Газета Спорт-Экспресс № 211 (6275) от 20 сентября 2013 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 5
ХРОНИКА
ПРОГРАММА ИГР: ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ
Деятельность президента МОК часто принято оценивать по тому, как в период его правления менялась олимпийская программа и состав участников Игр. Это очень важный вектор в олимпийском движении. Например, Хуан Антонио Самаранч запомнился в том числе тем, что пригласил на Игры профессионалов и открыл олимпийскую программу для экстремальных "молодежных" дисциплин (сноуборда, фристайла, велоспорта BMX и так далее). Впрочем, реформы Самаранча привели к тому, что программа летних Игр распухла до критических величин. Поэтому главной задачей Рогге после его прихода к власти стало отражение атак новых желающих пополнить олимпийскую семью и, по возможности, избавление от "устаревших" видов спорта.
Решить эти проблемы полностью не получилось. Удалить из программы Игр удалось только бейсбол. Главные апологеты этого вида спорта - американцы - сами вручили себе черную метку, когда сборная США в квалификации к Олимпиаде-2004 выставила столь слабый состав, что не смогла пройти отбор. Но на смену бейсболу пришли гольф и регби-7, и лишь ценой невероятных усилий по сокращению отдельных дисциплин МОК удалось остановиться на цифре в 306 медальных комплектов на Играх-2016. Для сравнения - на Олимпиаде-2000 разыгрывалось 300 комплектов наград. Неудачная попытка лишить олимпийского статуса спортивную борьбу показала, что программа Игр при Рогге утрамбовалась и законсервировалась окончательно и его преемнику придется резать по живому.
Еще один подарок будущим поколениям команда Рогге приготовила, допустив накануне Олимпиады в Сочи резкий рост количества дисциплин на зимних Играх (сразу на 12). Это заставило говорить о том, что Белые игры перерастают свой камерный формат и больше не будут "младшим братом" летних. Однако вся последняя зимняя экспансия случилась в рамках традиционных видов спорта, и объявлять ее революцией неправильно. Единственная реформистская тенденция в отношении олимпийской программы, которую можно отметить у Рогге, - окончательное и бесповоротное восстановление на Играх "гендерного баланса". После того как свое место на Олимпиаде получили женские бокс и прыжки с трамплина, под флагом с олимпийскими кольцами остался только один чисто мужской вид спорта - лыжное двоеборье. При том что два вида (синхронное плавание и художественная гимнастика) де-факто являются чисто женскими.
Бурное развитие женского спорта, спровоцированное в том числе стратегией Рогге, породило несколько неожиданных проблем, которые пока не нашли однозначного решения. Во-первых, ученым со всего мира больше года пришлось разбираться с "феноменом Кастер Семеня" - чемпионки мира по легкой атлетике из ЮАР, которую заподозрили в "неполном соответствии своему полу". А во-вторых, некоторые из спортивных федераций поддались соблазну использовать сексуальность женского тела для увеличения рейтинга своего вида спорта. В итоге в бадминтоне разразился конфликт вокруг попытки обязать спортсменок выходить на корт в юбках. А в баскетболе и классическом волейболе были предприняты неудачные попытки использовать в качестве игровой формы платья.
Параллельно спортивным властям пришлось участвовать в многочисленных судебных процессах, инициированных мусульманками, которые требовали разрешить им соревноваться в хиджабах. И то, что эти процессы обычно заканчивались победой верующих спортсменок, сулит мировому спорту очень странную перспективу.
Это касается и вопроса о "гендерном соответствии". Пока он отложен до появления новых эксцессов. Но, учитывая то, что администрация Рогге уже дала официальное разрешение на участие в Олимпиадах транссексуалам, новые скандалы не за горами. Решить эти проблемы в рамках стратегии максимальной толерантности и политкорректности, которую проповедовало прежнее руководство МОК, будет очень тяжело. А это значит, преемнику Рогге в любом случае придется придумывать что-то новое.