Газета Спорт-Экспресс от 28 января 2013 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1
ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Владелец ФК "Краснодар" говорит, что сорить деньгами - не его путь, но вкладывать их в завтрашний день своего клуба он готов .
Сергей ГАЛИЦКИЙ: "ФУТБОЛ - ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.
ЕСЛИ НЕТ ДЕНЕГ, ЗАНИМАТЬСЯ ИМ НЕ СТОИТ"
Андрей АНФИНОГЕНТОВ |
из Абу-Даби |
БЕЗ ОДОБРЕНИЯ РФС ЛИГУ СНГ ЛУЧШЕ НЕ НАЧИНАТЬ
- Одна из самых обсуждаемых тем в российском футболе - Лига СНГ. Ваше отношение к этому проекту?
- Я четкой позиции пока не выработал, но теоретически готов обсуждать любые проекты и принимать участие во всех турнирах, которые помогут нам развиваться. В конечном итоге общий чемпионат, наверное, будет сильнее, зрелищнее, прибыльнее. Однако без одобрения идеи новым руководством РФС не стоит начинать серьезное дело, которое может изменить футбол в России.
- Организаторы говорят, что новая Лига будет высокодоходной.
- Она не будет высокодоходной, как это декларируется, но будет приносить потенциальным участникам больше денег, чем сегодня, когда они выступают в чемпионатах своих стран. Для меня не менее важна спортивная составляющая проекта. Главным должен оставаться спортивный принцип. Нельзя, скажем, чтобы команду из России при вылете меняла только российская, а на смену украинской обязательно приходил клуб из этой страны. Мне нравится, что проект предусматривает увеличение количества потенциальных участников. В российской лиге всего 16 клубов. Полагаю, этого мало.
- РФС осенью подписал контракт с Фабио Капелло, контракт которого оплачивают в том числе и частные лица. Если со временем возникнет вопрос о новом тренере сборной, вы готовы ему платить?
- Не готов. Сборная - это четыре-пять официальных матчей в год и локальный успех вроде успешного отбора на чемпионат мира или Европы. Для меня лично это не то, что может по-настоящему захватить. И потом, вы задаете очень глобальные вопросы. Стоит ли обсуждать их со мной?
- К вам в российском футболе прислушиваются, вас уважают.
- Возможно, мое мнение кому-то интересно, но говорить о том, что меня слушают, я бы не стал.
- Может, вы не хотите, чтобы вас услышали?
- Нет, просто понимаю, что иногда не стоит затевать спор, если он ничего не дает. Вот свежий пример - сборные по возрастам. Я выступил в интернете, написав, что это безобразие, когда молодые игроки в январе играют в манежах, не пройдя предсезонную подготовку. Была публичная дискуссия, в том числе с Николаем Писаревым. Меня услышали? Хорошо! Не услышали - играйте дальше. Поводом поднять эту тему стала ситуация с нашим мальчиком, Ламбарским. Такие вещи мы будем стараться решать. Но стараться возглавить движение, управлять процессом не собираюсь.
ДАВАЙТЕ ПРОВЕРЯТЬ ИГРОКОВ НА ПОЛИГРАФЕ
- После матча "Локомотив" - "Краснодар" вы написали открытое и жесткое письмо в адрес РФС и лично господина Розетти. У вас есть рецепт, как сделать наш футбольный арбитраж лучше?
- У меня есть идеи, как попытаться изменить ситуацию. Первое. Мы должны по-другому платить судьям. Если у клубов бюджеты по 40-50 миллионов долларов, то почему рефери получает за свой труд две-три тысячи? Надо, чтобы гонорары были иными, а люди знали, что за ошибки их накажут, и боялись потерять деньги, которые достаются им легально. Второе. Безусловно, нужны пять судей. Многие игроки просто побояться симулировать или фолить в штрафной, понимая, что рефери находится в двух метрах. То же самое - с договорными матчами. Все говорят: ну как бороться, как этому противостоять?
- И как? Расскажите.
- Подписать соглашение о том, что игроки по решению соответствующих футбольных структур должны проходить проверку на полиграфе. Прыгают ставки, "странный матч"? Давайте проверим обе команды. Уверяю вас, большинство игроков сами примут решение: играть честно. Если же вернуться к судейству, то считаю, что его качество улучшилось.
- Почему же тогда вы критиковали судейский департамент?
- Меня не интересует, что нам забили гол из офсайда. Ну забили и забили. Такое случается. Меня интересует, почему в куче спорных моментов рефери дает в нашу сторону один свисток, а все остальные - сопернику. Мне непонятно, почему одни арбитры могут судить сложные игры, дерби, а другим, считается, подобную работу доверять рано. Простите, они же все допущены к матчам премьер-лиги! Неясна для меня ситуация, когда рефери и команда из одного города. Однако при всей моей критике должен сказать, что департамент Розетти медленно, но движется вперед.
- Вы хотели бы идти быстрее?
- Футбольные союзы - очень консервативные организации. Но все, что не развивается, постепенно отмирает. Мир ведь меняется, и стремительно. Мы должны идти в ногу со временем и применять технологии, которые помогут хоть немного изменить его к лучшему.
- Еще одна тема, которая волнует всех, - лимит на иностранцев. Вы, судя по всему, сознательно отказываетесь от игроков с двойным гражданством.
- Нет, мы пробуем поймать баланс. Отказались от людей, которые, считаем, на этом этапе нам не помогут. Если говорить о лимите, то это абсолютная глупость. Да, есть интересы сборной, их стоит учитывать, но всем нам нужно помнить: тренер всегда поставит доморощенного игрока, если тот сильнее конкурента. А искусственное снижение конкуренции на пользу сборной не пойдет.
- Лимит дает дополнительный шанс молодым.
- Да, но мы не должны развращать их деньгами. Посмотрите, что в отдельных наших клубах происходит?! А почему? А потому, что мы даем малолетним ребятам, у которых мозгов - по возрасту, невероятно сильный рычаг. В итоге они о деньгах начинают думать больше, чем о конкуренции на поле. Вот корень проблемы.
С МАТОМ БОРОТЬСЯ МОЖНО
- У себя в клубе, как я понимаю, вы пытаетесь соблюдать баланс и не платить игрокам больше, чем диктует рынок.
- Не нужно нас перехваливать. Мы молодой клуб и делаем очень много ошибок. Для команды, которая занимает то место, какое сегодня занимает, мы игрокам платим очень хорошо.
- "Краснодар" живет в рамках некого строгого бюджета?
- Журналисты почему-то постоянно провоцируют меня на разговор о том, когда именно я начну засыпать футбол деньгами, но мне такой путь неинтересен. Во-первых, я не буду первым, это уже было и продолжается. Во-вторых, я из провинции и не привык вольно обращаться с деньгами. Хотя мы тратим, и немало.
- Каков бюджет клуба?
- Я его озвучивал год назад, не вижу смысла повторяться (тогда Галицкий назвал сумму около 100 миллионов долларов. - Прим. "СЭ"). В любом случае футбол - дорогое удовольствие. Если нет денег, заниматься им не стоит. Если говорить о нас, то пришло время строить стадион. Он обойдется в 200 миллионов евро. Цель - дать болельщикам необходимый комфорт. У нас очень зрелищный, интересный чемпионат, и его рост сегодня сдерживается только отсутствием новых арен.
- Сегодня на наших стадионах целыми секторами громко и слаженно сквернословят. Футбол дорожает, а его публика люмпенизируется.
- Я не согласен с вашей оценкой. Есть и другой болельщик. По крайней мере наш клуб таких ждет и воспитывает. С матом и оскорблениями, летящими с трибун, бороться можно. Мы хотим просить РФС и РФПЛ разрешить нам запретить пускать на свой стадион фанатов тех клубов, которые на выезде в Краснодаре ведут себя так, как вы сказали. Борьбу с этим злом вести можно - в конце концов, сегодня на стадионах везде есть видеокамеры. Но пока нет воли, чтобы делать жесткие шаги.
- Ваше отношение к спорам вокруг стоимости телеправ на показ чемпионата?
- Нынешняя цена - объективный показатель того, где мы сегодня находимся как лига, как продукт.
ЗАРАБОТАТЬ НА АТРИБУТИКЕ МОЖЕТ ТОЛЬКО "ЗЕНИТ"
- Вы строите клуб, инвестируете в инфраструктуру. А когда "Краснодар" начнет решать серьезные спортивные задачи?
- Когда мы созреем для их решения.
- Вы всегда говорили о желании создать команду, костяк которой будут составлять собственные воспитанники. Появление на сборе в Эмиратах четверых юниоров - первый шаг?
- Это потребовалось для обеспечения тренировочного процесса: у нас не было нужного количества футболистов. Пока эти мальчики играть в главной команде клуба не готовы. Футболисты созревают по-разному. Форварды выходят на нужный уровень быстрее, но быстрее и "сгорают". Защитники формируются к 24 - 25 годам, но у них и карьера более продолжительна.
- Это правда, что вы намерены создать клуб второй лиги?
- Летом хотим заявиться в южную зону, но это промежуточный этап. В идеале такой команде нужно играть в первой лиге. Вторую лигу будем принимать в Краснодаре, а поднявшись выше, переедем в один из городов края. Варианты - Славянск-на-Кубани и Белореченск.
- Когда ваша академия начнет поставлять игроков для премьер-лиги?
- Мы страна, которая хочет всего и сразу, а нужно просто работать и терпеливо ждать. Уверен, отдача будет, и не только у меня. Просто сегодня в России нет школы детских тренеров. Футболист премьер-лиги - штучный товар, а у нас быть детским тренером непрестижно. Методик нет, но на выходе мы хотим получить уникальный товар. Так не бывает. А больше всего знаете что удивляет?
- Поделитесь.
- Наивность наших клубов в этих вопросах. Я пристально изучаю клубные сайты - у большинства указано 50-60 занимающихся детей. На какую отдачу так можно рассчитывать? Нормально - это когда у вас в клубной школе и ее филиалах начинают от 500 до 1000 детей. Из них вы на определенном этапе отберете 60-80, а те, в свою очередь, могут дать трех-четырех игроков нужного вам уровня.
- У вас будет такой охват?
- Конечно! Кроме того, многие нюансы недооценены или не учитываются в работе. Дети, родившиеся в начале года, имеют преимущество перед одногодками. У меня есть данные по датам рождения участников финальной стадии последних трех чемпионатов Европы U-17. Это 432 футболиста. Так вот, среди них январских - мартовских в три раза больше, чем тех, кто появился на свет в октябре - декабре. Это значит, что мы просто теряем мальчиков, которые в силу особенностей развития не могут какое-то время конкурировать с теми, кто старше на полгода и больше. Детский футбол, подготовка молодого игрока - это наука, а у нас пока играют те, кто пробился не "благодаря", а "вопреки", порой за счет незаурядных физических данных или силы характера.
- Созданная вами сеть магазинов - самая большая в стране. Почему вы не используете ее для продвижения бренда "Краснодара"? В магазинах нет стоек с атрибутикой, не устраиваются пиар-акции с подарками покупателям.
- Магазины сети никогда не были и не будут связаны с командой "Краснодар". У компании, где я генеральный директор, есть и другие акционеры. Их цель - получать прибыль от вложенных в компанию денег. Проект "Краснодар" - мой личный проект, а не компании, акции которой торгуются на бирже.
Если же говорить о спортивном мерчендайзинге, о котором сегодня модно писать и говорить в спортивных СМИ, то тем, кто об этом рассуждает, стоит понимать: заработать на подобных вещах сегодня может только "Зенит". Эту команду обожает пятимиллионный город, и там многое сделано, чтобы кепочки и маечки продавались. Может быть, что-то заработает "Спартак". Всем остальным можно расслабиться и просто работать, понимая: это хорошо и полезно, но не имеет под собой основы в реальной экономике клуба. Если говорить о нас, то у нас есть небольшой, но стабильный рост аудитории. С учетом сильного бренда "Кубани", которую в крае люди очень любят, это здорово. Я доволен, мы постепенно движемся вперед.