Газета Спорт-Экспресс № 139 (6203) от 28 июня 2013 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 4
ШАХМАТЫ
3 июля в Китае стартует пятый этап "Гран-при" ФИДЕ по шахматам. Один из фаворитов предстоящих соревнований - россиянин Сергей Карякин. Перед началом важнейшего турнира он рассказал в интервью "СЭ" о своих планах в борьбе за мировую шахматную корону, о проблеме компьютерных подсказок и о дружбе с другими известными спортсменами.
Сергей КАРЯКИН: "НЕ ИСПЫТЫВАЮ ЭЙФОРИИ ОТ ПОБЕД"
- В последнее время вы участвовали в большом количестве турниров. Не слишком ли напряженный график перед важнейшими стартами - "Гран-при" и Кубком мира?
- После третьего этапа "Гран-при" ФИДЕ, который состоялся в Цуге, я вылетел на грандиозный по своему составу шахматный форум в норвежском Ставангере, после чего принял участие в турнире по рапиду в Киеве, а затем отправился на Мемориал Таля…
- Может быть, стоило чем-то пожертвовать ради лучшей подготовки к отборочному циклу?
- Можно ли отказаться от соревнований, в которых принимает участие практически вся десятка ведущих гроссмейстеров мира? Даже чемпионам мира не каждый день поступают такие предложения. Что касается Киева, то я давно хотел сыграть на Украине, которая является моей первой родиной. Кроме того, там собралась очень достойная компания, для игроков созданы великолепные условия, и я подумал: почему бы нет? Конкуренция как в блице, так и в "классике" сейчас чудовищная, первое место занять очень сложно. Но мне удалось победить в двух из трех запланированных на этот промежуток турнирах.
- Однако после этого в Мемориале Таля вы оказались на вторых позициях.
- Естественно, такой насыщенный календарь не мог не сказаться. Но если вы посмотрите на других звезд, то увидите: у всех аналогичные проблемы, все устают. Владимир Крамник, Александр Морозевич, Виши Ананд и я оказались в нижней половине турнирной таблицы. Кто мог предположить такое до старта? Но таковы правила игры. Самое важное то, что ведущие гроссмейстеры сейчас не находятся в поисках хоть каких-нибудь турниров, как было в 90-х годах. Организаторы крупных соревнований сами сражаются за внимание элиты.
- Как проходит ваш кратковременный отпуск перед поездкой в Китай?
- Сейчас отдыхаю и восстанавливаюсь в Москве. Рад, что в Пекин со мной поедет мой верный друг и многолетний секундант Александр Мотылев, помощи которого мне так не хватало на последнем турнире.
- Следите за Высшей лигой в Екатеринбурге, где играет Александр?
- Если честно, настолько устал от шахмат, что только просматриваю некоторые партии или смотрю результаты, глубоко вникать в ход борьбы нет сил. Желаю Мотылеву победить, очень болею за него, тем более что первое место дает право выступить не только в Суперфинале России, но и в Мемориале Таля 2014 года. Это решение - прекрасный шаг со стороны РШФ. Даже если победит игрок, не входящий в отечественную элиту, этот успех будет для него событием жизни.
- В ряде западных шахматных СМИ Мемориал Таля окрестили чуть ли не закатом российских шахмат...
- А что они писали после турнира претендентов, когда Крамник едва не обогнал Карлсена? Или после Ставангера, когда я на финишной ленточке все-таки опередил норвежца? Ни о каком конце российских шахмат не может быть и речи - в элите большинство гроссмейстеров являются моими соотечественниками. Турнир на турнир не приходится, а вот Бориса Гельфанда, по его собственному признанию, "хоронят" уже последние 15 лет. Журналисты явно поспешили с выводами.
- Совсем недавно Александр Морозевич выступил с призывом ужесточить меры по борьбе с компьютерными подсказками на этапах "Гран-при". Вы его поддерживаете?
- Это правильно, все должны быть в равных условиях. Чтобы даже разговоров таких не ходило, и все могли спокойно играть. Я не был в Салониках, но там установили металлоискатель на входе, поэтому претензий не поступало. Чем совершеннее будет система безопасности на официальных турнирах, тем лучше.
- Кто ваши главные соперники на этапе в Пекине?
- В серии "Гран-при" нет слабых соперников, играют сильнейшие из сильнейших - кроме чемпиона мира и первой тройки рейтинга. Буду пристально наблюдать за своими основными конкурентами в серии: Веселином Топаловым, Фабиано Каруаной, Шахрияром Мамедьяровым и Борисом Гельфандом. Положение Топалова и Каруаны сейчас более комфортное, нежели мое, но все решится в двух последних турнирах. Придется выложиться здесь и сейчас, нужны только победы. Я к этому морально готов. С нетерпением ожидаю и начала Кубка мира в Тромсе. Все зависит от меня - не надо ждать осечки конкурентов, необходимо ковать результат своими руками.
- Станет ли для вас непопадание в турнир претендентов крахом всех надежд?
- Я вообще ни из чего не делаю трагедии. Спокойно переживаю неудачи и не испытываю эйфории от побед. Это спорт, в котором может быть все. "Гран-при" - не единственный путь в претенденты, есть еще Кубок мира. Тем не менее на Пекин я настраиваюсь особо. Это ключевой турнир года, надо побеждать. И я чувствую горячую поддержку своих болельщиков.
- На московском супертурнире у вас появилась новая поклонница, олимпийская чемпионка Лондона Мария Савинова…
- Это был всем сюрпризам сюрприз. Машу часто называют "шахматисткой" - за ее неординарную тактику во время забега на 800 метров. Мы с ней быстро подружились, она очень любит шахматы и пообещала теперь за меня болеть. А я, соответственно, буду болеть за нее.. Мы с Савиновой сыграли партию, и надо сказать, что Маша достойно сопротивлялась. Вероятно, она возьмет реванш на беговой дорожке, хотя я собираюсь попросить фору в 200 метров!
- Вы стали первым в России гроссмейстером, у которого появился персональный спонсор - финансовая компания "Альпари". Теперь по вашим стопам пошла консалтинговая компания "А Дан Дзо", взявшая под крыло 11-летнего новочеркассца Андрея Есипенко. Как относитесь к такой тенденции?
- Хорошо, что крупные компании стали приходить на помощь шахматам. "Альпари" действительно сделала большое дело. Я считаю достижением иметь такого влиятельного партнера, который так здорово помогает мне с подготовкой. Про Есипенко сказать ничего не могу, партий его не видел. Но у нас с Андреем общий менеджер Кирилл Зангалис. Рейтинг молодого таланта выше аналогичного показателя 11-летнего Карлсена более чем на 100 пунктов. Однако я бы хотел предостеречь мальчика от негативных моментов, возникающих при такого рода раскрутке. Возраст тонкий, и многие юные звезды начинали здорово, а потом ничего не достигали. Желаю Андрею удачи.
Дмитрий КРЯКВИН