Газета Спорт-Экспресс № 175 (6534) от 12 августа 2014 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3
ХРОНИКА
СВОЯ КОЛОНКА
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
НУЖНАЯ ВЕЩЬ
В воскресенье в Казани завершился первый в истории Кубок мира по хайдайвингу. И на протяжении всех трех дней соревнований в прыжковых кругах довольно активно обсуждался вопрос: может ли случиться так, что прыжки с большой высоты когда-либо станут частью олимпийской программы?
На возможное появление "новичков" в олимпийской семье - не важно, о каком именно виде идет речь, - всегда реагируют настороженно, чтобы не сказать - болезненно. Ведь это, как правило, означает не только признание, но и то, что кого-то из "старожилов" могут попросить выйти вон: программа-то не резиновая.
С этой точки зрения представители классических прыжков в воду, наверное, могут спать спокойно. Стать полноправным участником высшего олимпийского общества хайдайвинг не может хотя бы потому, что требует слишком много внимания к себе - специальных конструкций, специального же водоема, да и люди там отнюдь не те, что параллельно могут соревноваться в классических прыжках. А значит, потребуется увеличивать число койко-мест в олимпийской деревне, заботиться о дополнительном транспорте и так далее. Не говоря уже о том, что хайдайвинг по своей сути - не столько спорт, сколько образ жизни. Причем - высокотравматичный.
Всевозможные коммерческие турниры рассчитаны, как правило, на крайне узкий круг участников, каждый из которых уже успел сделать себе в хайдайвинге имя и запомниться чем-то еще, кроме способности сигануть вниз с 27 метров. Ведь опытный спортсмен гораздо в меньшей степени, нежели новичок, рискует получить травму на сложном прыжке и тем самым испортить шоу.
С другой стороны, что как не игра на человеческих нервах, будоражащая древние инстинкты, делает хайдайвинг столь увлекательным зрелищем?
Здесь, наверное, будет уместен короткий экскурс в прошлое. В первой половине 70-х в прыжковых кругах был крайне популярен турнир, проходивший в течение одной недели в Канаде, США и Мексике. Попасть на эти соревнования рвались все. В немалой степени и потому, что в рамках турнира американцы всегда устраивали грандиозное вечернее шоу со всевозможными прыжками - в том числе и с больших высот: для этой цели на 10-метровую вышку устанавливался 20-метровый металлический шест с небольшой площадкой на самом верху.
Очевидцы рассказывали, что несколько лет подряд гвоздем программы было тройное сальто с поворотом: прыгун обмазывал себя с ног до головы воспламеняющейся смесью, поднимался на верхушку шеста, щелкал зажигалкой и... При этом приземлялся он не в бассейн, а в установленную на бортике бочку-купальню диаметром и глубиной в три с небольшим метра.
Аттракцион, правда, просуществовал недолго: после того как на одной из трибун от внезапного инфаркта скончалась старушка-болельщица, общий градус экстремальности было решено понизить. И тем не менее шоу во Флориде еще много лет по популярности превосходило любые другие подобные спектакли - включая знаменитых прыгунов Кебрады, прыгающих со скалы в океан в мексиканском Акапулько.
В те годы популярность прыжков в воду достигла в США совершенно небывалого размаха, а олимпийская чемпионка Мюнхена в прыжках с трехметрового трамплина (и по совместительству полковник ВВС США) Мики Кинг считалась национальной легендой и национальной же гордостью. К тем же временам относится и уникальный олимпийский рекорд, который вряд ли когда будет повторен: на одиннадцати Олимпиадах подряд золото на трехметровом трамплине забирали американцы.
Именно в США был наиболее высок процент тех, кто, завершив карьеру в бассейне, поднимался спустя какое-то время на более впечатляющие высоты и начинал выступать в турнирах по хайдайвингу. Не всегда, правда, удачно: бронзовый призер токийских Игр Лоренс Андреасен разбился насмерть при попытке прыгнуть с моста высотой в 117 метров.
Но не потому ли боссы Международной федерации плавания приняли решение включить хайдайвинг в программу чемпионатов мира, что прекрасно понимали: это - беспроигрышный ход, способный не только добавить яркости любому из классических прыжковых турниров, но и привести в бассейны десятки, а то и сотни потенциальных прыгунов в воду?
Собственно, вышку для хайдайвинга с берегов Казанки можно и не убирать. Хорошая это вещь в прыжковом хозяйстве, нужная...