Газета Спорт-Экспресс № 89 (6153) от 24 апреля 2013 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Леонид СЛУЦКИЙ: "ОБ АПЕЛЛЯЦИИ "ЗЕНИТА" НЕ ДУМАЕМ"
Окончание. Начало - стр. 1
ОСТАЛОСЬ ПЯТЬ ПОПЫТОК
- После своей игры смотрели зенитовскую?
- Естественно.
- И что почувствовали, когда ваш главный конкурент решил судьбу матча в свою пользу на все той же четвертой добавленной минуте?
- Уж точно это были не самые лучшие мгновения моей жизни. Забей зенитовцы где-нибудь в середине второго тайма - все было бы куда проще. А так до последнего сохранялась надежда, что Питер потеряет очки. Разочарование получилось достаточно сильным.
- Обменяли бы свой гол на четвертой добавленной минуте на аналогичный питерский?
- Вы знаете, я думал над этим. С точки зрения чистой арифметики обмен, безусловно, был бы выгоден: мы недосчитались бы одного очка, а питерцы двух. С другой стороны, спасенная нами таким вот образом игра со "Спартаком" стоит гораздо больше, чем одно очко в таблице. Поэтому мой ответ: нет.
- После двух ничьих подряд суть чемпионской гонки претерпела для вас какие-то изменения?
- Нам и до этого надо было выиграть четыре матча, и сейчас нужно. Просто изначально имелось семь попыток: две мы не использовали, так что осталось пять. Понятно, что между восемью очками форы и четырьмя разница есть, и существенная, но мы играли такие матчи, где гарантировать отсутствие очковых потерь очень сложно, - это были два тяжелейших дерби, исход которых всегда непредсказуем.
- А теперь еще к "Рубину" надо ехать. Воспоминания о фиаско в Казани прошлой весной наверняка до сих пор в памяти?
- У нас есть куда более приятные воспоминания об игре с "Рубином" в первом круге нынешнего чемпионата. Будем концентрироваться исключительно на них (улыбается). В футболе всякое бывает, но готов заявить, что мы спокойны и уверены в своих силах. Осталось доказать это на футбольном поле.
- На исход вашей гонки с "Зенитом" может повлиять и апелляция питерцев в Спортивный арбитражный суд на присуждение им поражения в матче с "Динамо".
- Об этом мы вообще не задумываемся.
- А если в какой-то момент разрыв сократится с четырех очков до одного?
- Мне трудно судить, возможно ли это. Всех юридических нюансов я просто не знаю.
- Но вы говорите о четырех необходимых победах в пяти матчах, а может оказаться, что нужны все пять. Стратегию не стоит подкорректировать?
- Здесь все четко: в каждой следующей встрече мы должны и будем играть только на победу. Как все в итоге сложится - вопрос иной, но на решение судебных инстанций мы в любом случае повлиять не можем. Поэтому и задумываться не стоит.
НАДО ИСКАТЬ ВЫХОД В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ
- Но готовы ли вы к игре на победу в каждом матче при нынешней сложной кадровой ситуации в ЦСКА?
- Так она ни в один момент не была у нас простой - практически весь сезон мы играем обоймой в 11 человек. В конце концов, проблема травматизма существует в любой команде: тот же "Спартак" перед матчем с нами недосчитался Хурадо, Эменике, Паршивлюка, Ромулу, Ананидзе. Правда, при этом у них на скамейке все равно оставались люди, способные усилить игру в каждой линии, - Кирилл Комбаров, Чельстрем, Дзюба, Уорис. У нас же таких людей не было.
- Эльма вы потеряли непосредственно перед "Спартаком", а ведь нынче это ключевой игрок ЦСКА.
- А у нас нет сегодня неключевых. Разве потеря Думбья менее ощутима? Цауня с Дзагоевым играли на уколах. Два месяца отсутствовал Хонда, которого я считаю одним из лучших игроков российского чемпионата. Не говорю уже о Нециде с Гонсалесом. Понятно, что когда потеря длительная, это одно, а когда человек выбывает за два дня до матча - совсем другое. Но, так или иначе, приходится находить выход в любой ситуации.
- Когда вы поняли, что Эльм не сыграет?
- Пожалуй, в пятницу.
- Можете прояснить, что с ним?
- У Расмуса давние проблемы с кишечником (речь, в частности, о неусваиваемости некоторых продуктов. - Прим. "СЭ"). Проблемы эти периодически обостряются. В первый раз это произошло перед игрой во Владикавказе, но потом все вроде бы нормализовалось. Тем не менее пару матчей он провел, скажем так, в предболезненном или даже болезненном состоянии, хотя, конечно, и не в острой форме.
- Знали бы об этом его критики!
- И хорошо, что не знали. Но продолжу: после кубковой игры с "Енисеем" недомогание Эльма, к сожалению, вновь обострилось.
- От чего это зависело?
- От всего понемногу. Если бы мы после Владикавказа дали Расмусу полутора-двухнедельную передышку, все, наверное, давно нормализовалось бы. Но мы, к сожалению, такую паузу не можем сегодня дать никому, тем более - Эльму.
- А что ему противопоказано? Мы знаем, что он точно не ест хлеба…
- У него очень сложное меню, основной компонент которого - рис. А если съест что-то не то, кишечник сразу дает о себе знать.
- Вы знали об этом, подписывая контракт?
- Да. Но какого-то глобального риска здесь точно не было и нет.
- Сейчас Расмус лечится?
- Да. Динамика отличная, но хватит ли ее для того, чтобы сыграть против "Рубина", станет ясно, скорее всего, ближе к пятнице.
- Вы уже понимаете, кто точно не сыграет в Казани?
- За исключением не готовых пока на сто процентов Нецида и Гонсалеса - нет. На всех остальных надежда есть. Но оправдается ли она, станет понятно где-нибудь к четвергу, не раньше. Ситуации, при которой у нас все игроки основного состава спокойно готовились бы к матчу с понедельника, я уже, честно говоря, и не припомню.
- Тогда переведем разговор в персональную плоскость: насколько вы рассчитываете на участие в игре Думбья?
- Это вполне реально. В среду Сейду пройдет контрольное обследование. Если все будет хорошо, а на это есть основания надеяться, то с четверга он вернется в общую группу.
- Как себя чувствуют Цауня и Хонда?
- Цауню будем всю неделю лечить. Глубокого повреждения - к примеру, перелома - у него нет. Просто сильный ушиб. Хонда должен день ото дня набирать кондиции и прибавлять. Раз выдержал тайм со "Спартаком", то с "Рубином", надеюсь, сможет сыграть еще больше.
- А что с Дзагоевым?
- И перед "Динамо", и перед "Спартаком" Дзагоев вообще не тренировался и выходил только на предыгровое занятие. Так что если на сей раз Алан приступит к тренировкам за день-два до матча, это уже будет большой прогресс.
- Еще по кому-то из футболистов есть опасения?
- На данный момент - нет. Но я уже боюсь загадывать.
- Вас, наверное, передергивает, когда незадолго до матча раздается телефонный звонок и высвечивается номер врача.
- Скорее не когда врачи звонят, а когда заходят. Сразу мысль: "Чур меня!" Когда за день до дерби, в обед, ко мне здесь, в Ватутинках, пришли Вагнер с переводчиком Максимом Головлевым и стали объяснять ситуацию с крестницей, у меня возникло ощущение, что проще сейчас взять и сигануть из окна. Нет Думбья, нет Вагнера, нет Эльма, полно травмированных… Благо лететь недалеко. Второй этаж.
МУСА ГОРЬКО ПЛАКАЛ
- Вы часто рискуете, выпуская на поле недолеченных футболистов?
- Случается, тем более что мелкие повреждения есть фактически у любого футболиста. Естественно, решение принимаем, опираясь прежде всего на медицинские показания. Вот лишь один пример. Когда мы выпускали Думбья на матч с "Волгой", прекрасно понимали, что это может обернуться для него пропуском следующего матча или даже нескольких, как в итоге и получилось. Но другого выхода не было, поскольку Муса улетел домой из-за трагедии в семье. Думбья отыграл, как надо, потом снова отправился долечиваться. При этом Муса вернулся к следующей игре, и мы избежали потери очков.
- То есть вы почти всегда балансируете между медицинскими показаниями и необходимостью в игроке?
- Практически. Самый большой риск был, пожалуй, в случае с Дзагоевым, когда он вышел на поле против "Динамо". Но, учитывая дисквалификацию Вагнера и неготовность Хонды, пришлось на это пойти.
- Были ли случаи, когда вы потом жалели о своих решениях?
- С футбольной точки зрения - да. Даже в последнем матче: вы же видели, как тяжело пришлось Цауне, который играл фактически на одной ноге. Но это дало возможность выпустить на второй тайм свежего Хонду, и он внес значительную лепту в перелом в игре. Да и Дзагоев, действуй он с первых минут на позиции опорного полузащитника, где нагрузки гораздо выше, мог не доиграть матч до конца.
Как видите, риск в какой-то степени оправдался. К тому же других вариантов у нас просто не было - разве что выпустить Рахимича, но пара опорных Рахимич - Вернблум противоречила бы самому духу дерби.
- Вы упомянули Мусу - как он пережил весть о гибели сестры в автокатастрофе?
- Тяжело, конечно. Знаете, все происходило на моих глазах. Я ехал на базу, и тут мне позвонили из Ватутинок, сообщили. Когда я приехал, увидел, что Муса горько плачет. Да и кто бы не разрыдался в такой ситуации?
Но он молодой парень, и к тому же в традициях и верованиях его народа - сильно переживать до похорон и успокаиваться сразу после них.
- Что со второй сестрой Мусы, которая после аварии находилась в коме?
- С ней, к счастью, все хорошо. Но Мусе, конечно же, придется непросто. Теперь он обязан заботиться о шести детях своей покойной сестры. Это дополнительная ответственность. А значит, и дополнительное желание еще лучше играть в футбол.
РЕШЕНИЕ ПО СЕМАКУ ЗАВИСИТ ОТ РУКОВОДСТВА ЦСКА
- На прошлой неделе о непродлении контракта с "Зенитом" объявил Сергей Семак…
- Я об этом знал еще раньше.
- Многие ваши болельщики считают, что надо вернуть Богданыча в ЦСКА. Как вы к этой идее относитесь?
- Положительно. Когда Сергей еще играл в "Рубине", шли переговоры, но… Насколько мне известно, Семак хочет продолжить карьеру футболиста. Я всегда за него, причем в любом качестве. Однако решение зависит от руководства клуба.
- Считаете, он мог бы помочь ЦСКА как футболист?
- В нынешних условиях кадрового голода Семак выходил бы в стартовом составе в каждом матче. Но если смотреть на вещи глобально и учитывать трансферную политику клуба, то переход, наверное, маловероятен. Хотя повторю: тренер не откажется от футболиста, который может сыграть на нескольких позициях с гарантией качества.
Понимаете, все от ситуации зависит. Мы вот уже вроде как проводили на пенсию Рахимича, а он у нас в последних матчах в заявку попадает. А такие люди, как Семак, способны помочь во многих качествах. И как действующий футболист - я не вижу в его игре ухудшений. И как член тренерского штаба. И как сотрудник клуба.
- В ЦСКА и без Семака хватает лидеров.
- Если Сергей перейдет, никакой конфронтации с другими звездами не будет. Он из той когорты игроков, которые своим примером воодушевляют других, а не борются за какой-то особенный статус или лавры.
- У Семака семеро детей. Многих это в нынешние времена шокирует. А вас?
- Мы на эту тему все время шутим. У меня есть мечта - чтобы кто-то из игроков, бывших или нынешних, назвал ребенка Леней в мою честь. Но как-то не складывается. Поэтому всегда говорю Семаку: "Сереж, на тебя самые большие надежды. В один прекрасный день имена закончатся, и придется называть очередного сына Леонидом".
- У вас с Семаком теплые отношения?
- Да, несмотря на разницу в статусе: я тренер, он игрок.
- А тренер из Сергея мог бы получиться?
- По своему профессиональному уровню он готов, никаких сомнений. Но, знаете, тренер - это громадное самопожертвование. Не знаю ни одного коллегу, у которого было бы семеро детей, при том что каждому, естественно, надо уделять огромное внимание. Сергей, став тренером, вообще перестанет их видеть. Готов ли он к такой жертве?
- Еще из актуальных тем. Недавно мы на сайте "СЭ" проводили опрос: "Сыграют ли братья Березуцкие на новом стадионе ЦСКА". Ваш ответ?
- Да, сыграют. Длительность контракта братьев и сроки сдачи стадиона это позволяют. Вряд ли Вася и Леша завершат карьеру раньше…
- В Березуцких-то, поймите, никто не сомневается. Но когда будет стадион?..
- Мне сложно комментировать. Но, насколько знаю, сейчас со стадионом все гораздо ближе к цели и серьезнее, чем когда-либо.
- Пикет видели с плакатами про защиту белок?
- Смотрел фотографии, где дети с папами стоят. Двадцать человек. В мире, считаю, есть гораздо больше экологических проблем, чем те, что якобы связаны со строительством стадиона ЦСКА.
Борис ЛЕВИН, Дмитрий СИМОНОВ