Газета Спорт-Экспресс от 28 января 2013 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 3
ЗИМНИЕ ВИДЫ
БОБСЛЕЙ
Вчера в Санкт-Морице 22-летний Франческо Фридрих из Германии стал самым молодым в истории чемпионом мира в двойках. Александр Зубков и Дмитрий Труненков до последнего боролись за бронзу, однако оказались только на седьмой позиции. Два других российских экипажа - Александра Касьянова и Алексея Стульнева - были дисквалифицированы.
ПОЧЕМУ ЗУБКОВ ТОЛЬКО СЕДЬМОЙ?
МОГЛА БЫТЬ БРОНЗА
Санкт-Мориц-2013 - генеральная репетиция Олимпийских игр 2014 года. Следующая гонка аналогичного уровня - из четырех заездов, с тем же объемом вложенных сил и схожим психологическим подтекстом - состоится в феврале следующего года в Сочи. Как же тогда следует трактовать седьмое место Александра Зубкова и вообще итоги первой недели мирового первенства?
Одного взгляда на первую пятерку достаточно, чтобы заявить: начавшаяся в бобслее еще в конце 2010-х годов системная революция, суть которой заключалась в сведении в одном экипаже-двойке вместо традиционной пары "пилот - разгоняющий" пары "разгоняющий - разгоняющий", что привело к фантастическому преимуществу подобного рода экипажей на разгоне, окончательно завершилась. Собственно, никакой революции больше нет. Есть реальность, с которой все вынуждены считаться уже сейчас. На Олимпиаде в Сочи - тем более.
Фридрих, швейцарец Беат Хефти (когда-то начавший эту революцию, а вчера ставший у себя дома главным пострадавшим от ее последствий) и латыш Оскарс Мелбадрис заняли первое, второе и пятое места на главном турнире года.
Зубков с Труненковым навсегда останутся в протоколах чемпионата седьмыми - весьма далеко от пьедестала. Хотя на самом деле борьбу за бронзовую награду российская двойка вела до самого последнего заезда. После первой попытки Зубков делил третье место с Холкомбом, после второй - опустился на четвертое место. После вчерашнего утреннего третьего заезда россиянин сполз на пятую строчку, однако его отставание от третьего места по-прежнему было совсем небольшим. Все еще можно было изменить.
РАЗГОН
Чтобы доступно объяснить причины седьмого места Зубкова, нужно ответить на вопрос: а кому еще проиграли россияне?
Сразу перед ними, на шестой позиции, расположился канадец Крис Спринг, чей разгоняющий Ласселес Браун на протяжении многих лет входил в число элитных "брейкменов", еще в Турине-2006 выигрывая олимпийские медали с нынешним главным тренером сборной России Пьером Людерсом.
Четвертое место у чемпиона мира-2012 Холкомба, которого толкал Стивен Лэнгтон, выигравший пару лет назад single push championships - по сути, чемпионат мира среди разгоняющих. Третьим стал опытнейший немецкий пилот Томас Флоршутц, позади которого сначала бежал самый успешный из действующих разгоняющих Кевин Куске, а затем, когда Кевин получил травму, - многообещающий Андрес Бредау.
Даже на фоне таких конкурентов разгон Зубкова с Труненковым смотрелся впечатляюще. Александр с Дмитрием ничего не могли противопоставить экипажам нового поколения, "уезжавшим" ото всех с первых метров, однако в схватке с "традиционными" экипажами одержали, на мой взгляд, локальную победу. В самом худшем своем разгоне в первой попытке Труненков проиграл Куске три "сотки" (5,12 против 5,09), но все равно толкнул на одном уровне с Лэнгтоном и Брауном.
В остальных трех заездах наши и вовсе были лучшими - не только в разгоне как таковом, но и в так называемой выходной скорости, что важна не меньше: можно как угодно быстро растолкать боб, но неудачно выполнить посадку в него, погасив скорость. И в этом компоненте за россиян говорят цифры. Все четыре раза уступив Фридриху и Хефти, Зубков с Труненковым набирали на старте сопоставимую с Мелбардисом скорость, а у всех остальных эту мини-дуэль выиграли.
Можно ли после всего этого говорить, что Зубков с Труненковым плохо выполнили свою работу? Конечно, нет. На льду они сделали, пожалуй, все, что было в их силах. Однако этого не хватило даже для бронзы. При таком разгоне и уверенном пилотировании они вполне могли стать третьими, но стали седьмыми, и дело, конечно же, лежит в технической плоскости.
ТЕХНИКА
Еще неделю назад, в ходе чемпионата Европы в Австрии, Людерсом был подан протест на действия немецких экипажей, обрабатывавших поверхность полозьев своих бобов такой структурой, что позволяла конькам эффективнее преодолевать силу трения об лед. Следовательно, быстрее ехать.
Протест российской сборной, поддержанный американцами и канадцами, был принят Международной федерацией бобслея и скелетона (FIBT), в техническом (то есть ключевом) комитете которой работает немало специалистов из Германии. Какие из этой истории последовали выводы - осталось неизвестно, однако проблема снова встала в полный рост уже в Санкт-Морице.
Глядя в итоговом протоколе на скоростные показатели экипажа Флоршутца, трудно сохранять хоть какое-то подобие объективности. У немца они были "антибобслейными". Выиграв в первом заезде разгон у Зубкова, Флоршутц почему-то уступил ему на финише. Зато в обоих вчерашних заездах, проиграв разгон россиянам вчистую, немец резко прибавлял уже к концу верхнего участка трассы, а после кольца - связки из нескольких виражей, где набирается максимальная скорость, - становился для того же Зубкова недосягаем.
Чтобы продемонстрировать это на цифрах, возьмем четвертый заезд, в котором оба пилота чисто визуально пилотировали одинаково. Зубков разгоняется за 5,06, показывая выходную скорость 57,0 км/ч. Флоршутц толкает 5,12, а его выходная скорость равна 56,6 км/ч. На бумаге при такой весомой разнице в разгоне Зубков как минимум до третьей отсечки обязан только набирать преимущество над немцем, доведя его примерно до 0,10 - 0,12 секунды. Вместо этого мы видим обратное.
На первой отсечке Флоршутц уже максимально близко: 27,59 против 27,57 у Зубкова. На второй немец уже (!) впереди: 40,11 против 40,14. На третьей серьезно обыгрывает россиянина: 49,30 против 49,42. Вместо "минус" 0,12 секунды он почему-то получил "плюс" 0,12. При этом скорость у Флоршутца 109 км/ч - против 107,8 км/ч у Зубкова. Фантастическая разница, учитывая показатели разгона и вообще нехарактерные для бобслея, где борьба идет на сотые доли секунды, скоростные разрывы.
Неудивительно, что к кольцу преимущество Флоршутца уже выглядит подавляющим. Максимальная скорость 145,6 км/ч против зубковских 144,2 км/ч. Заключительная перед финишем отсечка фиксирует 58,62 секунды, тогда как результат россиянина - 58,82. Итоговое же отставание Зубкова смотрится просто неприлично: 1.05,92 против 1.05,60 Флоршутца, которых тому хватило для бронзовой награды.
Таким образом, Зубков проиграл немцу 0,42 секунды только в четвертом заезде, а его общее отставание по итогам всех четырех попыток составило 0,49. При этом перед началом вчерашних попыток россиянин выигрывал у Флоршутца 0,13.
Наверняка существуют вопросы к тому же Фридриху со стороны Хефти - оба выступали в Санкт-Морице-2013 словно в другой лиге. Почти не уступая в разгоне, выходной и максимальной скоростях, Хефти тем не менее проиграл немецкому юниору по итогам четырех заездов больше полсекунды, что в профессиональном боксе было бы приравнено к поражению техническим нокаутом.
Другая сторона медали заключается в технике самого Зубкова. Давно ни для кого не секрет, что боб-двойка австрийского механика Йохана Вальнера заметно уступает по скоростным характеристикам, к примеру, его же бобу-четверке. Кроме того, после финиша пилот признал, что менял перед вчерашними заездами коньки - и нельзя сказать, чтобы угадал. Если в субботу Зубков на равных боролся с Холкомбом (отставание в три "сотки" критичным не назовешь), то в воскресенье, толкая одинаково с американцем, россиянин проиграл тому много - 0,31.
Наконец, последнее. Если противостоять на Играх экипажам-двойкам "нового поколения" по объективным причинам Зубкову и другим будет крайне сложно, то вот бороться с нарушением немцами регламента FIBT, а равно совершенствовать собственную технику и не допускать при этом ошибок в выборе полозьев можно и нужно.
Чего совершенно точно нельзя допустить через год в Сочи, так это повторения вопиющей истории с дисквалификацией двух других российских экипажей - Александра Касьянова и Алексея Стульнева. Обоих сняли с важнейшего перед Олимпиадой чемпионата за то, что перед вторым заездом выводившие спортсменов на старт тренеры во главе с Людерсом перепутали их бобы. В итоге Касьянов совершил заезд на бобе Стульнева, и наоборот. Лично мне трудно представить, как пилот может не узнать свой боб, с которым возится в гаражах сутками, но вполне допускаю, что каждый из них ничего уже не мог изменить, стоя на старте в полной экипировке. История с Касьяновым и Стульневым прозвучала эхом дисквалификации Зубкова в Лейк-Плэсиде-2012, куда Александр приехал в качестве действующего чемпиона мира, а в итоге не был допущен на старт из-за недовеса своей двойки.
Пока мы сами из года в год совершаем такие нелепые ошибки, давая конкурентам в руки козыри, убедить всех в том, что соперники ведут нечестную игру, будет проблематично.
Сергей БУТОВ
Чемпионат мира. Санкт-Мориц (Швейцария). Мужчины. Двойки. 1. Фридрих/Бекер (Германия) - 4.22,78 (1.05,59 + 1.05,51 + 1.06,34 + 1.05,34). 2. Хефти/Лампартер (Швейцария) - 0,56 (1.05,79 + 1.05,66 + 1.06,32 + 1.05,57). 3. Флоршутц/Бредау (Германия) - 1,19 (1.06,17 + 1.05,86 + 1.06,34 + 1.05,60). 4. Холкомб/Лэнгтон (США) - 1,27 (1.06,06 + 1.05,81 + 1.06,48 + 1.05,70). 5. Мелбардис/Дрейскенс (Латвия) - 1,47 (1.06,15 + 1.06,08 + 1.06,36 + 1.05,66). 6. Спринг/Браун (Канада) - 1,55 (1.06,13 + 1.05,83 + 1.06,53 + 1.05,84). 7. ЗУБКОВ/ТРУНЕНКОВ - 1.58 (1.06,06 + 1.05,84 + 1.06,54 + 1.05,92).
КАСЬЯНОВ/БЕЛУГИН, СТУЛЬНЕВ/ВОЕВОДА - дисквалифицированы.
Женщины. 1. Хамфрис/Валуа (Канада) - 4.30,31. 2. Майерс/Эберлинг (США) - 0,68. 3. Кириазис/Бертельс (Германия) - 0,70… 11. ТАМБОВЦЕВА/УДОБКИНА - 2,84. 12. СТУЛЬНЕВА/ИСМАЙЛОВА - 3,38.
Командный турнир. 1. США - 4.31,29. 2. Германия - 0,24. 3. Канада - 1,01… 9. РОССИЯ (Батуев, Стульнева/Сергеева, Васильева, Стульнев/Антюх) - 3,22.