Газета Спорт-Экспресс № 104 (6168) от 20 мая 2013 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
ФУТБОЛ
В субботу в Москве состоялась очередная конференция Российского футбольного союза .
ТЕПЕРЬ МЫ БУДЕМ ЖИТЬ ПО РУЗВЕЛЬТУ?
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Москвы |
Бывают такие конференции. Вроде бы официоз. Безвкусная таблетка мела, слегка ароматизированная отдельными выступлениями. Вече, закрытия которого хочется еще до его открытия.
Но потом вдруг проявляются под канцелярским сукном твердые грани. Движутся там, скрытые, сталкиваются, скрежещут, выныривают наружу, с треском разрывая ткань, и прячутся вновь. Ледоход эмоций, камнепад позиций. Сколько под тем сукном открытий чудных? И есть ли просвещенья дух?
Впрочем, это плагиат. Двойной. Пушкина на конференции РФС было кому цитировать и без меня. И не только Пушкина.
* * *
С утра предвкушалось, что кто-то все-таки "зажжет". Когда-нибудь, кстати, мы будем вспоминать нынешние времена с ностальгией. Потому что сейчас в нашем футболе весело горит, а на огонь человечество всегда взирало с интересом. Думаете, горит не весело? Ну, опросите в таком случае нынешних поджигателей лет через двадцать. "Да-а-а..., - скажут. - Славные были времена!"
Так вот с утра предвкушалось, но как-то долго не зажигалось. В оцепенении выслушали делегаты вступительные слова, в летаргии одобрили всякие процедуры, в забытьи проголосовали за изменения в уставе РФС. Хоть и были среди тех изменений притопленные коряги вроде урезания полномочий Бюро исполкома, намеки на отмену вице-президентства для руководителей лиг и изменение качественного состава исполнительного комитета. Природу такой сонливости объяснить непросто. Ведь с новшествами футбольным функционерам придется не только жить - их потребуется выполнять!
У Николая Толстых обычно так и бывает: проговаривается все будничным речитативом, а потом документируется и занимает место в одной из папок в его кабинете. Для того чтобы быть всегда под рукой и служить инструментом высекания из "участников соревнований" требуемого соответствия.
Впервые живую реакцию аудитория продемонстрировала под конец выступления замгендира и замгенсека Александра Зоркова. "Регламент!" - напомнили Александру Николаевичу со срединных стульев. И напомнили, пожалуй, справедливо. К тому моменту Зорков уколыбелил своими слайдами и постулатами большую часть зала. А про Роберто Розетти даже подумать боязно. Если и был при нем переводчик, вряд ли он успевал выдавать связный синхрон. И смотрел Розетти на Зоркова, думаю, как вратарь на новые ворота. То есть с уважением, но без понимания.
Тот искренний делегатский возглас стал, несомненно, началом.
* * *
Замгендира и замгенсека озвучивал этапы выполнения Стратегии развития российского футбола на период до 2016 года. Говорил, что продолжается ее реализация. Что нужно создать 200 центров футбольной подготовки. Что мини-футбол пришел в школы и вузы. Что число вовлеченных и охваченных всех полов, возрастов и конфессий за последние годы возросло, а доля финансирования программ развития в бюджете РФС, напротив, шестикратно снизилась. (И это не обязательно связано с бедностью, потому что часть обязательств - укладку полей, скажем, - взвалило на себя государство).
Сергей Прядкин и Игорь Ефремов в процессе доклада вышли попить кофейку. Что объяснимо. Уж кто-кто, а руководители лиг Стратегию развития и в повседневной работе наверняка залистали до дыр.
В итоге Зорков признал превышение собою регламента.
- Если вам неинтересно, - сказал он, - могу показать оставшиеся слайды и закончить доклад.
С ним согласились, и слайды замелькали на экране в темпе мультфильма.
* * *
Затем слово взял Рудольф Ходеев. И заострил вопрос, вполне отвечающий его президентству в Межрегиональной общественной ассоциации "Черноземье", а также членству в комитете массового футбола.
- А вот как нам быть с теми самыми полями? - уточнил Ходеев. - Расценки на аренду - 5 тысяч рублей в час, хотя стелилось все для трудового народа. Регионам какая роль отведена в этом процессе?
Ему объяснили, какая. Никакая. Государство оплачивает поля, так что все остальные ни при чем. Но договорные отношения будут выстраиваться. Виталий Мутко уже дал согласие учитывать мнения регионов начиная с 2015 года.
Чуть позже речь держал глава Псковской федерации Алексей Севастьянов. Сказал, что сила не в деньгах, а в правде. Не хочет Севастьянов с некоторых пор вывозить псковских юниоров на российские турниры. Потому что привозит 25, а увозит 20. Купцы обхаживают, приклеиваются, обещают сладкий контракт и вид на жительство в "Реале". Крадут выращенное с таким трудом.
С полгода назад мы с Севастьяновым обсуждали эту тему. Сетовал он тогда на одну известную московскую академию. Воспитанников которой в свежевыигравшей сборной Дмитрия Хомухи сразу четверо.
Хорошо, что выиграли? Да. А Севастьянову, растившему будущих победителей, что с того, кроме чувства сопричастности?
* * *
И вдруг все заиграло яркими красками: на трибуну поднялся другой замгендира и замгенсека Анатолий Воробьев (должности самих "дира" и "сека" в РФС пока пустуют). Встрепенулся, наверное, даже Розетти. Да и как иначе, если первый же слайд Воробьева - портреты Пушкина с Достоевским. Под Александром Сергеичем - стихи про ошибки с парадоксами, под Федором Михалычем - обложки четырех книг. "Идиот", "Братья Карамазовы", "Униженные и оскорбленные", "Бесы".
Народ стал пытливо высматривать в зале прототипы. Включая братьев. Вероятно, нашел. Но Воробьев к тому моменту уже внес ясность. Ему не хотелось бы повторения лицами российского футбола ошибок и участи героев этих произведений. С "Преступлением и наказанием", к счастью, Воробьев аналогий не провел.
А рассказывал он о другой Стратегии развития - до 2020 года. И начал, надо сказать, не очень бодро, упомянув: по статистике реализуется лишь 20 процентов каких бы то ни было стратегий. А 80, соответственно, остается на бумаге.
Затем делегаты увидели слайды про "синопсис и структуру документа", уяснили задачу Стратегии - вернуть главенствующую роль РФС, а также услышали сравнение:
- Стратегия - та же женщина, которая, будь она даже прекрасной, может дать только то, что может дать. Остальное зависит от мужчины. То есть от того, кто и как Стратегию станет реализовывать.
Согласно "мужским" видам на женщину-Стратегию необходимо довести количество занимающихся футболом в стране с 1,8 процента населения в 2013 году до 7 процентов в 2020-м. Тренеров - с 11 000 до 15 000. Судей - с 3500 до 10 000. Бюджет РФС - с 2,5 миллиарда рублей до 7,5 миллиарда. Бюджет межрегиональных федераций до 10 миллионов рублей в год, региональных - до 3 миллионов.
* * *
В этот-то момент и поднялись со своих мест генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов с президентом "Локомотива" Ольгой Смородской. Поочередно. Первому при избытке лозунгов в Стратегии не хватило конкретики. Второй - понимания путей развития детского футбола. "Самая слабая стратегия, которую я когда-либо видела", - рубанула Смородская. С учетом ее аппаратного опыта прозвучало весомо.
Стратег Воробьев, однако, оказался неплох и в ближнем бою. Сказал, что РФС четыре месяца ждет от клубов ту самую конкретику, нехватку которой ощущает Митрофанов. Но никак не дождется. И что во всем мире большие корпорации тратятся на детский футбол, отдав клубы частникам. А у нас все наоборот, оттого и зарплата у детских тренеров 7 - 8 тысяч рублей. Это уже было сказано в адрес Смородской.
Вот так и поговорили.
* * *
Рабочий полдень украсил Павел Бородин. Отрекомендовавшись профессором, академиком и почетным гражданином Лондона, Пал Палыч припомнил, как ему семь раз аплодировали на заседании Европарламента. Умение считать аплодисменты по ходу собственного доклада вселило уважение. Хотя считал, быть может, и не он, а специально обученный человек, и не во время доклада, а по видеозаписи.
Пал Палыч призвал к конкретике и к прекращению балабольства. Сказал, что готов привести инвесторов с их миллиардами, чтобы те вложили деньги в строительство стадионов. Слова "инвесторы" и "миллиарды", показалось, заинтересовали президента РФС Николая Толстых. Но кратковременно. Все-таки стратегии - не стадионы, быстро не окупаются. А для инвесторов это важно.
Для усиления эффекта и в развитие темы Бородин вспомнил Рузвельта. Президент США, по его словам, был мужчина конкретный. Вызывал губернаторов и нарезал им нормы по строительству дорог и обмолоту кукурузы. Или, допустим, спрашивал буржуинов: "Ты сколько украл? 10 миллионов? Два оставь себе, остальное отдай на постройку завода. А ты 150? 10 себе, остальное - в авиапром!" И схема работала.
Взгляд Пал Палыча на корни американского экономического чуда порадовал неординарностью. По сравнению со Стратегией, это была чистая конкретика. Показалось необычным, правда, что озвучил метод председатель комитета РФС по этике.
* * *
Анзор Кавазашвили в коротком, но ярком выступлении призвал не оскорблять уважаемых футбольных людей публичными наветами, как это стало модно в последнее время. А идти с фактами, у кого они есть, прямо в прокуратуру. Возражений мысль не вызывает. Шума стало много, законности мало. Хочется лишь уточнить: почему уважаемые люди, оскорбленные наветами, сами не идут в прокуратуру искать защиту от клеветы? Потому, вероятно, что у прокуратуры не слишком много склонности к такого рода работе. А у истцов не слишком много нервов для прокачки всей этой системы в ее российской версии. Впрочем, это не дает никому права голословно клеймить и очернять, тут Кавазашвили железно прав.
А еще на конференции выступил президент ВОБ Александр Шпрыгин. Суть сказанного им такова: запретительными мерами болельщика не очеловечишь. Нужно с ним, болельщиком, лучше работать, завоевывать его, болельщика, доверие. А клубы обязать иметь собственные фан-подразделения.
Возможно, Шпрыгин прав. Пряник эффективнее кнута, а свобода, говорят, лучше, чем несвобода. Непонятно только, почему речь идет о болельщике, а не о зрителе? Кинотеатры ведь не обязывают создавать клубы киноманов и завоевывать их доверие. Они как-то сами к этому стремятся. И у них получается. Но если кто-то зажжет файер во время фильма или просто решит постоять, - тут же выйдет вон.
В Англии, кстати, во время матчей тоже запрещено стоять. Хотя до того желания, с которым английские клубы завоевывают доверие посетителей стадионов, российским - как до Африки ползком. Так что я пока не спешил бы отказываться от запретов и тем более подменять зрителя болельщиком. На футбол, в конце концов, ходят не только члены фан-клубов.
* * *
Конференция постановила Стратегию доработать и представить к февралю следующего года. После чего перед журналистами выступил Николай Толстых. Президент посетовал на низкую активность субъектов российского футбола в деле разработки основного документа. И признался: ему хотелось бы получить в письменном виде или услышать прямо на конференции стратегические перспективы развития отрасли. От тех, разумеется, кому есть что сказать. Например, от авторов идеи объединенного чемпионата. Ведь кем-то что-то затевается, так? Почему молчат? Обсудили бы всем миром, стратегически подискутировали бы...
Не хотят. И это говорит о том, что между конфликтующими сторонами, наличие которых в российском футболе отрицать бессмысленно, нет не то что сотрудничества, но даже диалога.