Газета Спорт-Экспресс № 201 (6560) от 11 сентября 2014 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

11 сентября 2014

11 сентября 2014 | Хоккей

ХОККЕЙ

ЕСТЬ ТЕМА

Недавно президент КХЛ Александр Медведев в интервью "СЭ" заявил, что не верит в уход из "Динамо" главного тренера сборной России Олега Знарка. Мол, рано или поздно не выдержит - все равно будет там подсказывать, участвовать, управлять. И экс-наставник национальной команды Зинэтула Билялетдинов признался, что уход из "Ак Барса" был ошибкой - оказался потерян тонус. Так что же для сборной все же лучше - когда ее возглавляет освобожденный специалист или тренер-совместитель?

НУЖНА ЛИ "СВОБОДА" ТРЕНЕРУ СБОРНОЙ?

ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ : НЕТ КЛУБА? СЧИТАЙ, ЗОЛОТО В КАРМАНЕ

Андрей КУЗНЕЦОВ

ТРИ СТУПЕНИ

Начну с главного: не вижу ни одного аргумента в пользу того, чтобы хоккейную сборную России тренировал специалист-совместитель. Зато вижу массу аргументов против.

В сочинском олимпийском цикле все четыре кубка чемпионов мира (прошлогодний шведский, финский-2011 и два российских) были завоеваны освобожденными тренерами. Вячеслав Быков, работая совместителем, золото мировых первенств брал именно в те сезоны, когда его клуб вылетал из плей-офф нашей лиги в первом-втором раундах. Стоило задержаться во внутреннем чемпионате хотя бы до полуфинала, как медали сразу теряли в пробе (бронза Москвы-2007, серебро Кельна-2010). Ну а худший результат - вне тройки призеров - уважаемый специалист показал в год триумфа в Кубке Гагарина. Финн Юкка Ялонен, уйдя на совместительство в СКА, с треском провалил домашний ЧМ-2013.

Не видите тенденции? причины, ее порождающие, просты. Судите сами.

Что требуется от тренера сборной в олимпийский год? 80 процентов состава (то есть 20 из 25 хоккеистов) в принципе известны. Но ведь надо не ошибиться и с пятеркой кандидатов-джокеров, отслеживая их прямо по ходу сезона. И изучить соперников по Играм. И выбрать эффективную тактическую модель. И правильно разбросать хоккеистов "железной двадцатки" по тройкам-пятеркам - вместо того чтобы, скажем, скрестить в первом звене Овечкина и Малкина. Чем с настойчивостью, достойной лучшего применения, в Ванкувере-2010 занимался Вячеслав Быков, а в Сочи-2014 - Зинэтула Билялетдинов. Хотя несовместимость двух суперзвезд была очевидна еще тренерам молодежки, разгромленной в финале МЧМ-2005 канадцами.

Что требуется от тренера сборной в год чемпионата мира? Создать по ходу сезона фундамент в виде двух атакующих звеньев и трех пар защитников. Угадать с энхаэловскиими джокерами. Держать руку на пульсе полуфинала - финала плей-офф КХЛ, готовя вызовы самым горячим на начало мая звездам - таким как Попов и Пережогин (ЧМ-2012) или Зарипов, Тихонов и Плотников (ЧМ-2014). А еще наставник национальной команды не должен забывать о задачах, прописанных в предыдущем абзаце.

Что требуется от тренера сборной, которая участвует в Евротуре? Радовать страну победой на домашнем этапе. Пропускать через состав максимум перспективных кандидатов. И не упускать целей, обозначенных в двух вышестоящих абзацах.

Вот такая ясная трехступенчатая система. И как в этот ворох задач втиснуть еще и 250 дней плотной работы, которая требуется от клубного тренера в КХЛ?

КАКИМ ТЕЗИСАМ ВЕРИТЬ?

Вот что рассказывал мне Билялетдинов в октябре 2011-го, на старте карьерного отрезка "сборная России": "Сколько матчей КХЛ посмотрел? Начнешь считать - собьешься. Практически каждый день хоккей - или в Москве вживую, или выезжаю на места, или по телевизору. Летаю больше, чем во время работы с "Ак Барсом". И, если сравнивать с клубным сезоном, ложиться спать раньше точно не стал. Матчи заканчиваются поздновато, а после них еще и с ребятами общаться нужно. Так что домой приезжаю уже в ночи. Утро также приходится заполнять рабочими вопросами. Подготовка к Олимпиаде - задача сверхсерьезная".

"Тренер же не дракон, который способен одну голову держать в клубе, другую - в сборной, а третьей дать шанс отсыпаться и генерировать свежие идеи, - говорил в июне 2011-го президент ФХР Владислав Третьяк. Сидя рядом с Билялетдиновым и под вспышки фотокамер подписывая с ним трехлетний контракт. - К тому же клуб оказывает на работу слишком большое влияние. Например, если в нем дела идут плохо, руководство давит и каждый день повторяет: "Давай, давай результат, старайся". Да и к своим хоккеистам начинаешь лояльнее относиться, многое им прощаешь, лоббируешь в сборной их интересы.

Все эти соображения и привели нас к определенным выводам. Зинэтула с ними согласился, хотя и не с первого раза. Виталий Мутко вовремя все эти аргументы по полочкам разложил. Билялетдинов согласился".

Зинэтула Хайдарович к словам нового работодателя тогда добавил реплику: "Согласен, под Олимпиаду нужен освобожденный от клубной работы тренер".

А недавно Билялетдинов в одном из интервью заявил: оказывается выиграть в Сочи ему помешало то, что он не имел возможности совмещать посты в клубе и сборной. Опытный специалист в 2011 и 2014 годах говорит о взаимоисключающих вещах. Каким тезисам верить? Решайте сами. Но имейте в виду, что три года назад мотивацией для публичного общения у Билялетдинова было желание рассказать переживающей за него стране о нюансах своей работы. А теперь - попытка оправдаться за провал.

"Сборная и "Ак Барс"? Я бы потянул", - ответил он на мой вопрос о совместительстве после золотого финала ЧМ-2012. И в тот момент имел полное право на такие слова. Уступи он в финале сочинской Олимпиады - уверен, никто бы не бросил в него камень за нынешний тезис: "Было бы лучше, если бы я готовился к Сочи и параллельно работал в Казани". Но когда дело не сделано, а цель не достигнута…

Если тренер сделал выбор в пользу таких джокеров, которые сделали кучу ошибок в четвертьфинале с финнами, значит ли это, что Билялетдинов имеет право сетовать на невозможность совмещения постов в сборной России и тренерском штабе какого-нибудь клуба КХЛ?

БЕЗ УЛЬТИМАТУМА

Практически все, кто находился рядом с нашей национальной командой в февральском Сочи, не сомневались: первым вратарем команды должен быть Бобровский. Все понимали, что при подготовке к Олимпиаде была упущена великолепная возможность наиграть хотя бы одно готовое кахаэловское суперзвено с Ковальчуком и Радуловым на флангах. Но на тактических собраниях господствовали схемы, несовместимые со сборной России. Вся страна убеждала тренера, что Тихонов (кстати, лучший бомбардир ЧМ-2014) заслуживает большего, чем статус сидящего на трибуне запасного, а Зарипов (автор победной шайбы тем же финнам того же Эркки Вестерлунда в Минске-2014) и Мозякин - как минимум попадания в список 25 олимпийцев.

Неужели в случае параллельной работы Билялетдинова в "Ак Барсе" схемы были бы другими, а великолепному Бобровскому не предпочли бы Варламова?

Сейчас Билялетдинов твердит, что его идеи критикуют лишь те, кто ничего не понимает в тренерском ремесле. Но разве Знарок компетентен меньше? А ведь он на первой в амплуа наставника сборной пресс-конференции объяснил свой отказ от совместительства так: "Понимаю, что с национальной командой надо работать не 24, а 32 часа в сутки. Во-первых, я не враг своему здоровью. Во-вторых, процесс строительства команды длинный, он требует внимания, колоссальных усилий".

И это при том, что Третьяк, приглашая Знарка, не ставил ультиматума: "Будь освобожденным - и только". Выбор оставался за самим тренером, а ФХР была готова принять любое его решение. Олег Валерьевич размышлял, взвешивая все "за" и "против", почти месяц.

Да, сейчас он слегка сетует на то, что лето неожиданно превратилось в период "трудового вакуума". Но здесь надо иметь в виду, что ту работу, которой Билялетдинов занимался в межсезонье-2011 (первый отсев кандидатов, анализ видеозаписей и пригодности десятков игроков для тактической концепции), Знарок уже провернул в апреле и закрепил на майском чемпионате мира. И уже спустя месяц после старта чемпионата КХЛ, в котором матчи идут в режиме нон-стоп, а информация к размышлению поступает едва ли не ежедневно, уверен, что у Знарка не будет никакого желания ностальгировать по работе в "Динамо".

И, слава богу, что в отличие от эпохи 1990-х и начала 2000-х наш хоккей материально окреп, что дает возможность приглашать в национальную команду свободного от клубной работы тренера.