Газета Спорт-Экспресс № 292 (6651) от 29 декабря 2014 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1
ФУТБОЛ
ФРОМ МАЙ ХАРТ Виталий МУТКО
"ПЛАТИНИ СПРАШИВАЕТ: "ГДЕ МОЙ ПИКАССО ИЗ ЭРМИТАЖА?"
Продолжение. Начало - стр. 1
- К Владиславу Третьяку после Сочи вопросы были?
- А вы как думаете? Но Третьяк - хоккейный человек и правильно оценивает ситуацию. Он может и должен служить хоккею, в который государство инвестирует довольно большие деньги: уже под двести ледовых арен построили и останавливаться не собираемся.
- Можете признаться, при каком месте в общем зачете вы решились бы уйти в отставку?
- Было бы 11-е, как в Ванкувере, или даже 6-е - естественно, ушел бы, поскольку за кресло не держусь. Но там и моего желания не потребовалось бы. На меня сразу вылили бы все, что можно. Помните, что было после Ванкувера, когда я всего три месяца работал? И в первую неделю в Сочи успел это почувствовать.
- Для меня самой грустной околоспортивной историей года стало то, как маргиналы из зависти разбили битами призовой автомобиль Александра Зубкова. Что же у нас за страна, если знаменосец олимпийской сборной приносит ей славу, выигрывает два золота, а в ответ получает разбитую машину?
- Россия - большая страна, и у нас есть разные люди. Многие сами не хотят трудиться, а тем, кто делает это и преодолевает себя, завидуют. Саша ведь уже завершил было карьеру, работал министром спорта Иркутской области, когда мы здесь медальный пасьянс на Сочи раскладывали.
И уж если Зубков решил вернуться, то не просто покататься. Бросил все, подготовился - и выиграл! Конечно, без Воеводы ему трудно было бы это сделать. Надеюсь, так же мы и Ана убедим поехать на Олимпиаду в Корею.
- Шансы велики?
- В следующем году чемпионат мира в России, о котором у нас с ним есть договоренность. А дальше пока рано обсуждать. Но в глубине души надеемся.
- Изменилась ли статистика занимающихся спортом в стране после Сочи? И в каких видах самая большая прибавка?
- Итоговые данные получим в феврале, но уже заметен очень серьезный приток, например, в ДЮСШ по лыжным гонкам - до 30 процентов. Спасибо Саше Легкову! Недаром мы подчеркиваем, что проводим крупные спортивные соревнования в стране для того, чтобы подать пример молодежи и детям.
- В следующем году будут готовить проект по государственным бонусам для спортсменов на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Стоит ли с учетом экономической ситуации удерживать их в районе 100 тысяч евро?
- Мы уже давно перешли на рубли. Спорт - это предвидение (смеется). Шучу. Если серьезно, то сумма уже определена - 4 миллиона рублей за золотую медаль (по нынешнему курсу - около 60 тысяч евро. - Прим. "СЭ").
ДИСКУССИЙ ПО ЛИМИТУ НЕ БУДЕТ. БУДЕТ ЗАКОН РФ
- Поговорим о футболе. Ваше отношение к меморандуму клубов РФПЛ, зафиксировавшему в контрактах с игроками курс доллара на отметке 45 рублей и евро - 55?
- Считаю, решение правильное. В мою бытность президентом РФПЛ мы поступили аналогично. Другое дело, что оно не должно быть односторонним, его нужно согласовать с футболистами и их профсоюзом.
- На днях прогремели ваши высказывания на тему лимита на легионеров, идущие вразрез с решением исполкома РФС о принятии схемы "10+15". Как будет разрешаться эта коллизия?
- Мне удивительно, что ситуация в футболе развивается именно так. Исполком должен нести ответственность за свои решения. Есть публичное, письменное поручение президента страны, которое дано Министерству спорта и правительству РФ. Наша задача - выработать механизм, установить количественные и качественные критерии по привлечению иностранной рабочей силы в спорт. Правительство ежегодно устанавливает квоты по привлечению иностранной рабочей силы в различные отрасли народного хозяйства. Физкультура и спорт там тоже присутствуют.
Допустим, устанавливается квота в 25 процентов. Но есть обходной маневр, ведь клуб - это не только футболисты, а еще и водители, и массажисты: все, кто входит в юридическое лицо. Так и двадцать легионеров по идее задействовать можно. Если бы мы не пошли по пути создания специального закона, то могли бы особо прописать по спорту уточняющие фразы. Что мы, кстати, тоже готовы сделать.
Но в итоге по поручению президента разработали специальный закон, а наши коллеги из ФМС выдвинули предложения о внесении изменений в миграционное законодательство. Уже внесли проект нового закона в правительство, пока внутри его идет работа над формулировками.
Почему об этом так подробно рассказываю? Потому что пару месяцев назад, накануне разработки закона, я пригласил к себе всех президентов федераций и лиг по игровым видам спорта. Положил перед ними проект закона и объяснил, что будет делать государство в данном направлении. Более того, статс-секретарь министерства разослал по федерациям официальное информационное письмо по этому поводу.
- Николай Толстых и Сергей Прядкин на этой встрече были?
- Прядкин точно был. Специально попросил всех: никаких решений по лимитам и т.д. не принимайте. В январе-феврале мы примем закон, и Минспорта получит полномочия своим приказом устанавливать для каждого вида спорта предельные лимиты.
Тут не может быть дискуссии. А то меня уже похлопал по плечу генсек РФС Воробьев: правильно, министр, правильно. Да вы лучше исполком подготовьте и добейтесь, чтобы у вас там какая-то поддержка была, хоть на полпроцента!
При этом с огромным уважением ко всем клубам отношусь, сам и "Зенитом" руководил, и лигой. Все куется в клубах, они - главная ячейка, основа футбола, где готовятся игроки сборной. Будучи президентом РФС, никогда не позволил бы себе брать взносы за иностранных тренеров!
- Объясните технологию пересмотра решения исполкома.
- Она проста. После выхода закона соберу еще раз все федерации, дам директиву: в течение такого-то времени просим представить предложения. Проведем консультации, попробуем убедить. Нет - примем решение, обязательное к исполнению. И никакое это не вмешательство в чью-то деятельность. Это закон. Закон!
- Постойте, разве это не вмешательство государства в футбольную деятельность, которая должна быть целиком отдана на откуп федерации?
- Нет. Подобные вопросы решаются в соответствии с национальным законодательством. В противном случае УЕФА давно опротестовал бы многие решения Евросоюза - снявшие, например, все ограничения с футбольной миграции между его странами и разрешившие перемещение рабочей силы. Но они почему-то выполняют их законы! И здесь будет так же. Любая страна защищает свой рынок, в том числе и трудовой.
- То есть вы исключаете, что исполком РФС подаст жалобу в ФИФА и УЕФА?
- Исключаю. Потому что жаловаться будет не на что. Каждая общественная организация должна работать по законодательству своей страны. Ничего незаконного мы не делаем. А исполком РФС пусть лучше не жалуется, а свои обязанности выполняет. Пусть хотя бы заплатят главному тренеру сборной...
НУЖНО БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, ЧТО У СБОРНИКОВ ДО ЧМ-2018 БУДЕТ ПРАКТИКА
- Об этом мы еще поговорим, а пока вернемся к лимиту. В клубах РФПЛ в этом сезоне и так в среднем играют по 5,5 россиянина. Так зачем ужесточать лимит?
- Для меня показатель - игра наших ведущих клубов в еврокубках. А там на поле в среднем у нас выходят по восемь легионеров. Поймите: нам предстоит чемпионат мира в России. Если бы его не было, на ситуацию можно было бы смотреть по-разному. "10+15" - уже сильное решение, чтобы какое-то количество легионеров отсечь. Но этого недостаточно. Мне нужно до 2018 года быть абсолютно уверенным, что у членов национальной команды будет игровая практика!
Пускай это даже ослабит для них конкуренцию, но много новых игроков у нас завтра не появится. Нам нужно, чтобы они играли, нравится это кому-то или нет! Поэтому мы найдем механизм, чтобы не ухудшить ситуацию. А решение исполкома РФС может ее ухудшить. Не забывайте, что игра футболиста в ведущем клубе, постоянное участие в еврокубках и высокие цели - это одно, а в средних командах - совсем другое.
Знаю, что такое позиция клуба, сам работал в этой роли больше десяти лет. Но если российские футболисты не будут играть - на чемпионате мира у нас не останется ни шанса. Тренер клуба, у которого есть ресурсы, всегда предпочтет готового игрока. Зачем тренеру, особенно иностранному, с молодыми возиться? Кстати, я как президент клуба не забывал ни о школе, ни о дубле...
- Во время ЧМ-2014 после вылета сборной вы негативно отозвались о лимите, согласились с главным посылом его критиков: мол, российские футболисты существуют в условиях отсутствия конкуренции, зато зарплаты взметнулись до небес. С юного возраста ничего еще не достигшим людям дают миллионы евро, и стимулы для роста у них пропадают. А теперь хотите даже ужесточить лимит. Где логика?
- Любой лимит на легионеров - не догма. Естественно, глобально лучше, чтобы его не было, а была бы полноценная конкуренция. И совершенно согласен с тем, что если мы просто установим лимит и больше ничего не будем делать - ни заниматься детскими школами и молодежным футболом, ни готовить тренеров, ни создавать эффективную систему селекции, - то никакой лимит ничего не решит. Однако за три года до ЧМ-2018 у нас нет иного выхода, как гарантировать нашим футболистам игровую практику.
Мы же все нужные решения еще в 2006 году приняли - как часть стратегии развития футбола до 2020 года. Помимо лимита - о создании региональных центров подготовки, о лицензировании тренеров на категории А, В, Pro . Всем этим надо параллельно заниматься!
- Что же не сработало?
- Бросили это всё. Пришел один президент РФС, поменял стратегию, затем другой... В итоге в последние годы мы говорим о чем угодно, но не о футболе. Дмитрий Хомуха выиграл чемпионат Европы со своей юношеской сборной - так даже спасибо не можем нормально сказать. Согласно той стратегии, с 2010 года лимит должен был составлять 5 легионеров и 6 россиян. Но бесконечные шараханья нас все время отбрасывают назад.
Если кому-то не нравится, что государство пытается что-то отрегулировать, напоминаю: мы серьезно поддерживаем спорт. Разрешили рекламу пива, сейчас будет дозволена реклама вина российского производства. Со стороны правительства мы не поддержали инициативу по ограничению инвестиций госмонополий в спортивные клубы, разрешили бюджетам субъектов РФ финансировать клубы по различным видам спорта...
- Разве бюджетная игла - это правильно?
- На данном этапе развития это необходимо. Не нужно выпячивать один только футбол и неумелую работу менеджеров некоторых клубов, которые транжирят бюджетные деньги. Есть гандбол, водное поло - не столь коммерческие виды спорта, пока не способные заработать сами. А если мы начнем закрывать финансирование клубов госкомпаниями, то это коснется всех видов. Ведь что такое сегодня региональный спортивный клуб? Некая высшая точка, стимулирующий фактор для того, чтобы дети из региона занимались спортом.
А что до высших дивизионов, то, конечно, нужно, чтобы клубы и лиги привлекали спонсоров, раскручивали свои виды спорта. Во многих федерациях успокоились, не хотят работать, выходить на рынок, доказывать. Зачем? Раз в год подал заявку, государство оплатило тебе календарь, содержание команды, выдало десять или двадцать ставок. Ряду видов мы помогаем в привлечении спонсоров - так они даже толковые заявки подать не могут, рассказать, в чем преимущества!
В том же футболе совершенно четкая емкость возможностей. Есть 32 рекламных щита на стадионе. Можно поставить второй ярус, можно - сменяющуюся рекламу. Матч длится 90 минут, есть закон - сколько рекламы на ТВ до, в перерыве, после. Есть стоимость рекламы на каждом канале. Все это можно просчитать.
Помню, президентство в "Зените" начинал с того, что приехал на один из каналов и сказал: "Я вам заплачу, только покажите нас, пожалуйста!" Потом интерес к футболу мы подняли, и ситуация изменилась. А если вы не раскручиваете вид спорта, то кто в вас вложит рекламу? Если у вас бесконечные скандалы, разговоры о коррупции, безденежье? Если все знают о том, что кому-то что-то не платят?
Вот Sony ушла из российского футбола. Почему? Потому что постоянные скандалы. Люди ведь всё читают, за всем следят и не хотят иметь с этим ничего общего. Adidas , с которым в годы моего президентства в РФС был подписан такой контракт, что низкий поклон немецкой компании, - 18 миллионов в год, - тоже всё мониторит.
И это касается далеко не только футбола. И баскетбола, и плавания, и других видов спорта вплоть до хоккея на траве и гандбола. Вокруг вида спорта должна быть позитивная обстановка.
МОГУ ЛИ ВЕРНУТЬСЯ В РФС? ФУТБОЛ ЛЮБЛЮ. НО Я - СОЛДАТ
- Инфраструктура под чемпионат мира строится, но и тут есть вопросы. Вас не удивляет, что на самых современных стадионах вроде "Спартака" или "Рубина" нет того, что уже десяток-другой лет есть в той же Голландии, - обогрев зрительских мест теплым воздухом? При нашем-то климате.
- Я бы тоже этого хотел. Но это все сопряжено с серьезными затратами, а надо было укладываться в определенные цены. Хотя в ряде проектов стадионов это, насколько знаю, предусмотрено.
- Продавите как министр, чтобы люди не мучились, отправляясь зимой на футбол.
- Это вообще вопрос спорный - должны ли мы зимой играть в футбол. Не хочу давить на РФС, но скажу одно: в северной стране глупо не играть в футбол летом, а играть зимой. Мы должны понимать: столетней историей российского футбола доказано, что можем нормально играть до середины ноября. Хотя понятно, что есть клубы, которые играют в еврокубках, и им хотелось бы поддерживать конкуренцию до конца.
- Оба Кубка УЕФА и Суперкубок Европы были выиграны при системе "весна - осень".
- Сегодня это прерогатива РФС, но моя позиция здесь проста: нельзя шарахаться из стороны в сторону, мы и так выглядим смешно. Еще на конференции 2006 года мы говорили о переходе на "осень - весну" после 2018 года. Но только при условии строительства крытых манежей.
Однако же никто этим не занимается. Кое-что, правда, было сделано по моей инициативе. Будучи северной страной, мы укладывали по 60-70 искусственных полей в год. Построили футбольные манежи в Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске вместимостью от трех тысяч человек, где можно проводить 2-3 тура в году. Тот же "Урал" там играет. Хочу убедить построить манежи в Перми, Томске. Возводим их за федеральные деньги. Леонид Федун построит манеж на 12 тысяч. Есть СКК в Петербурге, "Олимпийский" в Москве...
- …где в футбол последний раз играли при царе Горохе.
- Нужно относиться ко всему этому по-серьезному. Но кому это надо? Кто думает о футболисте, кто спросил его, каково играть при минус десяти? А о болельщиках, которые мерзнут?
- Вместо этого мы переносим тур с 3-4 октября, когда играет вся Европа, на декабрь. По прихоти Фабио Капелло, который захотел больше дней на подготовку к отборочным матчам со Швецией и Молдавией.
- Вы так говорите, потому что мы не получили нужного результата. В противном случае высказывались бы иначе.
- Я написал об этом еще до тех матчей.
- Поймите, любой руководитель пойдет навстречу тренеру национальной команды! Хотели закончить год на первом месте, бахнуть Швецию, разорвать Молдавию - и курить бамбук. А теперь вместо этого сидим на нервяке. Вот что сделали бы вы, если главный тренер просит - дайте еще несколько дней?
- Указал бы на календари всех европейских чемпионатов, где никто никому ничего не дал. И напомнил бы о климате нашей страны.
- Вы правы! Но не я сегодня руковожу футболом. Я министр спорта и не могу вмешиваться в футбольную деятельность.
- В 2014-м было много разговоров, что вы можете вернуться в РФС и совмещать посты. Допускаете такой расклад?
- Как говорится, я солдат. Сегодня моя должность - министр спорта. Безусловно, люблю футбол, хотя это не сахар. Идти в РФС - это возвращаться к тому, с чего я когда-то начал. Опять все расчищать.
ВЕРЮ ЛИ НА СТО ПРОЦЕНТОВ В КАПЕЛЛО? СЕЙЧАС СЛОЖНО СКАЗАТЬ
- Сергей Фурсенко в бытность президентом РФС обещал, что Россия выиграет ЧМ-2018. Владимир Путин недавно высказался сдержаннее - что нужно выступить хотя бы лучше, чем в Бразилии. А ваше мнение?
- Сегодня не стал бы формулировать задачи. Всем понятно, что мы должны выступить успешно. А что такое "успешно" - станет ясно ближе к 2018 году. Для начала нужно попасть на Euro -2016.
- С этим тоже возникли проблемы.
- Мы просто обязаны это сделать. Да, создали себе небольшую проблемку, но она не кажется непреодолимой. Все-таки и с Австрией, и со Швецией играем дома.
- Вы не раз говорили, что лично привезли Капелло в Россию. Теперь считаете правильным столь резкое переключение с атакующей голландской модели Хиддинка - Адвоката на оборонительную, строго ориентированную на результат? Претензии болельщиков по ЧМ-2014 были связаны не только с невыходом из группы, но и с невзрачной, боязливой игрой команды.
- Не соглашусь с тем, что Капелло думает только об обороне. Мы же общаемся с ним - наоборот, он любит атаку! И понимает, что преимущества нашей команды - не в защите, а в скоростных действиях впереди.
А в Бразилии, возможно, не хватило условного плана В. До турнира вся игра строилась вокруг Широкова, который распасовывал быстрым ребятам. А перед самым чемпионатом он сломался.
- В Бразилию вы не полетели из-за плохих предчувствий?
- На финал поехал. А до того - просто не мог. В июне, как говорят на селе, был самый покос. Понимал, что если уеду, мы потеряем темп подготовки к домашнему чемпионату мира. Сегодня у нас подписаны все контракты, проплачены все авансы. А тогда как раз было время принятия нормативных актов, постановлений правительства.
- В этом цикле у Капелло появились российские ассистенты - Семак и Симутенков. Многие считают, что именно их отсутствие в Бразилии стало одной из причин неудач: тренеры и футболисты жили как на разных планетах. Не было ли возможности ввести россиян в штаб итальянца с самого начала?
- Я читал интервью Гуса Хиддинка, который рассказал, что во многом воспринимал Россию через Сашу Бородюка. Понять страну, отношения между людьми можно только с помощью носителя языка.
Со своей стороны пытался максимально быть рядом с Капелло, но невозможно объять необъятное. Ни один иностранный специалист ничего не добьется, если у него не будет поддержки. Вот посмотрите, как президент федерации бобслея Георгий Беджамов помогает главному тренеру Пьеру Людерсу. Да если бы Георгия не было рядом, что бы Людерс, каким бы выдающимся тренером он ни являлся, смог сделать?
- И все-таки - почему рядом с Капелло, не считая тренера вратарей Сергея Овчинникова, в первом цикле не было российских помощников?
- Вопрос не ко мне.
- А возможность была?
- Конечно. Но этим должна заниматься фе-де-ра-ци-я.
- Вы все еще на сто процентов верите в Капелло?
- Мне сложно сейчас сказать. Повторю: очень важно, чтобы рядом с ним были те, кто должен быть постоянно. Президент РФС, спортивный директор - чтобы он чувствовал поддержку с их стороны.
Я специально полетел в Австрию, просто чтобы посмотреть вблизи, что происходит. Так вот, после игры в Вене был немножко в шоке, и это еще мягко сказано. Тем более что предыдущим матчем была Молдавия. Мне показалось, что мы начали терять даже то хорошее, что еще оставалось. И это вызвало тревогу. Сказал об этом и тренеру, и президенту РФС. Который и должен инициировать любые перемены.
- Где точка невозврата?
- Если бы я был президентом РФС, то мог бы ответить. А так - сложно. Могу сказать, что Капелло очень серьезно готовится ко встречам с министром. Но у меня много видов спорта, а есть люди, которые должны все время быть рядом с ним, все понимать и чувствовать.
Окончание - стр. 3