Газета Спорт-Экспресс № 13 (6664) от 26 января 2015 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3

27 января 2015

27 января 2015 | Биатлон

БИАТЛОН

В субботу Антон Шипулин не смог возглавить общий зачет Кубка мира, наоборот, опустился со второго места на третье. Тем не менее россиянин продолжает борьбу за Большой хрустальный глобус, его отставание от лидера невелико - 37 очков. Почему же "шипулинский прорыв" состоялся именно в этом сезоне?

ТРЕНЕР, КОТОРЫЙ ПЕРЕДЕЛАЛ ШИПУЛИНА

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Новый личный наставник Шипулина - едва ли не самая загадочная фигура нынешнего российского биатлона. Андрей Крючков пришел в этот вид спорта из лыжных гонок по просьбе нынешнего президента СБР и главы Центра подготовки сборных команд Александра Кравцова. Это все, что я знала о Крючкове, отправляясь на интервью.

* * *

- Как получилось, что вы начали работать с Шипулиным?

- После Олимпийских игр в Сочи Антону захотелось попробовать что-то новое, сменить саму методику подготовки. Пришел он, разумеется, c этой просьбой не ко мне, а к Кравцову. Представил ему свою концепцию подготовки на следующие четыре года и сказал, что прежде всего хочет психологически отдохнуть. Поэтому и просит разрешения поработать вне сборной. Кравцов же порекомендовал обратиться ко мне. Биатлонисты часто тестировались в нашем центре, так что мы с Антоном знали друг друга, хотя никогда особенно не общались.

- И Шипулин сразу вам поверил?

- Конечно же, нет. Первым делом он меня спросил: "Откуда вы вообще можете знать, что мне нужно?" Я на это ответил, что совершенно не собираюсь диктовать, что и как ему нужно делать в тренировках. Но раз уж он хочет попробовать найти что-то такое, что подойдет именно ему, я готов объяснить какие-то вещи. Но ни о каком доверии речи изначально не шло.

За время работы в большом спорте я понял одну важную вещь, которая позволяет мне достаточно быстро находить общий язык как с тренерами, так и со спортсменами. Я перестал думать, что я умнее их.

- Получается, какое-то время вы так думали?

- На самом деле нет. Моя задача - просчитывать риски. Если тренер хочет повысить у своего спортсмена какие-то качества, я "перевожу" написанный им план работы на язык биологии и объясняю, что при такой работе организм приобретет, а что потеряет. Прерогатива тренера - выбрать из всего предложенного тот вариант, который его устраивает. Так сейчас работает вся Европа. Я читаю довольно много всевозможной переводной литературы. И понимаю, например, что результаты тех же норвежцев идут не оттого, что тренер правильно ткнул пальцем в небо, а оттого, что со спортсменами очень прицельно работают самые разные специалисты. В подборе упражнений, которые те же норвежцы выкладывают на видео, нет хаоса - там четко понятно, что и зачем делается.

* * *

- Получается, что будущее спорта - это не тренеры-практики, а тренеры-физиологи?

- В каком-то смысле да. Главное - договориться. Не мешать тренеру, а помогать ему. При этом я отдаю себе отчет, что никогда ни один физиолог не встанет на один уровень с тренером. Потому что первый рассуждает о работе клетки на уровне пробирки, а через тренера из года в год проходят тысячи людей. И сам он методом проб и ошибок приобретает колоссальный практический опыт и четко знает прямую зависимость между работой и откликом на нее. Более того, с опытом видит все более и более короткий путь к цели. Любому сильному практику совершенно наплевать, если в каком-то учебнике написано иначе. Его этим не собьешь.

Физиолог в этом отношении может только предложить какие-то вещи. Как, например, не нарушая ключевой цели, компенсировать потери, которые организм несет в условиях той или иной работы. Или просчитать, какая работа наиболее оптимальна для достижения конкретной задачи.

Окончание - стр. 16