Газета Спорт-Экспресс № 140 (6499) от 2 июля 2014 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ
FIFA World Cup Brazil-2014
Каким должен быть главный тренер сборной России? Об этом размышляет специальный корреспондент "СЭ" в Бразилии, неудовлетворенный тем, что мы оказались чужими на всемирном празднике футбола.
КАКОЙ ОН - ТРЕНЕР-МЕЧТА?
Борис ЛЕВИН
Капелло, мягко говоря, не впечатлил. И как результат поставил вопрос о своем соответствии занимаемому месту. Но кого же мы хотим вместо него?
Попытавшись перечислить качества, без которых нашему идеальному главному тренеру не обойтись, мы получим очень длинный список. Куда войдут и понимание футбола, и умение анализировать, и тактическая грамотность, и способность меняться, впитывая в себя чужие новинки, и общая эрудиция, и так далее и тому подобное.
Но весь этот обязательный джентльменский набор останется невостребованным без главного: человек, руководящий коллективом, да еще таким специфическим, как футбольная команда, где от настроя исполнителей зависит если не все, то очень многое, не может не быть замечательным психологом.
Умение вселить уверенность во всех сразу и найти ключик к каждому, одного подстегнуть, другого поддержать, добиться правильного психологического баланса между основными и запасными игроками - без этого сегодня успеха не добьешься. Особенно, когда турнир скоротечен - как в случае с чемпионатом мира или Европы у сборных.
Это в советское время можно было на месяцы запирать игроков на базе, изолируя от внешнего мира, и действовать исключительно командно-репрессивными методами. Но тогда и жизнь, и сам футбол были проще и прямолинейнее. Сегодня прежние приемы уже не работают, в чем мы лишний раз убедились на примере сборной России в Бразилии.
В то же время нельзя, естественно, впадать и в другую крайность, позволяя игрокам делать все что заблагорассудится. Примеров того, к чему это приводит, мы тоже видели немало. Футболисты не должны быть оловянными солдатиками, но не должны быть и вольными художниками.
Значит, задача номер один для тренера, которому мы хотели бы доверить свою сборную, - найти баланс между обязательными дисциплинарными требованиями и не менее необходимыми при больших физических и психологических нагрузках раскрепощающими моментами.
Для этого тренер, на мой взгляд, должен обладать безусловным авторитетом и лидерскими качествами, с одной стороны, и гибкостью и чувством юмора, если даже не самоиронией - с другой. Умение разрядить обстановку бывает иногда даже полезнее, чем жесткая нацеленность на доминирование. И очень важно, чтобы игроки понимали и принимали каждое тренерское решение, а не просто получали его в предназначенном для неукоснительного исполнения виде, как это происходит у Капелло.
Ближе всех к моему идеалу тренера для сборной России стоит Гус Хиддинк образца 2008 года - когда он уже полностью притерся к команде, но еще не ослабил свои вожжи. Сказочки о том, что дедушка Гус был либеральным добрячком, оставим для тех, кто привык скользить по поверхности: дисциплинарные требования голландца (особенно касающиеся непосредственно игры) были очень жесткими.
Не раз и не два он ощутимо, вплоть до выведения из состава, наказывал футболистов за их неисполнение. Но при этом у Гуса никогда не было казармы, и он умел находить общий язык с игроками так хорошо, что те за него готовы были идти и в огонь, и в воду.
Хиддинк сумел понять российский менталитет: он прививал команде футбол атакующий, смелый, радующий глаз болельщиков и вдохновляющий самих игроков. Он не зацикливался на какой-то одной схеме и тем более манере игры - все менялось в зависимости от ситуации и исполнителей - как собственных, так и соперника. Это тоже хотелось бы видеть у любого из будущих наших главных.
Естественно, голландец имел и свои слабости, иначе он был бы непобедим. Но мы же сейчас не его творческий путь разбираем, а на идеал замахиваемся. Поэтому и берем от Гуса все лучшее. Тем более что взять можно немало. Недаром самый крупный успех российской сборной и самый лучший по качеству ее футбол были именно при Хиддинке.
Кстати, еще один немаловажный момент: главного тренера тогда очень хорошо дополнял президент РФС Виталий Мутко, имевший постоянный контакт с командой. Сегодня у Николая Толстых такой контакт практически отсутствует, и это тоже проблема, о которой стоит задуматься.
Что я добавил бы к идеальному портрету, если брать Гуса, так сказать, за основу? В первую очередь русский язык. Ведь в общении между тренером и игроками важнейшую роль играют иногда такие нюансы, которые даже при хорошем переводе могут потеряться. А еще важнее, что порой подобное общение желательно без свидетелей - даже в лице переводчика.
Еще присоединил бы энергетику Газзаева, так необходимую в ключевые моменты игры, сосредоточенность Капелло на деле (не секрет, что такой погруженности в российский футбол, как у Фабио, у Хиддинка не было), творческое разнообразие Романцева...
Но это, правда, получается уже, как у Гоголя: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича…"
Поэтому упомяну лишь последний, очень важный, аспект - общение команды и ее главного тренера с внешним миром. Другими словами, речь о создании правильного публичного имиджа и выстраивании через прессу отношений с болельщиками.
Оба фактора играют большую роль как в общей поддержке сборной, так и в качестве демпфера при неудачах. И в обоих Хиддинк был непревзойденным мастером - здесь всем будущим руководителям команды у него точно надо учиться. Учиться разумной открытости, которая никак не мешает делу, неформальному подходу к общению с журналистами, умению расположить к себе.
Рио-де-Жанейро