Газета Спорт-Экспресс № 41 (6105) от 25 февраля 2013 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 3
ЛЫЖИ
ЧЕМПИОНАТ МИРА
23 февраля обе российские сборные остались в скиатлоне без медалей, не сумев подарить защитникам отечества полноценный праздничный день. Пять из шести наград достались лыжной армии в красных комбинезонах - сборной Норвегии.
"КРАСНАЯ АРМИЯ" ВСЕХ СИЛЬНЕЙ
Сергей БУТОВ
из Валь-ди-Фьемме
Телевизионный пульт был лучшим другом. Щелк. Вот замутузили друг друга в чуждой нам Америке бородатые рестлеры. Щелк. Вот в Лиллехаммере определяют лучших в мире дровосеки: рубят, пилят, колют дрова на скорость. Щелк. Бегут неподалеку, в Валь-ди-Фьемме, в борьбе за сорок какие-то там места российские двоеборцы. Щелк-щелк… Спаси и сохрани, уж лучше дровосеки.
Казалось, двое суток, что отделили спринт от скиатлонов, не кончатся никогда.
Суббота. За полтора часа до первой гонки от шумного оркестра, встречавшего автобусы с болельщиками, несло глинтвейном. Оркестранты, игравшие народные альпийские песни, были одеты в одинаковые клетчатые брюки - в пиджаке такой расцветки артист Юрский в роли О. Бендера пытался обанкротить подпольного миллионера Корейко.
Тут и там заколыхались триколоры. Была заметна группа наших лыжных ветеранов. Где-то здесь смотрит чемпионат и легендарная Елена Вяльбе, президент федерации и главный тренер сборной страны. В Валь-ди-Фьемме Вяльбе скорее президент, чем тренер. Живет отдельно от команды и за соревнованиями предпочитает следить со стороны. Большое видится на расстоянии.
За час до женской гонки на стадион доставили президента Международной федерации лыжных видов спорта Джанфранко Каспера. Сатанинский цвет его вельветовых брюк подчеркивал приподнятое настроение. Он подарил седому волонтеру свою лучшую улыбку выходного дня и поднялся на трибуну.
Когда в прошлом году Каспер решился на критику организаторов сочинских Игр, это прозвучало серьезно. Четыре дня, проведенных на лыжном первенстве вместе с его земляками-итальянцами, вынуждают репортеров, поодиночке выживающих в этом организационном вертепе, несколько скорректировать точку зрения. Нехорошо, конечно, так про президента, но чья бы, господин Каспер, корова мычала…
На стадион нас возят в автозаках полицейские. Они при форме, с начищенными жетонами и пистолетами в белоснежных кобурах. Кобура упирается в рычаг коробки передач, когда водитель наконец включает четвертую скорость, которую на горном серпантине предпочитает любой другой.
В субботу возвращался со стадиона в пресс-центр в Кавалезе. Ехали с полицейским вдвоем. Когда свернули не в ту сторону и стали пробираться через жуткую пробку в противоположном от Кавалезе направлении, я поинтересовался, куда мы едем. Оказалось, в Предаццо, на прыжки с трамплина. Так было надо. Ну, Предаццо так Предаццо, где наша не пропадала.
Ровно за километр до трамплинов изнуренный дорожной обстановкой водитель развернул на ближайшем кольце автобус и поехал в Кавалезе. Расстались мы лучшими друзьями. А что до журналистов на прыжках с трамплина, которые своего автобуса так и не дождались, то и шут с ними.
И так здесь во всем, дорогой президент.
* * *
Женский скиатлон "продавали", как схватку Марит Бьорген с Юстиной Ковальчик. Многолетнее противостояние двух выдающихся лыжниц своего поколения переросло на Играх в Ванкувере в нечто большее, когда полька открыто обвинила норвежку в том, что противоастматические препараты, которые Бьорген разрешено употреблять, дают ей в руки лишний козырь. С тех пор к соперничеству на лыжне примешалось личное. Знакомый норвежский журналист рассказал, что "война слов" вроде бы подошла к концу, но до походов друг к другу на пироги у двух лыжниц по-прежнему далеко.
В Норвегии Ковальчик не любят. Но уважают, хотя и относятся с легкой иронией. Называют "королевой драмы", подразумевая, что с Юстиной на дистанции вечно что-то происходит. Не далее как в четверг в финале спринта полька на полном ходу въехала в одну из соперниц и оказалась на снегу. После чего всю дорогу отчаянно догоняла пелотон, да так и не догнала.
Выиграв тот спринт, Бьорген переписала историю, став первой, кому удалось одержать победу в одной и той же дисциплине на чемпионате мира или Олимпийских играх 10 лет спустя. В 2003-м, здесь же, в Валь-ди-Фьемме, 22-летняя тогда Марит выиграла свою первую "большую" награду в карьере, победив в коньковом спринте. В 2013-м стиль был уже классическим, что, впрочем, лишний раз подчеркивает универсализм и силу норвежки.
* * *
В субботу коллекция 32-летней Бьорген - 7 олимпийских наград (3 золотые), 15 медалей чемпионатов мира (9 золотых), 3 титула обладателя Кубка мира и 85 побед на этапах этого престижного турнира - пополнилась еще одним золотом.
Дуэли с Ковальчик не получилось вовсе. Юстина попала под норвежский паровой каток. После переобувания на середине 15-километровой дистанции (в скиатлоне спортсмены первую половину гонки бегут классическим стилем, а вторую, сменив лыжи, - коньковым) полька осталась наедине с эстафетной четверкой сильнейшей сборной мира: Бьорген, Тереза Йохауг, Хайди Венг и Кристин Стейра.
Ковальчик честно пыталась убежать на "классике", в которой она сильнее Бьорген, но ту как могла прикрывала Йохауг. Награды разыграла группа в красных комбинезонах. Юстина уже после первого конькового круга получила "дырку", закрыть которую было тяжело. После финиша полька бежала по смешанной зоне, не сбавляя темпа и одаривая всех голливудской улыбкой, которую она старается надевать в исключительных случаях. В субботу был как раз такой случай.
От группы сначала откололись Бьорген с Йохауг, а потом Марит показала силу. Третьей финишировала вчерашняя юниорка, 21-летняя Венг, тонко намекнувшая, что будет тогда, когда на смену Бьорген придут честолюбивые дублеры.
Наша Юлия Чекалева пришла на финиш 7-й. Еще одна россиянка - Юлия Иванова - 11-й. Нормальный результат, пусть полуминутное отставание Чекалевой от Венг и смотрелось не слишком оптимистично. Вся российская четверка стала отставать от лидеров еще на классических кругах, что, впрочем, было прогнозируемо. Чекалевой еще не повезло в "коньке": все 7,5 км она пробежала в одиночестве, не сумев подсесть к шедшей впереди шведке Шарлотте Калла.
Короткий анализ сложившейся ситуации, проделанный обеими Юлиями после финиша, глубиной не поразил. Норвегия? Сильна. Россия? Пока чего-то не хватает. Настрой? Боевой. Знаем свои слабости, работаем над их устранением. Сочи? Постараемся успеть.
Ну, будем верить. Что нам остается?
* * *
Мужская "тридцатка" стартовала так, что уже к первому холму затесавшиеся в пелотон представители банановых лыжных республик получили полминуты.
Показались в голове пелотона швейцарец Дарио Колонья и норвежец Петтер Нортуг, обозначив намерения: "Мы здесь, мы фавориты". Александр Легков занял любимую позицию, сев вторым-третьим. Мелькнули пару раз впереди Максим Вылегжанин и Евгений Белов. Последний из нашей лыжной "дрим-тим" - Илья Черноусов - окопался где-то в глубине.
Мужской масс-старт - штука контактная, со всеми вытекающими. Борьба шла жесткая. Кто-то кому-то наезжал на лыжи, трещали палки, гнулись шведы. Группа постоянно видоизменялась. Нортуг, которому любят ставить в вину умение загребать жар чужими руками, а на финише выскакивать из-за спин, поддал на лидерской позиции так, что в лидерах осталось человек 25, не больше.
Король лыж был в Валь-ди-Фьемме главным фаворитом. Он выиграл два последних скиатлона (тогда гонка официально называлась дуатлоном) на предыдущих ЧМ в Чехии и Норвегии - серьезная заявка на хет-трик. Но все ж таки проиграл в Ванкувере - добрый знак. Сразу за ним в претендентах числились Вылегжанин с Черноусовым, два других призера Осло-2011.
15 км. Переобулись. Градус подрос, вместе со скоростями.
На спусках тут и там гонцы ложились носами в снег. Били друг друга локтями в грудь, сцеплялись палками - опасные гастроли!
На импровизированном пункте питания на середину лыжни выбежал какой-то чудак с напитком. Напиток отдал, но то было полдела. Пытаясь вернуться на обочину и не попасть под злючий пелотон, чудак стал танцевать какой-то "гангам-стайл". Его чудом объехал Нортуг - ой, сколько б было шуму! Где-то при перестроении на спуске Легков двинул кулаком по заднице 40-летнего Джорджо Ди Ченту, мол, подвинься, дядя. Дядя оскалился, но победила молодость - итальянский ветеран сдал резко вправо.
И вот - атака. Поехал норвежец Мартин Сундбю. "Где я все это уже видел?" - спрашивал себя подкованный болельщик. Повторялся сюжет Ванкувера-2010, где швед Йонас Олссон решился на сольную атаку, а погнавшийся за ним Легков стал тем геройским мальчиком, что заткнул плотину пальцем, а в итоге остался без медалей после того, как на своих плечах втащил на пьедестал остальных.
Россия словно по команде в рацию выстроилась в "голове". Рядом подсел "полицейским" норвежец Сюр Рёте - вот этот точно никуда не торопился. Догонять никто не хотел. Все посмотрели на Легкова - пойдешь? Легков пошел. Но без ненужного порыва, без "пятилетки в три года".
Сундбю ехал "свою" гонку и плевать хотел на проблемы пелотона. Развесил сопли до колена, пахал как проклятый - приятно посмотреть. Но до финиша было далековато, а сзади поднажала "дрим-тим", к которой подключился и Колонья.
Трудно поверить, что олимпийский чемпион Ванкувера и трижды обладатель Кубка мира Колонья ни разу в жизни не стоял на пьедестале мировых первенств. Опять попасть впросак он не хотел и взял на себя функции мозгового центра пелотона.
Последний круг. Сундбю вернулся в группу. Колонья взвинтил темп и постепенно, метр за метром, стал отрываться. За ним присели Вылегжанин да Рёте с... Сундбю. Он что, двужильный, этот парень? Вдруг где-то вдалеке остановился Черноусов. Что случилось? Падение, прощай, надежды на медаль.
Король лыж, поняв, что засиделся, огромными скачками по правому флангу пытался "установить сигнал" с четверкой лидеров. За ним рванул Легков, еще один засидевшийся. Похоже, он банально поставил не на ту "лошадь"...
И вот подъем что вроде пьедестала - кто первым поднимается, тот и чемпион. Колонья молотил по снегу как безумный. Мы до последнего верили в Вылегжанина, который в масс-стартах на чемпионатах мира привык проигрывать разве что Нортугу, но никому другому. Максим не смог. Сказал потом, что не выдержали мышцы. Еще на подъеме он стал оглядываться по сторонам, отпустив с миром не только Колонью, но и Рете с Сундбю, двух бойцов "красной армии", поделивших серебро и бронзу. На финише Вылегжанина обошел, чтобы стать четвертым, еще и Нортуг - да сколько ж будет это продолжаться?
Максим слегка подавлен тем, что в решающий момент предательски дрогнули ноги. Белов пока мотает на ус, набираясь опыта. Легков с Черноусовым выдавили из себя четыре слова на двоих.