Газета Спорт-Экспресс № 43 (6107) от 27 февраля 2013 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 5

27 февраля 2013

27 февраля 2013 | Велоспорт

ВЕЛОТРЕК

На завершившемся в воскресенье ЧМ-2013 в Минске наш гонщик впервые после распада СССР завоевал медаль в самом престижном виде мужской программы - личном спринте.

Денис ДМИТРИЕВ: "РАЗРЕШИЛ ТРЕНЕРУ НЕ БРИТЬСЯ НАГОЛО"

В понедельник 26-летнего серебряного призера чемпионата мира в московском аэропорту встречали криками "С победой, Денис!" И это очень точно отражает значение этой награды для российского велотрека. Впрочем, сам Дмитриев - крепкий, очень коротко стриженный парень с обаянием Брюса Уиллиса и завидным чувством юмора, больше говорил не о своем историческом достижении, а о сотрудничестве с французским тренером Бенуа Виту, возглавившим спринтерскую группу сборной России после Игр в Лондоне.

- На индивидуальный спринт перед началом этого чемпионата не ставил, пожалуй, никто. Даже ваш тренер Бенуа Виту говорит, что задача была - побороться за первую пятерку. А для вас c еребро тоже стало сюрпризом?

- Небольшим, скажем так. В квалификации в Минске я был лишь шестым. Тогда подумал про пятерку сильнейших. Но потом, когда стал одного за другим выбивать сильных соперников, понял, что меня не остановить. Очень сильно хотел, чтобы первая медаль на чемпионатах мира стала золотой. На финише немного не хватило. Это спринт - здесь все решают доли секунды, нервы, хладнокровие. Но, считаю, это меня простимулирует на будущее.

- Может, не хватило опыта борьбы на самом высоком уровне?

- В принципе опыт у меня есть: все-таки дважды выигрывал чемпионаты Европы. Но чемпионат мира - конечно, немного другое мероприятие (улыбается). Может, действительно где-то не хватило "жажды крови" (смеется). Зато теперь я знаю, как пахнет медаль и с чем это все едят. Золото было в шаговой доступности. В какой-то момент я мог даже его представить. Ощущения после финала были двоякие. Вроде радоваться надо, а какое-то неудовлетворение тоже есть. Наверное, если бы стал первым, то хотелось бы стать первым с плюсом (улыбается). Я такой - максималист!

- Перед чемпионатом из соперников вы выделяли не будущего победителя Штефана Боттихера, а другого немца - Максимиллиана Леви...

- Да. Я больше ставил на Леви. И когда в полуфинале выиграл у него - 2:0, это очень воодушевило. Но Боттихер оказался гораздо сильнее. В принципе этого можно было ожидать: прошлый сезон он закончил лидером Кубка мира в спринте, выиграл несколько этапов. Штефан - очень мощный спортсмен, обладающий длинным рывком. Плюс на этом чемпионате он был готов великолепно. Что ж, бой в финале у нас с ним получился неплохим. К сожалению, он закончился не в мою пользу. Но еще не вечер.

- В чем планируете прибавлять?

- Будем работать над ошибками, выявлять слабые стороны соперников и нажимать на нужные точки. Мы с Бенуа все разобрали по горячим следам и нашли в моих заездах незначительные тактические ошибки. Их отсутствие могло привести к золоту. Сейчас я уже знаю, как надо было действовать, и надеюсь применить свое "секретное оружие" в каком-нибудь заезде-реванше.

- Вы с Виту общаетесь на английском. Вам пришлось "подтягивать" язык?

- В принципе с разговорной речью у меня проблем нет. Правописание, правда, похрамывает, но стараюсь совершенствоваться. Хотя я русский, а Бенуа - француз, у нас с самого начала не было никакого языкового барьера. Контакт возник сразу. Может, именно он добавил мне спортивной злости, которой раньше не хватало.

- Что Виту говорил вам по ходу решающих заездов в Минске?

- Все время повторял: "Я никогда не дарю пустых надежд, но смотрю на тебя и понимаю, что здесь ты - один из сильнейших. Просто поверь в себя и сделай то, что умеешь".

- Он признавался, что вы с самого начала поразили его некоторыми своими качествами. Расскажите, как старались впечатлить нового тренера?

- (Задумывается.) Я в самом начале сказал ему, что у русских специфическое чувство юмора, к которому ему будет тяжело привыкнуть. Он поначалу отнесся к этому скептически, но потом втянулся и сейчас, что называется, на одной волне с нами. А что касается работы, то больше всего Бенуа был поражен, когда мы стали работать в зале с большими весами. После этого он сказал, что я - один из самых мощных спортсменов, которых он видел. И что он знает, какие сильные стороны мне нужно развивать.

- Что вы имели в виду, говоря о "специфическом чувстве юмора"?

- Ну, например, Бенуа говорил, что за все годы работы со сборной Франции он никогда не приезжал с ЧМ без медалей. И никак не мог понять: почему такая большая страна, как Россия, не может завоевать наград в спринте? А я ему ответил: хочешь, мы покажем почему? (Смеется.) Он сначала взбаламутился, а потом долго смеялся: нет, говорит, не надо. Лучше покажите России то, чего она еще никогда не видела.

- Вы сразу ему доверились? Или все-таки настороженность имела место?

- Конечно, имела. Бенуа и сам чувствовал: поначалу к нему относились с опаской и не до конца доверяли. Но он очень быстро нашел контакт со всей командой. Сейчас мы - одно целое.

- Он предпринимал для этого что-то особое? Скажем, устраивал вечеринки с французскими сырами?

- Бенуа - человек очень приятный и компанейский. Быстро выучил новое слово и все время повторял: "Шашлик, пойдемся на шашлик" (улыбается). Когда были в Мексике, всей компанией по его инициативе устроили барбекю. Как у нас принято - с большим количеством мяса и овощей. Для него это было в новинку. Вообще таких мелочей, которые укрепляют его отношения с командой, очень много. Еще он буквально за полгода выучил какие-то ключевые фразы, так что по ходу заезда уже дает мне подсказки на русском. Говорит, так даже удобнее - соперники не могут понять, что он говорит. Бенуа в день учит по два русских слова. И иногда даже может использовать целые предложения. Кстати, на этом чемпионате мира он обучал некоторым русским фразам своих знакомых из сборной Франции.

- А вас не заставляет? Например, недоработал на тренировке - выучи страницу русско-французского словаря?

- (Улыбается.) Нет. Но как истинный француз, Бенуа обожает пари. Так он подстегивает своих учеников. Например, у него была такая гонщица Клара Санчес (двукратная чемпионка мира из Франции. - Прим. Е.К.), которая отличалась проблемным характером. Однажды она плохо себя чувствовала и не хотела выходить на старт. Бенуа предложил пари: выиграешь чемпионат мира - буду весь год носить с собой капсулу для кофемашины. И что вы думаете? Санчес выиграла, и Бенуа пришлось год таскать эту капсулу в кармане.

- А с вами он какие пари заключал?

- В Минске было одно - по поводу командного спринта. Договорились: если мы завоюем медаль, он побреется наголо и будет ходить так три месяца. Жалею, теперь, что не на индивидуальный спринт поставил (смеется). Правда, Бенуа все равно подошел и спросил: бриться ему или нет? Но я разрешил оставить, как есть.

- А почему в командном спринте у вас с партнерами не получилось?

- Это все-таки работа для трех гонщиков. В Минске у нас был экспериментальный состав. И еще чувствуются некоторые недоработки. Но мы знаем, что исправить. Плюс в России растет замечательная молодежь, которая в ближайшем будущем может сильно прибавить. Раньше нам не хватало уверенности - присутствовал некий страх перед "большими чемпионами". Но моя минская медаль, надеюсь, показала ребятам, что ничего невозможного нет. Иностранцы - не боги, а такие же люди из костей и мяса. И с ними реально можно бороться. Ребята тренируются со мной рядом и видят: я - обычный, но у меня получилось. Уверен, командный спринт у нас тоже будет на уровне. Мне этот вид, кстати, безумно нравится. Он и смотрится очень эффектно, и командный дух присутствует. Мечтаю, чтобы в командном спринте мы завоевали медали чемпионата мира и Олимпийских игр. Это в идеале.

- Российские спортсмены часто отмечают, что иностранцы прежде всего меняют им психологию - и сразу приходят успехи. В случае с Виту это так?

- Трудно объяснить в двух словах, но подход к соревнованиям действительно сильно изменился. Команда стала более заряженной, позитивной. Никакого страха у нас уже нет. Бенуа ужасно не любит проигрывать. И постоянно повторяет: побеждает тот, кто очень сильно этого хочет.

- А его методики сильно отличаются от тех, по которым вы работали раньше?

- Они совершенно другие. Например, сейчас у нас идет упор на скоростную работу. Нагрузки в зале - не очень высокие, но интенсивные. Виту поделился с нами своими французскими секретами, показал много интересных упражнений. Говорит, что теперь для него победы России - это дело чести.

Екатерина КУЛИНИЧЕВА