был, мягко говоря, не очень объяснимым. Сам Орсер на вопрос, понятны ли ему оценки судей, лишь красноречиво развел руками и сказал: "Давайте считать, что в целом я доволен результатами своих спортсменов. Но вдаваться в детали не хочу - поймите меня правильно".

* * *

Вице-чемпион Европы Максим Ковтун был единственным фигуристом, чья вчерашняя короткая программа включала в себя два разных четверных прыжка. Всего из 30 спортсменов четверные заявили 17, но справились немногие. Ковтун же начал прокат совершенно роскошным каскадом "4+3"…

…После чего совершенно необъяснимо не справился ни со вторым четверным, ни с тройным акселем. Вместо них последовали две "бабочки". Впору было в очередной раз задаться вопросом: так ли уж нужен повышенный риск в короткой программе?

По иронии судьбы как раз один из тренеров Ковтуна - Петр Чернышев, поставивший Максиму обе программы нынешнего сезона, - сказал в интервью: короткая программа - не то место, где следует рисковать, слишком велико ее значение. Возможно, с точки зрения экс-фигуриста в двух четверных не было вообще элемента риска: Максим уже не один раз выполнял такой вариант программы на соревнованиях, да и на тренировках, по отзывам очевидцев, катал ее без каких бы то ни было проблем. Но, с другой стороны, и вчерашняя неудача стала для него далеко не первой, если не сказать - характерной. Когда фигурист прыгает "бабочки", это, как правило, означает, что он плохо контролирует собственные действия…

На вчерашнюю жеребьевку произвольной программы Ковтун не пришел - он был совершенно раздавлен. Пока остальные участники определяли свою судьбу, я попросила прокомментировать случившееся известного в не столь давнем прошлом украинского одиночника, чемпиона Европы-1996, а ныне тренера Вячеслава Загороднюка:

- Я категорически не согласен с результатами. Победу в короткой программе однозначно надо было отдать испанцу. Он прекрасно выполнил программу - с чистыми элементами, с попаданием в музыку, с эмоциями. Поднял зал - я и сам встал после его проката. А Ханю - это второе место. Хотя, если бы Сергей Воронов не коснулся льда на приземлении с четверного тулупа, вторым вполне мог бы быть он.

- Помню, как вы в свое время пытались исполнять четверной лутц…

- Не пытался, а даже делал - с неплохим выездом. В частности, мне это удалось на одной из тренировок в 1997-м на чемпионате Европы в Париже. Лутц чисто прыгали Майкл Вайсс на чемпионате США, Евгений Плюта - на турнире в Оберстдорфе, Женя Плющенко - на одном из этапов "Гран-при". Приземление, насколько я помню, было не совсем удачным, но по нынешней системе сам прыжок ему могли засчитать, хотя и отминусовали бы. Надеюсь, уже в следующем году четверной лутц покажет мой спортсмен Ярослав Паниот. А в этом сезоне мы с ним впервые включили в короткую программу четверной тулуп. И выиграли, кстати, чемпионат Украины.

- В Шанхае четверной лутц включил в короткую американец Адам Риппон, но судьи наказали его за сильный недокрут. Насколько оправданны такие попытки?

- Мне кажется, что система как-то должна поощрять тех, кто идет на риск. Давать какие-то дополнительные бонусные баллы. У Риппона лутц действительно получился сильно недокрученным. У меня даже проскочила мысль, что с таким приземлением американец легко может оказаться без каскада - третьим прыжком у него в программе тоже стоял лутц, только тройной. Если бы Адам не сумел прицепить к нему тройной тулуп, остался бы не только без каскада, но и без второго лутца. Ведь правила запрещают включать в программу два одинаковых прыжка.

- Вы наверняка видели выступление Максима Ковтуна.

- Да, конечно.

- Скажите как бывший фигурист: что заставляет спортсмена ни с того ни с сего делать "бабочки"?

- Причины могут быть разными. Конек попал в чужой след или сбило что-то еще. Например, плохой лед - если кататься приходится последним, после того как откатались две группы. Иногда возникают какие-то скрытые проблемы в технике. Ковтун к тому же выступал сразу после Ханю, и все видели, что происходило на льду - сколько времени каток освобождали от цветов и подарков.

- Такое сильно сбивает?

- Конечно. Проблема в том, что ты уже стоишь у борта и не можешь это не видеть, не слышать рев трибун. Никуда не спрячешься.

- Сами вы когда-либо прыгали "бабочки" на крупных турнирах?

- Да, на чемпионате мира в Лозанне в 1997-м. Катался в сильнейшей разминке и в самом начале программы прыгнул вместо тройного акселя двойной. Правда, как-то сумел собраться и остаток программы провести без ошибок. Могу сказать спасибо своему тренеру Валентину Николаеву. На тренировках мы с ним много раз моделировали всевозможные неудобные ситуации.

- В каком смысле "неудобные"?

- Непривычные для того, чтобы зайти на прыжок и оттолкнуться идеально. Это очень хорошо учит быть готовым к чему угодно.

- Так насколько оправдан риск в короткой программе?

- Смотря какую цель преследуют тренеры. Если стоит задача выиграть, то нужно рисковать. А как иначе соревноваться с такими "волками", как Фернандес и Ханю? Даже если у тебя есть такой же технический набор, как у них, ты наверняка проиграешь. А Ковтун ведь совсем молодой, понятно, что ему не хватает артистичности, зрелости. Он пока еще не "поднимает" зрителей. А значит и не получает от зала той энергии, которую мог бы получать. Поэтому два четверных в этой ситуации - очень грамотный ход. Хотя тут тяжело давать какие-то советы со стороны. Не зря ведь говорят: чужая душа - потемки. Да и ответственность всегда очень велика, тоже просто так с плеч ее не сбросишь… Просто сам спортсмен должен понимать, что и для чего он делает. Чего хочет добиться, какие приоритеты перед собой ставит. Я имею в виду глобальную, жизненную цель, а не выход на лед в тех или иных соревнованиях и выполнение определенного количества прыжков. Когда ты четко знаешь, чего хочешь добиться, то гораздо осознаннее относишься к тому, что делаешь. И тренируешься иначе, да и соревнуешься тоже. И еще: если человек видит спорт своей профессией, он должен учиться держать удар в любой ситуации. Сколь бы горькой, обидной и унизительной она ни была.

- Что вы имеете в виду?

- Только то, что Ковтун - единственный, кто не пришел на жеребьевку.

Мужчины. Короткая программа

1. Ханю (Япония) - 95,20. 2. Фернандес (Испания) - 92,74. 3. Тен (Казахстан) - 85,89. 4. ВОРОНОВ - 84,70. 5. Хань Янь (Китай) - 84,45. 6. Браун (США) - 84,32...16. КОВТУН - 70,82.