Газета Спорт-Экспресс № 213 (6277) от 23 сентября 2013 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 6

23 сентября 2013

23 сентября 2013 | Хроника

ХРОНИКА

20 сентября в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов состоялось чествование заведующего кафедрой физического воспитания, почетного гражданина Северной столицы, почетного президента Федерации современного пятиборья Санкт-Петербурга и Ленинградской области, почетного доктора СПбГУП Михаила Михайловича Боброва, отметившего 11 августа 90-летний юбилей.

ЮБИЛЕЙ ЖИВОЙ ЛЕГЕНДЫ

Сергей ЯРЕМЕНКО

из Санкт-Петербурга

Изучая биографию Михаила Боброва, удивляешься только одному - тому, что по ней до сих пор не сняли художественный фильм. Этот человек участвовал в таком количестве эпохальных не только для нашей страны, но и для всего мира событиях, что оглушительный успех ленте был бы гарантирован.

НА ЗАЩИТЕ ЛЕНИНГРАДА

Летом 1941-го 17-летний спортсмен, занимавшийся горными лыжами и альпинизмом, добровольцем ушел на фронт, где попал в разведывательно-диверсионный отряд. Группа, в которой находился Бобров, успешно проводила операции в немецком тылу, но очередной, пятый по счету, рейд закончился неудачей. Из 113 человек спаслось лишь 13, в их числе посчастливилось оказаться и Михаилу Михайловичу. С тяжелейшей контузией Бобров оказался на госпитальной койке в осажденном Ленинграде.

Здесь-то он и совершил первый подвиг, который позволил ему навечно войти в историю Северной столицы. Для корректировки артобстрелов и авианалетов на город немцы активно использовали многочисленные доминанты Ленинграда - шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства, купола Исаакиевского и Никольского соборов. Чтобы лишить врага возможности прицельно бить по городу, решили замаскировать эти объекты с помощью специальной краски и парусины. Выполняли эту задачу четыре альпиниста, одним из них и был Михаил Бобров. В страшный мороз, под огнем немецких самолетов, с минимальной страховкой выполняли это задание смельчаки и блестяще с ним справились. С зимы 1941/42 года немцы были вынуждены бить по городу вслепую.

- Меня нашел в госпитале мой друг Алоиз Земба и пригласил в бригаду альпинистов, - вспоминает Михаил Бобров. - Кроме нас в ней были девушки - Ольга Фирсова и Алла Пригожева. Начали мы с Исаакиевского собора, а самым тяжелым оказался шпиль Петропавловской крепости. Маскировали его в самую голодуху - зимой-1941/42, когда норма хлеба составляла 125 граммов. На второй этаж-то подняться было нелегко, а мы работали на высоте 130 метров. Ничего не испортили, никуда не вбивали скальные крючья - пользовались только обычной альпинистской техникой. Но мы справились - и выполнили задание досрочно. Двое из нашей группы - Алоиз Земба и Аля Пригожева блокаду не пережили, уже после войны не стало Оли Фирсовой. Всегда буду помнить своих друзей…

ФЛАГ НА ЭЛЬБРУСЕ

На этом военные подвиги Боброва не закончились. Летом 1942-го его перебросили на Кавказ. Немцы тогда подошли к хребту вплотную, горнострелковые дивизии готовы были прорваться через позиции наших войск и выйти в Грузию. Закрыли им дорогу советские отряды, инструкторами и командирами которых были альпинисты, в том числе и Михаил Бобров. Многих врагов они знали лично - до войны немецкие и австрийские спортсмены немало времени проводили в тренировках на Кавказе. Михаил Михайлович был в числе тех героев, которые сбросили с Эльбруса нацистский флаг и установили там советское знамя.

- Бои шли на самом высокогорье, - продолжает юбиляр. - Наш фронт ниже 4000 метров не опускался. Это условия гипоксии, кислородного голодания, симптомов горной болезни, постоянные снежные лавины и страшные морозы. От лавин гибло больше солдат, чем от пуль противника. Но все-таки мы научились сражаться на скальных участках и отвесных стенах. Труднее всего было идти в атаку по склону вниз. Снежная целина там такая, что проваливались по пояс, а то и по грудную клетку. А ведь за плечами еще и тяжеленный рюкзак. Как же нужно было владеть горными лыжами и альпинистской техникой, чтобы в таких условиях одолеть прекрасно подготовленного врага!

РОДОНАЧАЛЬНИК ПЯТИБОРЬЯ

После войны Михаил Михайлович всерьез увлекся современным пятиборьем и стал одним из родоначальников этого вида спорта у нас в стране. С 1952 года Бобров возглавляет Федерацию современного пятиборья Ленинграда, а потом и Санкт-Петербурга. Во многом благодаря его труду наши спортсмены до сих пор являются признанными лидерами в пентатлоне, а Олимпиада без медалей в этом виде для России - нонсенс. Среди учеников Боброва олимпийский чемпион Александр Тарасов, чемпионы мира Николай Татаринов и Вячеслав Белов.

В конце 70-х случился еще один чудесный поворот судьбы: Михаил Михайлович возглавил… сборную Исландии по легкой атлетике и привез своих подопечных на Олимпийские игры в Москву.

- Привили любовь к спорту мне родители: папа научил бегать, прыгать, плавать, грести. А пятиборье стало моим любимым видом, - признается Бобров. - Оно прошло через всю жизнь: и сам выступал, и тренером был, а потом президентом городской федерации. Когда на Олимпиаде-1952 в Хельсинки мы с ходу заняли пятое место, это была фантастика! А в последующие годы наши пятиборцы доказали всем, что они лучшие в мире.

НОВЫЕ ВЕРШИНЫ

И в преклонном возрасте Михаил Бобров сохраняет такую бодрость духа, которой нет у многих 20-летних. К 300-летию Петербурга он покорил Северный полюс, Эльбрус и Килиманджаро. Во всех этих местах группа Боброва установила флаги Северной столицы. Любимым горнолыжным спортом, с которого он начинал свою карьеру, Михаил Михайлович занимается по сей день!

Профессор Бобров активно работает в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, руководит в нем кафедрой физического воспитания. В ближайших планах юбиляра - пробег с факелом Олимпиады-2014 по питерским улицам.

Редакция "СЭ" желает Михаилу Боброву здоровья, счастья и долгих лет жизни!