Газета Спорт-Экспресс № 96 (6160) от 7 мая 2013 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

7 мая 2013

7 мая 2013 | Авто-мото

АВТО

В минувшие выходные в бельгийском Спа прошел второй этап чемпионата мира по гонкам на выносливость. Постоянным участником турнира является российская команда G - Drive Racing , в составе которой выступает москвич Роман Русинов. Роман рассказал "СЭ" о том, как складывался 6-часовой заезд и какую судьбоносную роль сыграл в нем… шланг с питьевой водой.

Роман РУСИНОВ: "НЕ ПОКРАСИЛ МАШИНУ - ОТЫГРАЛ ПОЛСЕКУНДЫ!"

Словосочетание "красная вода" (тем более произнесенное по-французски - "о руж") людям, не равнодушным к автогонкам, понятно с полуслова. Так называется один из поворотов трассы в бельгийском Спа. Вода - потому что в этом месте трасса пересекает небольшой ручей, красная - потому что высокое содержание железа в почве делает воду в ручье рыжеватой. На подходе к "Красной воде" пилоты разгоняются на спуске с холма, в конце спуска резко меняют направление движения - и на полном ходу едут в гору под очень крутым углом, так что в какой-то момент сквозь забрало шлема видно только небо. От перепада высот и перегрузок захватывает дух. Некоторое время назад в "Формуле-1" прохождение "Красной воды" на полном газу считалось признаком то ли смелости, то ли отмороженности пилота. Сейчас аэродинамика и покрышки позволяют ехать "О руж" в полный газ даже новичкам. Но вопрос об этом по традиции задают каждому пилоту, который выходит на бельгийскую трассу, - за рулем какой бы машины он ни сидел.

- Как я проезжаю "Красную воду"? - переспрашивает Роман Русинов. - Конечно, в полный газ. Это непросто, здесь очень важно идеально, с точностью до нескольких миллиметров, проложить траекторию, но иначе нет шансов показать лучшее время на круге. Трасса в Спа вообще славится своими быстрыми поворотами. Хотя лично мне тяжелее всего всегда даются медленные. Не то чтобы я не умел их проходить, дело скорее в эмоциональном восприятии. Когда скорость сильно падает, чувствуешь какой-то дискомфорт, хочешь побыстрее снова разогнать машину до скоростей, на которых она проявит себя во всей красе.

- Насколько хорошо подходят друг другу трасса в Спа и автомобиль ORECA - Nissan , на котором выступает ваш экипаж?

- В быстрых поворотах нужен высокий уровень прижимной силы. Но, во-первых, наша машина по этому показателю уступает автомобилям конкурентов. Во-вторых, чтобы получить максимальный уровень прижимной силы, надо увеличить угол атаки заднего антикрыла. Но гонка в Спа - последняя возможность в боевых условиях проверить технику перед главным стартом сезона - "24 часами Ле-Мана" (суточная гонка на знаменитой французской трассе состоится 22 - 23 июня. - Прим. "СЭ"). А для многих команд победа в Ле-Мане более престижна и желанна, чем победа в чемпионате мира в целом. Но характер французской трассы определяется очень длинными прямыми, там важна максимальная скорость в конце прямых, а чтобы ее увеличить - угол атаки антикрыла надо уменьшать. Получается, ради хорошего результата через полтора месяца нам приходится выбирать настройки, которые для бельгийской трассы являются не самыми идеальными.

- В прошлом году вашу машину обслуживала французская команда Signatech , и за весь сезон ваш экипаж лишь однажды смог финишировать в первой тройке. В этом сезоне партнером стал английский коллектив ADR - Delta - и уже на первом этапе вы легко заняли бы второе место, не допусти один из ваших партнеров досадную ошибку. В чем отличия в работе этих команд?

- Заметить разницу бывает сложно даже тем, кто постоянно бывает на гонках и много времени проводит в боксах команд. Потому что эта разница - в деталях, которые никогда не бросаются в глаза. К примеру, в классе LMP 2, где выступает G - Drive Racing , команды сами не разрабатывают и не строят машины, а покупают их у сторонних производителей. Причем в правилах соревнований прописана максимальная цена - не больше 400 тысяч евро. В теории вы можете купить машину с минимальным набором запчастей и с ней заявиться на чемпионат мира. Но на практике, если вы хотите бороться за победы, автомобиль надо дорабатывать. К примеру, система телеметрии позволяет лучше представлять, что происходит с машиной, принимать более обоснованные решения в процессе настройки автомобиля и в итоге ехать быстрее. На нашей машине установлено около 250 датчиков! Важно понимать, как на разных участках трассы меняется дорожный просвет: с одной стороны, он должен быть как можно меньше, с другой - машина не должна регулярно цеплять днищем поребрики в поворотах. Во многих командах на днище просто наносят краску и после заезда смотрят, появились ли на ней царапины и в каком количестве. У нас же дорожный просвет измеряют несколько датчиков, расположенных в разных частях машины. Все эти "мелочи" стоят немалых денег - и важно, чтобы команда была готова вкладываться в более продвинутое оборудование, более качественные детали. На первом же этапе ко мне подошел знакомый фотограф и сказал: "Роман, ты и твои спонсоры выбрали правильную "конюшню": с ней можно быть на сто процентов уверенным, что деньги будут вложены в гоночную машину, а не в покупку нового "Бентли" для директора команды…" Вообще болельщикам сложно представить, сколько здесь нюансов и тонкостей. Вот вы заметили, что детали нашей машины не покрашены? Знаете почему? Потому что краска - это около 10 килограммов веса, а зачем нам на машине лишний вес? Мы лучше те же 10 килограммов в виде балласта (ведь по правилам машина в любом случае должна весить не меньше 900 килограммов) разместим там, где это в нужную нам сторону повлияет на управляемость машины. А почему на нашей машине нет кузовных деталей, которые были повреждены, а потом отремонтированы? Потому что при ремонте деталей на них наносится смола, и масса крупной детали может вырасти на 3 килограмма. То есть где-то играют роль деньги, а где-то - методичный подход, умение видеть, какую выгоду может принести каждая мелочь.

- Гонка в Спа в итоге прошла явно не так, как рассчитывали вы и команда. Один автомобиль не добрался до финиша (в аварию попал бразилец Антонио Пиццония, имеющий в своем послужном списке выступления в "Формуле-1"), а ваш экипаж закончил заезд на пятом месте, хотя на экваторе гонки шел вторым. В тот момент вы вылетели с трассы и потеряли немало времени из-за необходимости отремонтировать машину. Что же произошло?

- Что касается Антонио, то его подвела техника: на скорости под 250 км/ч в той самой "Красной воде" у него сломалась одна из ключевых деталей подвески. В такой ситуации сохранить контроль над машиной не смог бы даже Шумахер. Конечно, последствия этой аварии для команды, мягко говоря, печальны: автомобиль разбит под списание - говорят, придется списать даже двигатель, который обычно снимают, при необходимости ремонтируют и ставят на новую машину. Если говорить обо мне, то я после вылета не знал, что делать - смеяться или плакать. На нашей машине, как и на большинстве гоночных болидов, есть поилка: вода течет по шлангу, один конец которого вставляется в шлем, а второй - в разъем на передней панели. Получается, что шланг находится достаточно близко от руля. А руль - это не привычная баранка: верхней части обода у него нет, вместо нее остаются эдакие "рога". В какой-то момент шланг зацепился за "рог" - а поскольку шланг этот достаточно короткий и фиксируется жестко, я просто не смог повернуть руль в нужную сторону! Когда понял, что к чему, машина уже стояла поперек трассы. Более странной проблемы я, пожалуй, за всю свою предыдущую карьеру не припомню. Это самый натуральный форс-мажор, хотя теперь команде, конечно, придется подумать, как избежать таких проблем в будущем.

- И все-таки, общее впечатление от этого гоночного уик-энда позитивное?

- Главное - у нас есть скорость. В пятницу поведение машины оставляло желать лучшего: на торможении перед поворотом двигатель не всегда делал перегазовки (которые помогают автомобилю быть стабильнее в процессе сброса скорости), на входе в поворот норовил "дрифтануть", уйти в занос, на выходе - наоборот, начинали скользить передние колеса. В том числе из-за этого в квалификации обе машины показали результаты (5-й и 6-й), которые после успеха на первом этапе сложно было считать удовлетворительными. Мы знали, что в воскресенье ситуация будет получше, так как где-то на втором часу гонки, когда асфальт "обрезинивается" (на каждом торможении и разгоне микроскопические фрагменты резины остаются на асфальте и постепенно превращаются в тонкий слой отработанной резины, за который шины цепляются лучше, чем за асфальт), наша машина едет лучше. Но нельзя было рассчитывать исключительно на это. Поэтому поздно вечером наш гоночный инженер принял решение радикально изменить настройки. И это сработало. Воскресным утром на тренировке было ощущение, что я сижу за рулем какого-то другого автомобиля - настолько сильно изменилось поведение болида. И дело не только в ощущениях: ведь до инцидента со шлангом мой экипаж пробился с 6-й позиции на 2-ю, а после - с 7-й на 5-ю. Также не надо забывать, что в сегодняшней сложной ситуации мы смогли набрать 12 очков в зачет чемпионата мира. И эти очки могут очень пригодиться в конце сезона, ведь мы планируем играть в турнире одну из первых ролей.

- Руководитель команды ADR - Delta называет вас весьма ценным гонщиком, потому что вы "медленный по бумагам и быстрый на деле". Что имеется в виду?

- Все участвующие в чемпионате гонщики по своим предыдущим заслугам делятся на несколько категорий. Есть пилоты платиновые (это элитная группа), есть золотые, серебряные, бронзовые… И, к примеру, в нашем классе в каждом экипаже один из пилотов должен быть серебряным - то есть не слишком успешным в предыдущие годы или просто не слишком быстрым. Цель у организаторов благая - они хотят, чтобы команды привлекали в свои составы новых молодых пилотов, чтобы к уже состоявшимся спортсменам регулярно подмешивалась "свежая кровь". Но, с другой стороны, любой команде теперь выгодно найти опытного и быстрого пилота, имеющего серебряный статус. Тогда в экипаже не будет слабого звена: ведь серебряные пилоты нередко столь же быстры, как и золотые, но уступают им в опыте. А в гонках на выносливость опыт - вещь невероятно важная. Правила составлены настолько хитро, что по заслугам я вполне тяну на золото, а на деле получил лишь серебро. Это не очень логично, зато моя кандидатура стала более привлекательной для команд.

- 6-часовые гонки уже считаются длинными, но теперь на очереди 24-часовые. Причем две подряд…

- Да, 20 - 21 июня поеду суточную гонку на немецком Нюрбургринге. Она не входит в зачет чемпионата мира, но очень престижна и популярна. Да и сама "Северная петля" длиной около 20 километров - легендарная, но очень сложная трасса: там отнюдь не идеальное покрытие, коварные повороты, а отбойники, как правило, находятся очень близко - и даже незначительная ошибка может оказаться дорогостоящей. Партнером проекта G - Drive Racing станет команда Phoenix , которая в прошлом году эту гонку выиграла. Phoenix воплощает в жизнь многие гоночные программы марки "Ауди", поэтому мы поедем на болидах Audi R 8, а одним из моих партнеров будет Франк Биела, раньше выступавший за "Ауди" в гонках на выносливость и не раз побеждавший в Ле-Мане. Но с наибольшим нетерпением, конечно, жду самого Ле-Мана. 22 и 23 июня для меня - главные дни в году.

Кирилл КАЧНОВ