Газета Спорт-Экспресс № 274 (6042) от 3 декабря 2012 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
ЛЫЖИ
Никита КРЮКОВ: "СЧИТАЮ ЭТО СВОЕЙ ПЕРВОЙ ПОБЕДОЙ НАД НОРТУГОМ"
Обыграв Нортуга в спринте, наш олимпийский чемпион не стал продолжать соревноваться на финском этапе, а улетел в Канаду готовиться к следующим гонкам.
- Как все было в финале в Куусамо? - вопрос Крюкову.
- Как надо! Я пропустил Диму Япарова вперед, мы с ним хорошо сработали и на спуске вышли первым-вторым. На первом подъемчике я не стал сильно "тянуть", но съехали с него уверенно. Помню, даже успел крикнуть Диме: "Отрываемся". Он тоже мне что-то ответил.
- Вы еще разговаривать успевали?
- Да, подсказывали друг другу. Можно сказать, ехали командную гонку. Внизу заключительного подъема я допустил небольшой сбой при перестроении и поначалу в гору пошел не очень. Когда увидел, что меня обгоняет Нортуг, сразу включился. Понимал, что отпускать его нельзя ни на метр. Наши тренеры сообщили перед финалом, что именно у Нортуга было лучшее время прохождения подъема в предварительных забегах. К последнему повороту я уже вплотную подобрался к норвежцу, ну а финиш - вы сами все видели.
- Вы когда поняли, что Нортуга обыграете? Там ведь поначалу все неочевидно было.
- Ну да. Когда два человека одновременно начинают набирать скорость, ничего не понятно. Но в какой-то момент я увидел, что начинаю к нему приближаться. И что теоретически могу выиграть. Как мог - добавил. И обогнал. А на финише даже палку на эмоциях стал крутить.
- Такие вещи обычно только Нортуг и может себе позволить.
- Не только он, как видите.
- Норвежец был расстроен или это мне показалось?
- Трудно сказать. Мы общались с ним после гонки, шутили даже. Вел он себя адекватно. Может, при мне не хотел показывать досады? Не знаю. Собственно, чему расстраиваться? Была честная борьба. Самое главное, что в моем персональном противостоянии с Нортугом "счет открыт". Я ведь впервые обыграл его вот так, в очной дуэли. На Олимпиаде в Ванкувере Нортуг за золото, так уж получилось, не боролся. Я его выбивал и в четвертьфиналах, и в полуфиналах разных соревнований. И он меня выбивал, конечно. Но это все была борьба не за первое место. Это не считается.
- Вообще-то вы уже опережали Нортуга в борьбе за первое место. Стокгольм, 2010 год, финал Кубка мира, не помните? Он тогда "на руках" весь день бежал и финишировал вслед за вами.
- Помню-помню. Да, в Стокгольме такая трасса, что некоторым выгоднее выступать без мази. Но все-таки тогда мы с ним были в неравных условиях. Считаю вот эту свою победу над Нортугом в Куусамо первой в карьере.
- Год назад, когда вы в Куусамо "отцепили" знаменитого норвежца в четвертьфинале, то сказали, что это должно войти у вас в привычку. Процесс пошел?
- Нортуг - очень уверенный в себе человек. И эта уверенность не с неба на него упала - он ее зарабатывал годами. Когда ты столько лет регулярно побеждаешь, то можешь стабильно держать кураж и издеваться над соперниками. Нортуга, как и всех, нужно подгонять. Именно после таких "очных ставок" и таких побед в нем можно зародить сомнение. Он не машина, а обычный человек, с которым можно бороться. Собственно, мы с Сашкой Панжинским еще два года назад это доказали.
- Кстати, что с Панжинским? Куда он пропал?
- Никуда он не пропал. Недавно стал третьим на Вершине Тёе в классическом спринте. Готовится к "Красногорской лыжне", где попробует отобраться на чемпионат мира. Он очень хотел попасть в Куусамо, но сделать это было невозможно. Этап здесь трехдневный, многоступенчатый, а в команде есть только три места для спринтеров. И эти места логично отдали тем, кто попал в "красную группу" по итогам прошлого сезона - Алексею Петухову, Николаю Морилову и мне. Глеб Ретивых же выступал вне квоты, как победитель прошлогоднего Континентального кубка.
- Ходили разговоры, что в межсезонье вы особенное внимание уделили коньковому ходу, подтягивая его до уровня классики. Это правда?
- Какого-то "особенного внимания" не было. Да, в этом году на сборе в Новой Зеландии упор был сделан именно на конек. Да и летом мы на лыжероллерах классикой катаемся очень мало. В основном - тем же коньком.
- Так прогресс есть?
- Вот сейчас в Канаде и посмотрим. В Тёе мне удалось выиграть коньковый спринт, но этот результат еще нужно перенести на международный уровень. Посмотрим. Надо сначала выступить, а потом уже анализировать.
- Ничего, что я все время спрашиваю о коньковом ходе?
- Спрашивайте, спрашивайте. Индивидуальный спринт на Олимпиаде в Сочи действительно будет коньковым, и мне хочется, чтобы моя кандидатура рассматривалась серьезно.
- Чемпионат мира-2013 в Италии - генеральная репетиция Сочи-2014 или все равно все будет решать олимпийский сезон?
- Олимпийский. Но! Этот год нужен всей команде, чтобы набрать уверенность в себе. Как можно больше уверенности. Это то, что нам обязательно потребуется в следующем сезоне.
- Трасса в Сочи сделана "под вас" или не совсем?
- Когда мы были там в прошлом году, нам сказали, что круг немножко изменят и доработают. Сейчас вот поедем в Сочи в январе, изучим, и тогда можно будет говорить что-то конкретное. Предварительно могу сказать: круг там - один из тяжелейших, что я видел.
- Это хорошо или плохо?
- Ну, как вам ответить? Если человек в хорошей форме, особой разницы для него это не имеет.
- Какова ваша конечная цель в нынешнем сезоне?
- Самую первую задачу я только что выполнил - благодаря победе в Куусамо обеспечил себе путевку на чемпионат мира. А главную задачу буду ставить перед собой в Италии.
- Борьбы за спринтерский зачет Кубка мира в приоритетах нет?
- Не в этот раз. Мы будем пропускать отдельные старты и, по сути, сознательно принесем Кубок мира в жертву чемпионату мира. С моей точки зрения, это правильно.
Сергей БУТОВ