Газета Спорт-Экспресс № 17 (6668) от 30 января 2015 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3
ФУТБОЛ
РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ
Вячеслав ЧАНОВ: РАССКАЗЫ СТАРОГО БОЦМАНА
Чанов изумительно сформулировал за нас то, что хотели услышать:
- Вам нужны рассказы старого боцмана?
Мы замялись. Отчего-то стесняясь с жаром подтвердить: да, да! Именно это нам и нужно!
Чанов сел поудобнее. Подпер щеку ладонью. Готовясь вспоминать, как тренировал Акинфеева - с 16 лет до прошлого лета. И каким голкипером был сам - признавали лучшим в Союзе, ездил на чемпионат мира, играя не в самых могучих командах…
* * *
- С июля трудитесь в академии ЦСКА?
- Да, со старшими возрастами. Полное "погружение" - сюсюкаться с ними уже нельзя. Акинфеев играл в премьер-лиге 16-летним, а сегодняшним моим ученикам на год больше. Тоже встаю в ворота, прыгаю. Еще Вагнер поражался: "Невероятно! Вы падаете и падаете!" Падать-то легко, отвечаю. Тяжело подниматься.
- Новость, что освобождают из первой команды, стала ударом?
- Ты всегда этого ждешь - но всегда не готов. Да, это был удар. Сейчас у меня не те обстоятельства, чтоб уходить самому…
- То есть?
- Ипотека. К счастью, рублевая. Зарплата в основном составе и академии - разные вещи.
- Почему вас убрали?
- Сказали, возраст не позволяет работать. Постарел. Никуда не денешься, в спорте смотрят в паспорт. А там - 63.
- Объявлял Гинер?
- Бабаев. Когда через пару дней после золотого матча с "Локомотивом" позвонил и предложил встретиться, я сразу все понял.
- Акинфеев отстоять вас пытался?
- Я не в курсе. Зачем спрашивать? Что это изменит?
- Игорь заиграл в 16. Был человек, категорически в него не веривший?
- В нашем штабе - нет. Газеты писали про рост, вес - конечно, Мандрыкин выглядел фактурнее. Я же обратил внимание, что Веня неправильно выбивает мяч. Заинтересовался. Оказалось, когда-то в "Алании" разорвал переднюю мышцу бедра, срослась как срослась. Прыгать это не мешало, но бил прямой ногой.
- Что за свадьба была у Акинфеева?
- Спросите Березуцких, они точно присутствовали. Я там не был.
- Неужели вас не позвали?
- Приглашать на свадьбу или нет - личное дело каждого. Вот на дне рождения у Игоря бывал часто.
- С девушками своими вас знакомил?
- Ни разу. Только с женой. Мне кажется, у него надежный тыл. При сложном характере Игоря это важно.
- В чем сложность?
- Может замкнуться. Тогда его лучше не трогать. Еще играя, листал я книжку Макса Юрбини "От Заморы до Яшина". Вычитал, что за сутки до матча Яшин исчезал для всех. Он вроде с командой - но его нет ни для кого. Я был таким же. Никогда не звонил домой в день игры.
- Вратарские приметы - отличная тема.
- Легендарный вратарь русского хоккея Анатолий Мельников перед каждым матчем гладил шнурки - но до такого у меня не доходило. Хотя форму стирал сам. Играл строго в советских перчатках, сушил их на батарее. Бутсы надевал с левой ноги. День был расписан по секундам.
Однажды в ЦСКА пошутили - вместо вратарских перчаток подложили огромные солдатские варежки с двумя пальцами. Поверх написано - "Чанов". Намек на то, что признавал исключительно отечественные перчатки.
- Если других не было - какие ж признавать.
- В 80-е годы уже появились адидасовские, но в них лишь тренировался. Не так удобно на руку ложились, мяч в них как чужой. Они хороши при сильных ударах. А футболисты когда сильно бьют?
- Когда?
- На тренировках! В игре почему-то удары пропадают. Как-то встречались со сборной ФРГ, мне Харальд Шумахер вручил свои перчатки. А я не постеснялся - отдал ему советские, за 9 рублей. У парня глаза вылезли из орбит. Не понимал - наши-то из натуральной кожи, тоненькие. Мяч чувствуешь прекрасно.
- После какого удара вам особенно руки обожгло мячом?
- В высшей лиге было два героя - Ларин из "Динамо" и Красницкий из "Пахтакора". Плюс Михаил Васильевич Калинин из "Шахтера".
- Что-то мы про такого не слыхали.
- Начальник команды. Играл в дремучие времена, удар остался. Но Красницкий запомнился больше. Нога у Гены была крошечная, высокий подъем. Мяч летел по необычной траектории. В Ташкенте дал со штрафного, я глазами мяч не успел поймать. Только звон над головой - улетел от перекладины за центр поля!
- Краска на голову не осыпалась?
- Я за штангу взялся от изумления, а она - з-з-з! - дрожит и никак не успокоится.
Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ
Окончание - стр. 8