Газета Спорт-Экспресс № 66 (6425) от 28 марта 2014 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1
ФОРМУЛА-1
ЕСТЬ ТЕМА
Какой результат 19-летнего россиянина по итогам его первого сезона в "Формуле-1" можно будет считать достойным?
ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ Даниила КВЯТА?
Алексей ШИШКИН
Д аниил Квят из команды "Торо Россо" уже стал рекордсменом "Формулы-1". 19-летний уроженец Уфы - самый молодой в истории королевских гонок пилот, завоевавший зачетные очки. Чего ждать от Квята по итогам сезона, какое место будет для него приемлемым после такого замечательного старта? И станет ли он в перспективе "новым Феттелем", как успели заявить некоторые российские журналисты?
Разумеется, не нужно впадать в эйфорию и думать, что Квят будет бороться за чемпионство уже в нынешнем году. Да, его дебют получился ярким, не в пример первому россиянину в "Формуле-1" Виталию Петрову, который обладал намного более быстрой машиной. Но "Торо Россо" в принципе не в состоянии дать своему пилоту чемпионский болид. Ведь итальянская команда является "дочкой", своеобразным "фарм-клубом" "Ред Булла", который априори располагает лучшей машиной.
Зато "Торо Россо" позволяет гонщику окунуться в мир "Формулы-1" полностью, не ограничиваясь только дном или поверхностью. Для первого сезона лучше и не придумаешь. Главное, что сейчас требуется от Квята, - стабильно доезжать до финиша и не терять голову ни в каких ситуациях. Способен ли он на это? Безусловно. Способна ли команда - непонятно. "Гран-при Австралии" в этом плане не показателен - в первой гонке сезона с техническими проблемами столкнулся даже могучий "Мерседес".
В 2012 году в "Торо Россо" дебютировали австралиец Даниэль Риккьярдо, который сейчас является партнером Себастьяна Феттеля в "Ред Булле", и француз Жан-Эрик Вернье, нынешний напарник Квята. В своем первом чемпионате Вернье набрал 16 очков, четыре раза финишировав на восьмом месте. Из 20 гонок он завершил 16, причем два из четырех сходов произошли из-за аварий, в том числе - по вине самого пилота. Риккьярдо в том сезоне был значительно надежнее. До финиша он не добрался только однажды, шесть раз в гонках попадал в зачетную десятку и заработал в итоге 10 очков.
В 2013 году состав "Торо Россо" не изменился, и Риккьярдо опередил Вернье не только в квалификациях, но и в личном зачете чемпионата. Все эти цифры я привожу для того, чтобы стало понятно, какой результат Квята можно считать приемлемым. Ведь сравнивать его в первую очередь будут именно с партнером по команде.
Так вот, как уже было сказано выше, два года назад дебютант Вернье опередил Риккьярдо, уже проведшего сезон в ныне не существующей HRT , по количеству очков. Но при этом француз реже доезжал до финиша и в квалификации был намного хуже австралийца (4-16). И гланое: где теперь Риккьярдо - и где Вернье? То есть руководство "Ред Булла" оценивает своих пилотов не только по потенциальным возможностям, но и по тому, как они реализуют эти возможности на практике. Риккьярдо в 2013-м показал, что способен прогрессировать, тогда как Вернье свой второй сезон провел значительно хуже. В результате первый стал партнером Феттеля, а второй - остался в "Торо Россо".
В Австралии Квят уступил Вернье в квалификации и финишировал сразу за ним в гонке. Пожалуй, Даниилу повезло с партнером. Француза нельзя отнести к звездам "Формулы-1", с ним можно и нужно соперничать. И если в итоге Квят даже проиграет, но в равной борьбе, претензий к россиянину не будет.
Когда в октябре прошлого года "Торо Россо" объявила о подписании контракта с Даниилом, многие были в недоумении: почему именно он, а не испанец Карлос Сайнс-младший или португалец Антонио Феликс да Кошта? Тогда руководитель молодежной программы "Ред Булл" доктор Хельмут Марко сказал, что Квят сочетает в себе скорость Феттеля и спокойствие Кими Райкконена. И, похоже, он знал, о чем говорил. По крайней мере после "Гран-при Австралии" вопросы о том, способен ли россиянин бороться и участвовать в развитии болида, а не просто отбывать номер, практически отпали. В команде восхищены "обратной связью" с Квятом, тем, как точно он реагирует на поведение машины и как мгновенно доносит до инженеров нужную информацию. Теперь главное - не останавливаться на достигнутом.
Перед началом сезона Квят в одном из интервью сказал: "Сейчас "Формула-1" заменяет мне все: девушку, дом и остальное. Звучит немного грубо, но так оно и есть. Не случайно говорят, что это работа на 365 дней в году. Ради нее, ради успеха в "Формуле-1" я действительно готов от многого отказаться. И никаких сожалений по этому поводу не испытываю".
После этих слов как-то не верится, что финиш на девятом месте в дебютной гонке останется для россиянина пределом мечтаний. В то же время сразу замахиваться на результаты уровня Феттеля было бы чистой воды авантюрой. Пока для этого нет ни технических, ни спортивных предпосылок, и Квят должен четко отдавать себе в этом отчет. Что он, полагаю, и делает.