Газета Спорт-Экспресс № 285 (6644) от 20 декабря 2014 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

20 декабря 2014

20 декабря 2014 | Футбол

ФУТБОЛ

Тренер "Зенита" и сборной России в интервью "СЭ" подвел итоги года .

Сергей СЕМАК: "ДО СИХ ПОР НЕ ПОНИМАЮ, ПОЧЕМУ КАПЕЛЛО МЕНЯ ПОЗВАЛ"

ПРИГЛАШЕНИЕ НА УЖИН

- Давайте начнем с того, что в этом году у вас появилась еще одна дополнительная нагрузка - сборная. Причем сложилось впечатление, что вы с Игорем Симутенковым оказались в ней как-то стремительно - сразу после матча "Зенита" с "Локомотивом" в Москве.

- Не совсем так, но решение действительно было принято после "Локомотива". Просто время поджимало: уже на следующий день начинался сбор национальной команды.

Насколько я знаю, у Фабио Капелло было несколько кандидатов, с которыми он встречался, знакомился. Кто-то отказывался по тем или иным причинам. Все-таки не каждый тренер премьер-лиги бросит работу и пойдет помощником к Капелло или упустит возможность возглавить клуб и работать каждый день.

При этом Фабио нужен был человек, знающий итальянский язык. Поэтому кандидатура Игоря Симутенкова лично у меня сомнений не вызывала. Быть ассистентом Капелло для него - хороший вариант.

А вот почему я? До сих пор не понимаю. Может, уже не оставалось вариантов из тех, кто был на слуху? Так или иначе, мне поступило предложение.

Капелло предложил встретиться за ужином. Мы познакомились, поговорили. Он рассказал о своих требованиях к помощникам, я со своей стороны подчеркнул, что речь может идти только о совмещении, потому что моя семья и основная работа в Петербурге. Потом был разговор с руководством "Зенита". Генеральный директор клуба Максим Митрофанов не возражал. Как и Виллаш-Боаш, который поддержал эту идею.

- Но ведь официально вас назначили как раз после "Локомотива"…

- Еще перед той игрой я встретился с Николаем Толстых, он сделал определенное предложение, обрисовал наши задачи. Но решение в тот момент принято не было. Ударили по рукам после "Локо" и поехали в расположение национальной команды. Хотя вообще-то мы с Симутенковым собирались домой, в Питер. Николай Александрович убедил, что надо остаться и сразу приступить к новой работе.

- Что это для вас такое - работа в сборной?

- Во-первых, это большая честь. Во-вторых, возможность быть рядом с очень хорошим специалистом, который за свою тренерскую карьеру выиграл много титулов. Я, начинающий тренер, должен сейчас словно губка впитывать как можно больше информации. Перенимать опыт.

Мне очень интересно. И в сборной, и в клубе. К тому же наше отсутствие в расположении "Зенита" приходится в основном на выходные, потому что это паузы на игры национальных сборных. Так что много мы не теряем, и к тому же у Виллаш-Боаша есть и другие помощники, что позволяет отсутствовать некоторое время.

- Симутенков на первой же тренировке сборной сказал журналистам: мол, я тут просто переводчик, а Сергей человек харизматический.

- Это он, конечно, поскромничал. Все наоборот, я думаю.

ПАНУЧЧИ? КОГДА ГОВОРИШЬ ГАДОСТИ, НАДО ДЕЛАТЬ ЭТО В ЛИЦО

- В чем конкретно заключаются ваши обязанности в сборной?

- Что касается вопросов селекции, то это компетенция Капелло и Чинквини. Они просматривают очень много матчей, практически каждый тур - по две-три встречи вживую.

Нас с Симутенковым порой просят уделить особое внимание игре какого-нибудь конкретного футболиста, последить за ним специально в матче за клуб. А еще мы делимся своими мыслями по поводу соперников "Зенита", ведь перед каждым матчем тщательно изучаем ту или иную команду. Отслеживаем, кто сколько времени провел на поле, какие у конкретных игроков были моменты.

А в остальном это, конечно, помощь во время тренировочных занятий при подготовке к игре. То, что практически всегда лежит на плечах любого помощника главного тренера в клубах премьер-лиги. Чтобы главный мог сконцентрироваться на более важных вещах, чем организационные или какие-то другие моменты.

- В каких случаях Капелло с вами советуется?

- По необходимости. Ситуации же разные бывают. Если все складывается хорошо и никаких сомнений у тренера нет, то он и не будет ничего спрашивать. А если есть какой-то вопрос, то мы общаемся, обсуждаем.

Кстати, Капелло нам очень много рассказывает, вспоминает ситуации, которые у него были, говорит, с чем ему пришлось сталкиваться в его работе. Объясняет, почему предпочитает ту или иную схему, делится мыслями по развитию российского футбола.

Кто бы что ни говорил про Капелло и Чинквини, они очень переживают за наш футбол, за молодых игроков, за их рост. И постоянно думают, как и что можно изменить к лучшему. Сами знаете, не ошибается только тот, кто ничего не делает. А чтобы найти верное решение, нужно пробовать, не бояться.

Что касается финансовых обязательств, то Капелло крайне расстраивает повышенное внимание именно к этому вопросу. Что эта тема постоянно поднимается. И, кстати, не только относительно самого Капелло, но и успехов того же "Зенита" сквозь призму финансовых вливаний.

Помню, на пресс-конференции перед игрой с Венгрией Фабио очень расстроился из-за того, что ему не задали ни одного футбольного вопроса. Он привык больше рассуждать о сугубо футбольных вещах, тем более что раньше работал в странах, где не уделяют деньгам столь повышенного внимания.

- С Капелло сложно общаться или, наоборот, легко?

- Легко. Может быть, это не так чувствуют игроки: им он кажется строгим тренером, который ставит дисциплину во главу угла. А с нами Капелло ведет себя абсолютно по-партнерски, иногда даже по-приятельски - с учетом разницы в возрасте, конечно. Много рассказывает о своей жизни. Это очень открытый человек, с которым можно поговорить на любые темы.

Сергей ЦИММЕРМАН

Санкт-Петербург

Окончание - стр. 3