Газета Спорт-Экспресс № 128 (6487) от 18 июня 2014 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

19 июня 2014

19 июня 2014 | Хоккей

ХОККЕЙ

Сегодня состоится отчетно-выборная конференция ФХР, на которой на четырехлетний срок будет избран президент федерации. Похоже, суперинтриги на выборах не предвидится: шансы Владислава Третьяка на сохранение поста резко повысила блестящая победа сборной России на ЧМ-2014.

ТРЕТЬЯКА СПАСЛА СБОРНАЯ В МИНСКЕ?

Игорь ЛАРИН

19 февраля сборная России потерпела катастрофическое поражение от финнов в четвертьфинале домашнего олимпийского турнира. В третьей декаде черного февраля страна не сомневалась в том, что наше хоккейное хозяйство обречено на жесткую перезагрузку. И прежде всего главный хоккейный институт страны - ФХР. Несмотря на то, что сочинское фиаско было во многом тренерским, часть ответственности ложилась и на федерацию, которая сделала ставку на штаб Зинэтулы Билялетдинова и три с лишним года его поддерживала.

Тем удивительней то, что российская хоккейная зима завершилась очень быстро - чуть позже календарной. Через несколько недель после катастрофы в Сочи президент ФХР Владислав Третьяк встретился с новым неформальным куратором первой сборной - президентом "Динамо" Аркадием Ротенбергом. Наступила оттепель. Прошли конструктивные переговоры, и в национальную команду из "Динамо" оказались мобилизованы как тренер Олег Знарок (явный фаворит общественного мнения), так и генеральный менеджер Андрей Сафронов. Так в апреле родилась новая сборная. Похоже, сборная-спаситель.

СОЧИ ПРОХОДИТ, МИНСК ОСТАЕТСЯ

Долго рассказывать о новой национальной команде, в которой вашему корреспонденту посчастливилось работать пресс-атташе, смысла нет. Всем памятны десять полноценных побед в десяти матчах минского чемпионата мира, рекордный 34-миллионный телерейтинг золотого матча-реванша против сочинских обидчиков финнов (кстати, футбольной сборной России в Бразилии такие рейтинги пока не снятся), стотысячный парад чемпионов по улицам Москвы.

Ярчайший белорусский поход переломил настроения как в обществе, так и, похоже, в административных коридорах. Сочинская боль проходит - минский триумф из памяти не стирается.

Вообще можно сколько угодно критиковать нашу хоккейную власть и находить в ее деятельности слабые места. Однако факт остается фактом: президент ФХР - бренд отечественного хоккея, фигура мирового масштаба, которая пользуется уважением по обе стороны океана. На фоне своих коллег, глав других европейских федераций, Третьяк - самая узнаваемая, или, как модно говорить, самая медийная личность. Согласитесь, такими людьми, находясь в здравом уме, никто не разбрасывается.

Полтора месяца - с середины апреля до конца мая - автор этих строк провел вместе со сборной. Нужно было видеть, с каким уважением относилось к президенту ФХР новое поколение российских хоккеистов. Наши вратари Бобровский, Василевский и Худобин каждую фразу великого голкипера ловили буквально налету, каждый совет запоминали и обдумывали. А тот же Бобровский считает Третьяка одним из своих учителей.

Сам Третьяк нередко заходил в раздевалку сборной. Пожалуй, не меньше (если не больше) эмоций у игроков вызывало появление только генерального менеджера команды, умеющего жечь сердца небанальным глаголом. Популярен лидер ФХР и в журналистских кругах - он всегда открыт и эмоционален, к каждому находит подход. Скажем, автора этих строк, который на Евровызове в Риге умудрился потерять загранпаспорт, поддержал историей о том, как на заре своей игровой карьеры тоже посеял самый важный для туриста документ.

Словом, в национальной команде один из лучших вратарей в истории хоккея всегда был дорогим и желанным гостем.

ПЕЧАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

Впрочем, говоря о взаимодействии сборной и ФХР, вряд ли нужны исключительно восторженные слова. Показалось, что многие разделяют бренд "Третьяк" и его хоккейную организацию.

Всем до сих пор памятны события минского турнира, когда сборная Россия порой побеждала не столько благодаря, сколько вопреки. Если, скажем, канадцы по традиции чувствуют себя в коридорах ИИХФ подчеркнуто уверенно, то мы, их глобальные исторические оппоненты, скорее предстаем бедными родственниками. Печальные истории Шипачева, о дисквалификации которого на три матча стало известно за несколько часов до очередной календарной игры, или Знарка, нелепо отстраненного от финала, только подтвердили тенденцию.

Кстати, финны, по моей информации, недавно надавили на ИИХФ с целью дополнительно наказать Знарка - за использование наушников во время финала. Если бы новые санкции - уже на предстоящий сезон - последовали, то наши хоккейные власти попали бы и вовсе в сюрреалистическую ситуацию...

Отмечу, что во время чемпионата мира многие игроки сборной России пытали пресс-службу на тему вот такого странного отношения к команде. Вопросы и сетования игроков мы с коллегой Михаилом Кравченко аккумулировали в специальном заявлении сборной, которое вызвало у некоторых представителей ИИХФ ревнивую реакцию. И дело едва не дошло до очередного российского штрафа...

Думаю, что уже в ближайшее время ФХР обречена обратить особое внимание на европейский участок работы и на усиление наших позиций в ИИХФ.

МАРШ ВО ВНУКОВЕ И ПО ТВЕРСКОЙ

А еще игроки сборной спрашивали, почему национальная команда в последний перед чемпионатом мира московский день поехала отдавать дань памяти на могилу Валерия Харламова на автобусе московского "Динамо". И они же обратили внимание на то, что после победы в Минске их отвозил из аэропорта Внуково на базу в Новогорск опять-таки бело-голубой "вагон".

Другой темой для обсуждений стал Евровызов в Германии. Там организаторы поселили сборную едва ли не в общежитии, причем играть пришлось в Ландсхуте, где лед был ужасающего качества. Запотевали как заградительные стекла арены, так и визоры шлемов хоккеистов. Как в Германии перед стартом мирового минского форума обошлось без травм - загадка. Говорят, капитан команды Овечкин, привыкший к профессионализму в НХЛ, теперь при слове "Евровызов" ждет самого худшего.

Кстати, во все том же утреннем Внукове команде, которая накануне ночью взяла в Минске золото и не спала целые сутки, пришлось маршировать битых полтора километра с огромными баулами. На этой марафонской дистанции между терминалами аэропорта едва не свалился от потери сил пресс-атташе с багажом, самым тяжелым предметом, в котором был ноутбук. Что уж говорить о выложившихся в Минске до донышка 25 героях с экипировкой…

Впрочем, все организационные моменты затмило фантастическое чемпионское шествие по центру Москвы. Предположу, что этот парад, когда сборной аплодировала из окон даже Государственная Дума, закрепил перелом в общественном хоккейном сознании. Как и финальный прием в Кремле, на котором, похоже, все действующие лица и узнали о возможном сохранении статус-кво.

В любом случае, как бы сегодня ни завершились выборы, впереди у России захватывающий четырехлетний отрезок с двумя пиками: Москвой-2016 и Пхенчханом-2018. Взлетов будет много, статус-кво вряд ли кто-то отделается. Приходит время не только брендов, но и административных команд, технологий.

Как минимум 34 миллиона российских телезрителей и сто тысяч на Тверской ко многому обязывают…