Газета Спорт-Экспресс № 18 (6082) от 29 января 2013 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

29 января 2013

29 января 2013 | Олимпиада - Сочи-2014

СОЧИ-2014

Дмитрий ЧЕРНЫШЕНКО: "ОБЪЕКТЫ В СОЧИ НЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ПАМЯТНИКОМ НАШИХ АМБИЦИЙ"

Окончание. Начало - стр. 1

ЖИЛЬЕ

Население Сочи - примерно 400 тысяч человек. При этом одних только сертифицированных Оргкомитетом гостиничных номеров к Олимпиаде будет 41 тысяча. Пропорция намного более выгодная, чем, например, в Москве.

С владельцами этих гостиниц Оргкомитет в свое время подписал соглашение о том, что, если Сочи выиграет право принять Олимпиаду, они обязуются предоставить в 2014 году номера по заранее оговоренным ценам. Например, трехзвездный номер во время Игр будет стоить от 100 до 130 долларов. Сейчас таких цен в Сочи давно уже нет.

Тогда, в 2005-м, мы внесли эти цены в Заявочную книгу и сейчас выполняем свои обязательства. Некоторые владельцы гостиниц уже пожалели, что согласились с теми нашими ценами, но все было по-честному, исключительно на добровольной основе.

Суть соглашения заключалась в том, что государство предложило "сделку": владельцы не наживаются на гостях Олимпиады, а взамен получают раскрученный город, огромное количество туристов, новые дороги и экологию - ведь свалки из города убрали. Можно ради этого несколько недель потерпеть? Я тоже думаю, что можно.

Эту 41 тысячу номеров мы сертифицировали в соответствии с международной звездностью. Примерно 20 тысяч будут отданы участникам и гостям Игр. Остальные поступят в свободную продажу через городской центр размещения Сочи. Мы проследим, чтобы эти места отдавали тем, у кого есть билеты, без накрутки.

Разумеется, у всех, кто захочет приехать в Сочи, всегда есть альтернатива в виде так называемого жилья внаем и тех гостиниц-санаториев, что в нашу программу не попали. Чтобы регулировать их цены, нам нужно подписывать контракты с бабушками, которые сдают комнаты у себя в квартире. Но ни нам, ни бабушкам это не нужно.

УЧЕНИЯ

Как известно, Владимир Путин подписал указ о создании государственной комиссии под управлением Дмитрия Козака. Это высший орган координации различных ведомств, причастных к подготовке к Играм. В случае любых инцидентов и вызовов, как в самом Сочи, так и за его пределами, комиссия способна принимать быстрые эффективные решения. Так, чтобы "город подумал - учения идут". Олимпиада должна состояться при любой погоде, вне зависимости от того, будет снег или нет. И так далее.

Зарегистрировано порядка трех тысяч рисков различного уровня. Существует особый регламент реагирования, согласованный со всеми участниками. В случае внештатной ситуации все будут четко знать, что надо делать.

Первые масштабные учения пройдут 4 февраля.

Велосипеда мы здесь не изобретаем. Такие же учения проводились в Ванкувере и Лондоне, где верхним уровнем управления был кабинет министров Дэвида Кэмерона. Возможно, не слишком корректно сравнивать государственные системы наших стран, тем более что они разные, но понятно, что речь идет о высшем руководстве.

7 февраля в Сочи приедут 70 делегаций национальных олимпийских комитетов. Президент нашей страны и глава МОК пригласят их на Игры-2014. Ну, это такая красивая традиция. Кроме того, мы презентуем МОК полное досье Игр, где подробно распишем все наши услуги и сервисы. Они посмотрят, как мы работаем, как управляем рисками. Не забывайте, что сами Игры принадлежат именно МОК, а мы в Оргкомитете, по сути, работаем по франшизе.

Поскольку в МОК во всем, что касается Олимпиады, разбираются лучше всех, они будут с нас строго спрашивать. А затем дадут оценки. Действительно ли нам предстоят такие хорошие Игры? Действительно ли хороша Олимпийская деревня? Правильно ли было сделать концепт единого Олимпийского парка?

НАСЛЕДИЕ

Наследие для России и всего мира было одной из причин, по которой МОК отдал Игры Сочи.

Мы много думаем над наследием. Над тем, чтобы, как справедливо говорит Сергей Степашин, "объекты в Сочи работали, а не просто являлись потребителями бюджетных денег". Должна быть понятная стратегия, и таковая разработана Министерством регионального развития. При этом все понимают, что Олимпийский парк и все объекты должны работать как единый комплекс. Только тогда можно надеяться, что объекты когда-нибудь выйдут на самоокупаемость, а не станут памятником наших амбиций.

Для меня уже очевидно, что олимпийская стройка ввела новые для России "зеленые" стандарты строительства. Мы показали всему миру, что можем строить цивилизованно, и не обязательно при этом уничтожать всю природу. Эти новые стандарты постепенно становятся обязательными по всей стране. Та же история со средой доступности для людей с ограниченными возможностями. Замечательное, нужное наследие.

ЭСТАФЕТА

Эстафета олимпийского огня будет колесить по всей России 123 дня, проедет через 3000 населенных пунктов. Я рассматриваю эстафету как уникальную возможность для россиян заново познакомиться со своей страной. Новая Россия - государство молодое, но существуют конкретные поводы подвести какие-то итоги. Игры - очень хороший повод. Именно по ним весь мир будет делать выводы о том, как изменилась Россия за последние 20 лет.

Разумеется, мы будем искать разумный баланс в каждом городе. В Москве эстафета продлится два дня. Как сделать так, чтобы она не вызвала у людей негатива? Как подарить городу праздник, но не остановить его жизнь и не вызвать критику за то, что в угоду эстафете мы наплевали на интересы граждан?

Конечно, придется идти на динамичные перекрытия дорог в интересах безопасности, но это не значит, что нужно заблокировать все вокруг на несколько километров. Не сомневаюсь: интерес к эстафете будет огромным, но надо помнить, что жизнь продолжается.

Участие в эстафете примет немало хорошо известных в России людей. Одновременно с этим мы хотим, чтобы олимпийский факел пронесли как можно больше простых граждан страны.

ПРОБКИ

Я регулярно прошу у земляков прощения за то, что сейчас в Сочи происходит болезненная мутация всей городской системы - начиная от меню в ресторанах до эффективности работы транспорта. Ведь город исторически был объектом бизнеса частных перевозок - его заполонило огромное количество "газелей" со спонтанными маршрутами.

Да и трасс в Сочи исторически было две: Курортный проспект и дорога в горы. Сейчас у проспекта появилось два дублера, соединительные маршруты между ними, большое количество развязок. Отдельные дорожные участки только вводятся в эксплуатацию, я сам порой теряюсь в развязках. Езжу по ним кругами, никак до родителей доехать не могу.

Но уже в этом году все начнет работать в олимпийском режиме. Когда заработают все развязки, когда новая транспортная система встанет на ноги, когда сочинцы привыкнут к новым автобусам и маршрутам, в городе это обязательно оценят. Уже созданы автоматизированные системы движения, которые борются с пробками. Мечтаем, чтобы в Сочи было, как в Лондоне, где из 80 тысяч светофоров 70 процентов работало в автоматическом режиме. Так свои транспортные проблемы решают современные города.

ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ

В этой истории осталась пара единичных одиозных случаев. Когда президент страны сказал, чтобы не было обиженных, некоторые решили, что можно попытаться добиться невозможного.

Существует подробная справка на этот счет. Если вы посмотрите размер компенсаций, то увидите, что некоторые получили по 800 тысяч долларов за постройки, которые подобной коммерческой стоимости, разумеется, не имеют. В Имеретинской долине, по сути, были сплошные болота - именно по этой причине она оставалась фактически незастроенной. Никто там ничего серьезного, кроме домика дядюшки Тыквы, построить не мог.

Несмотря на это, государство максимально тактично переселяло людей. Строители шли на беспрецедентные вещи, например, делали индивидуальные проекты.

Перед Олимпиадой в Лондоне все было совсем иначе. Когда британцы строили свой Олимпийский парк (в жилом районе Стратфорд. - Прим. С.Б.), был так называемый compulsory purchase order. Работало это так: тебя убирают с территории, а после Игр судиться можно сколько угодно. Это при том, что в Стратфорде было много бизнес-предприятий, а с организациями дело иметь еще сложнее, чем с частными лицами. Но цифры по переселению в Лондоне и в Сочи примерно похожи.

РОДИТЕЛИ

Как относятся мои родители к Олимпиаде? Они являются послами Игр, общаются со всеми местными. Критиканов на улице Вишневой, где они живут, не осталось. Все видят, что электричество стали выключать реже, с газом все хорошо, появились новые дороги. Административный ресурс? Да бросьте! Те же колдобины возле дома, что у всех.

Появилась одна такая дорога недалеко от их дома - уже радость. Значит, сын сможет быстрее доехать к ним из аэропорта. Я в Москве живу с 1985 года, и когда меня 7 лет назад пригласили заниматься Играми, я думал: "Радость-то какая, родителей чаще буду видеть". Получилось не совсем так. Я, конечно, больше времени провожу в Сочи, чем в Москве, но и к родителям сильно из гор не наездишься. Времени не хватает.

ВОЛОНТЕРЫ

Сейчас я вам расскажу свою любимую историю про волонтерское движение. Были горячие головы, которые говорили: "Дима, мы должны создать государственную программу финансирования волонтерских центров и направить туда деньги". "Да ни в коем случае, - отвечал я. - Вы убьете волонтерское движение на корню. Создадите традиционный российский бизнес, а волонтеров не появится".

Я мог бы легко договориться с губернатором Ткачевым, и все 25 тысяч нужных нам волонтеров взять из Краснодарского края, где учится порядка 100 тысяч студентов. Но что сделали мы?

Мы пошли сложным путем отбора региональных волонтерских центров. Причем взяли не блатные вузы, а искали реальные очаги волонтерского движения, где работают по-хорошему сумасшедшие люди, которые тратят свою молодость - невозобновляемый ресурс, - чтобы помогать ближним. И нашли 26 таких центров.

Что получилось? Уже сегодня Россия с нуля вышла на восьмое место в мире с точки зрения развития волонтерского движения. Вот вам мой прогноз: после Олимпийских и Паралимпийских игр у нас будут миллионы молодых ребят, для которых волонтерство - смысл и стиль жизни. Им больше никто не скажет: "О, ребята, хорошо, что пришли. Сфотографируйтесь - и давайте чего-нибудь поделайте".

Нет, они будут востребованы и признаны. Их ждет масса регулярной, тяжелой работы, на которую эти люди пойдут осознанно. И за это их будут благодарить.

Сергей БУТОВ