Газета Спорт-Экспресс от 28 января 2013 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

28 января 2013

28 января 2013 | Авто-мото

АВТО

Эдуард НИКОЛАЕВ: "В НАШЕЙ КАБИНЕ ЦЕЛЫЙ ЗВЕРИНЕЦ!"

Команда "КАМАЗ-мастер" в 11-й раз в своей истории одержала победу на самом тяжелом и самом престижном на планете автомарафоне - легендарном "Дакаре", проходившем по территории Перу, Аргентины и Чили. По возвращении из Южной Америки пилот грузовика-победителя Эдуард Николаев рассказал о том, как ехал к самому важному успеху в своей карьере.

- Для вас это не первая победа в "Дакаре" - вы уже выигрывали, будучи механиком в экипаже Чагина. Теперь победили в роли пилота. В чем разница?

- Механику проще в том смысле, что у него, скажем так, сравнительно мало возможностей ошибиться - чаще, наоборот, приходится исправлять чужие ошибки. У пилота все наоборот: он каждую минуту имеет дело с новыми поворотами, новыми песками, новыми камнями и ямами. И каждую минуту ему необходимо принимать решения - зная, что он "везет на себе" труд всей команды. Поэтому давление больше, а эмоции после победы ярче. Опять же, в детстве я гонял на карте и в зрелые годы хотел быть именно пилотом.

- В 28 лет вы только третий раз ехали "Дакар" как пилот и поэтому считаетесь молодым спортсменом. Особенно на фоне вашего штурмана Сергея Савостина, который выиграл "Дакар" уже восьмой раз - то есть побеждал на этой гонке чаще, чем вы в ней участвовали. Где сказывается опыт Сергея, чем именно он помогает экипажу?

- Пилот, особенно молодой, часто "засматривается" на дорогу. Но ведь "Дакар" - гонка, где можно и нужно съезжать с дороги, а когда ее нет - с накатанной ехавшими впереди машинами трассы. Опыт Сергея ценен тем, что помогает ему смотреть "шире" и видеть больше. К примеру, в песках я иногда пру по следам других грузовиков, а Сергей говорит: "Посмотри в сторону, там же зрители стоят, которые подъехали на обычных машинах, - значит, там будет легче ехать". Если же едем по дороге, опытный штурман сразу видит, где можно срезать, сократить путь - в то время как пилот об этом может даже не задумываться.

- Приходилось слышать, что "Дакар" в этом году был чересчур легким. Отдельные участники даже назвали его "женской гонкой"…

- Это правда. Мы привыкли воспринимать "Дакар" как гонку на выносливость, даже на выживание. И машины готовим так, чтобы они могли справиться с тяжелым бездорожьем. Но организаторы включают в маршрут все меньше труднопроходимых участков, все чаще мы едем по ровной местности на максимальной скорости. Сейчас уже не бывает такого, чтобы, как в Африке, половина участников приехала на финиш, а вторая осталась ночевать в пустыне, откапывая машины. Нашу команду такая тенденция не радует - хочется, чтобы "Дакар" оставался испытанием.

- Но без приключений все равно не обошлось?

- Да, на одном из этапов мы ехали не по дороге, а по "срезке" и из-за низко висящего солнца слишком поздно заметили канаву, которая вдобавок шла по диагонали к нашей траектории. поэтому мосты автомобиля, попав туда, не сразу "выпрыгивали" обратно, их начинало выворачивать и отрывать от машины. В результате оборвало все амортизаторы правого борта, что делает езду и медленнее, и тяжелее - жестче стали удары на камнях, очень сильно бил руль. Но, надо сказать, мы отнюдь не сразу поняли, что все так плохо. Оборванные задние амортизаторы увидели только после финиша. Так что, машина едет, терпит, но экипаж бережет. И все-таки это был не самый тяжелый этап - тяжелее всего стало, когда мы вышли в лидеры.

- Один из этапов приостановили из-за роста уровня воды в реках, которые обычно в это время года пересыхают. С джипами понятно - их бурная река легко может унести. Но неужели и для ваших многотонных грузовиков это стало непроходимым препятствием?

- Вполне могло стать. В горах шли сильные дожди, вниз спускались буквально потоки воды. Говорят, что река вздувалась на глазах: один внедорожник проскочил, а подъехавший через десять минут - чуть не утонул. Учтите, что джип в случае чего можно выдернуть из реки - тем же грузовиком или, к примеру, вертолетом. А если застрянет грузовик, придется сидеть около него и ждать, пока уровень воды понизится.

- Даже на "Дакаре", где взаимопомощь - одна из главных ценностей, лидеры команд имеют право проехать мимо других экипажей, застрявших в песках. Вы на одном из последних этапов, уже будучи лидером гонки, все же остановились, чтобы помочь сдернуть с дюны грузовик Айрата Мардеева. Был ли в этом смысл?

- Во-первых, было видно, что, откапываясь в одиночку, ребята потеряют очень много времени - а ведь они тоже шли в первой тройке, им тоже было что терять. Видели бы вы глаза Айрата, когда его грузовик сидел на дюне! Во-вторых, само собой, мы точно определили количество времени, которое можем потратить на помощь товарищам, не ставя под угрозу свое лидерство в гонке. Если немного подумать, то взаимопомощь, точный расчет и стремление к победе не будут мешать друг другу.

- Что скажете о своих соперниках?

- Голландская команда на грузовиках "Ивеко" очень сильна: прежде всего, своим опытом, да и моторы у них в этом году мощнее наших. На затяжных подъемах, а порой и в песках это чувствуется. Так что борьба была очень плотная. Но нервы у них, как выяснилось, отнюдь не железные. Нашим главным соперником был экипаж, где за рулем сидел хозяин команды Жерар де Рой. Однажды его штурман полчаса бегал по биваку, рассказывал, что два КАМАЗа встали на трассе и потеряли кучу времени. Хотя на самом деле Айрат остановился на пять минут из-за какого-то пустяка, а мы так и вовсе меняли колесо уже после финиша. В общем, у них машины мощнее, а у нас характер крепче.

- Рассказывают, что на каждой гонке вместе с вами "выступает" плюшевый медведь, которого вы возите в кабине грузовика…

- На самом деле у нас в кабине целый зверинец! Медведь действительно есть - это подарок от Семена Семеновича (Якубова, основателя команды "КАМАЗ-мастер". - Прим. "СЭ"). О моих близких всегда напоминает подаренный ими львенок. Но как меня считают молодым на фоне Сергея Савостина, так и мои звери - молодежь на фоне панды, которую возит с собой наш штурман. Она выиграла уже восемь "Дакаров"!

Кирилл КАЧНОВ