Газета Спорт-Экспресс № 296 (6064) от 28 декабря 2012 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ВОЛЕЙБОЛ
РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ
Лучшим спортсменом России-2012 по мнению журналистов "СЭ" стал единственный в мировом мужском волейболе обладатель четырех олимпийских медалей 37-летний доигровщик "Белогорья" Сергей Тетюхин. После триумфа в Лондоне он объявил о завершении карьеры в сборной. На днях выяснилось, что Тетюхин может уйти из волейбола вовсе.
Сергей ТЕТЮХИН: "ДРОВА" ПЕРЕД ЛОНДОНОМ
- Вас, Сергей, нынче славят на каждом углу, - попытались мы порадовать Тетюхина. Тот смутился. Сдвинул брови. - У вас, должно быть, кипа заявок на интервью. Как у Малкина, - продолжили мы гнуть свое.
- Кипа не такая большая, - принял шутливый тон Тетюхин. - Но корреспонденты интересуются. Вот сразу после вас встречаюсь с "Россией-24", специально в Белгород приезжают.
- Для вас интервью - процесс мучительный?
- Нет. Не напрягает. А почему спрашиваете?
- Просто общие знакомые отрекомендовали вас: "Хороший-хороший. Скромный-скромный".
- Не знаю насчет "хорошего". Но "скромный" - это в точку. Нормальный человек и должен быть таким. Все волейболисты довольно скромные ребята. По земле ходят.
- Не то что футболисты…
- Я лишь раз с футболистом близко сталкивался - с Ромой Адамовым. В немецкой клинике вместе оперировались, восстанавливались. Отличный парень.
Полчаса спустя Тетюхин окончательно расслабился и уже рассказывал, словно давним товарищам, про новый дом. Про фокус, придуманный то ли им, то ли женой:
- Там, где обычно у людей винный погреб, мы устроим кинозал. большой экран, шикарная акустика. Красота!
Команда собиралась обедать за дальним столом. Сергей указал на начальника "Белогорья":
- Саша Зуйченко был классным волейболистом. Когда заключил контракт с зарубежным клубом, вручил мне, пацану, японские кроссовки Asics. Подарок царский - я в кедах играл. Это сейчас кроссовки как расходный материал, хоть каждый месяц меняй. А я года полтора в них бегал, пылинки сдувал. И в том же состоянии передарил молодому поколению. Сереже Амандину.
- Может, до сих пор в них кто-то играет, - предположили мы.
Тетюхин рассмеялся.
* * *
- Спортсменом года признали вас. А если б выбирали вы, чью фамилию мы бы услышали?
- Максима Михайлова. Он и по спортивным делам, и по человеческим качествам достоин. Еще на Олимпиаде произвел огромное впечатление один ходок, не помню фамилию… Выиграл 50 километров.
- Сергей Кирдяпкин?
- Да! Вот он точно заслуживает. Я включил телевизор, пытался примерить эти полсотни километров на себя… Ужас! Не представляю, как люди выдерживают.
- Смогли бы?
- Вряд ли. Я не переношу однообразие и монотонность. Для меня мучение - бегать кроссы по лесу. Или крутить велосипед. Физически выдерживаю, а психологически - тяжело. Помню, в молодежной сборной у Валерия Алферова очень много бегали.
- Что такое - "много"?
- В течение двух лет - каждое утро. С тех пор и не люблю.
- Владимир Крикунов как-то заявил команде: "А сегодня выходной. Кросс 20 километров - и свободны".
- У Алферова было полегче. Зарядка - 5 километров.
- Польза хоть была?
- По результату - конечно! На одном дыхании взяли "Европу", следом чемпионат мира. Сейчас тоже круглый год бегаем по лесу. Места вокруг базы прекрасные.
- Белгородские леса изучили как партизан?
- Мне так казалось. Но за последние месяцы столько колесили по свету, что тропки заросли. Недавно вместо 25 минут бежал 45. Пропустил нужный поворот. Все забыл!
- Финал Олимпиады вы долго не решались пересматривать...
- Не смотрел по сей день.
- Удивительно. Что мешает?
- Необходимо психологически настроиться. Для меня это будет трудный момент, волнительный. Но, думаю, придет время, когда захочу пересмотреть матч. Сяду в кресло…
- Окружив себя родней?
- Им уже неинтересно - и дети, и родители финал видели раз по десять. Чаще - концовку третьего сета.
- Две ваши подачи?
- Да. Хотя мне самому сложно вспомнить, как это было. Собственное состояние в те минуты выветрилось из памяти совершенно.
- Геннадий Шипулин, сидевший на трибуне, нам после рассказывал: "Был на сто процентов уверен, что у Сергея-то все получится".
- И у меня была железная уверенность. Это единственное, что помню. Не объяснить, откуда она взялась. А может, я сейчас напридумывал, а тогда и не было этого…
- Вы самокритичны.
- Моя черта, вы правы.
- Еще какие черты - ваши?
- Я трудолюбивый. Это папа привил. Никаких талантов у меня ведь по большому нет. Даже мощью не выделяюсь.
Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ
Окончание и результаты голосования журналистов "СЭ"
по всем номинациям - стр. 4 - 5