Газета Спорт-Экспресс № 225 (5993) от 5 октября 2012 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2
ФОРМУЛА-1
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 15-й этап. ГРАН - ПРИ ЯПОНИИ
SUZUKA INTERNATIONAL RACING COURSE
ПЕТРОВ НА "ГРАН-ПРИ ЯПОНИИ"
Два года назад в первом сегменте квалификации показал 13-й результат. Во втором хоть и проехал на 0,427 секунды, остался на той же 13-й позиции. А занявшему 10-ю строчку Михаэлю Шумахеру уступил 0,349 секунды.
Свое выступление в гонке закончил еще на стартовой прямой до входа в первый поворот - его болид протаранил Нико Хюлькенберг.
В 2011 году блестяще провел квалификацию: в первом сегменте - 5-е место, во втором - 8-е. Однако во время третьего сегмента боксы не покидал - как и его партнер Бруну Сенна. В результате на стартовой решетке оба заняли места в соответствии с номерами в чемпионате. Сенна оказался выше (9-й против 10-го).
В гонке благодаря тактике с меньшим количеством пит-стопов почти все время держался в первой десятке, а после 11 кругов был даже шестым. Правда, после своей последней смены резины оказался на 14-м месте, но смог вернуть утраченные позиции и финишировал 9-м.
От победителя "Гран-при Японии"-2011 Дженсона Баттона отстал на 42,607 секунды.
Быстрейшее время показал на 47-м круге - 1.37,053 со средней скоростью 215,400 км/ч. Этот результат стал 7-м в той гонке - всего на 0,485 секунды хуже лучшего круга Баттона.
ПОДИУМЫ В XXI ВЕКЕ
Год | 1-е место | 2-е место | 3-е место |
2001 | Михаэль ШУМАХЕР | Хуан Пабло МОНТОЙЯ | Дэвид КУЛТХАРД |
| Ferrari | Williams-BMW | McLaren-Mercedes |
2002 | Михаэль ШУМАХЕР | Рубенс БАРРИКЕЛЛО | Кими РАЙККОНЕН |
| Ferrari | Ferrari | McLaren-Mercedes |
2003 | Рубенс БАРРИКЕЛЛО | Кими РАЙККОНЕН | Дэвид КУЛТХАРД |
| Ferrari | McLaren-Mercedes | McLaren-Mercedes |
2004 | Михаэль ШУМАХЕР | Ральф ШУМАХЕР | Дженсон БАТТОН |
| Ferrari | Williams-BMW | BAR-Honda |
2005 | Кими РАЙККОНЕН | Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА | Фернандо АЛОНСО |
| McLaren-Mercedes | Renault | Renault |
2006 | Фернандо АЛОНСО | Фелипе МАССА | Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА |
| Renault | Ferrari | Renault |
2007 | Льюис ХЭМИЛТОН | Хейкки КОВАЛАЙНЕН | Кими РАЙККОНЕН |
| McLaren-Mercedes | Renault | Ferrari |
2008 | Фернандо АЛОНСО | Роберт КУБИЦА | Кими РАЙККОНЕН |
| Renault | BMW-Sauber | Ferrari |
2009 | Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Ярно ТРУЛЛИ | Льюис ХЭМИЛТОН |
| Red Bull | Toyota | McLaren-Mercedes |
2010 | Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Марк УЭББЕР | Фернандо АЛОНСО |
| Red Bull | Red Bull | Ferrari |
2011 | Дженсон БАТТОН | Фернандо АЛОНСО | Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
| McLaren-Mercedes | Ferrari | Red Bull |
SUZUKA INTERNATIONAL RACING COURSE: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
"Гран-при Японии" проводится в 28-й раз и в 24-й - на трассе в Сузуке (еще 4 - в Фудзи).
Первая гонка "Формулы-1" в Японии состоялась 24 октября 1976 года на автодроме Фудзи, а победу тогда одержал американец Марио Андретти на Lotus-Ford. В следующем году там же прошел еще один "Гран-при", после которого наступил 10-летний перерыв.
В Сузуке гонщики "Формулы-1" впервые выступили 1 ноября 1987 года: австриец Герхард Бергер из Ferrari опередил бразильца Айртона Сенну на Lotus-Honda.
В сезонах-2007 и 2008 гонки вновь состоялись в Фудзи.
Трасса в Сузуке, открытая в 1961 году, была разработана Джоном Хугенхольцем как тестовая для компании - производителя автомобилей Honda.
В 1963 и 1964 годах были проведены два "Гран-при Японии", которые не входили в календарь чемпионата мира.
Трасса является уникальной, так как имеет форму "восьмерки". За свою историю она успела сменить четыре конфигурации. Последняя из них впервые была опробована в 2003 году. Ее дистанция составляет 307,471 километра. Трасса разбита на 53 круга по 5807 метров и насчитывает 17 поворотов (10 правых и 7 левых).
Быстрейший круг в квалификации в 2006 году показал бразилец Фелипе Масса - 1.29,599. В самой же гонке в 2005 году лучший результат продемонстрировал финн Кими Райкконен - 1.31,540 (44-й со средней скоростью 228,372 км/ч).
Хет-триками (поул-позишн+победа в гонке+быстрейший круг) в Сузуке отметились Сенна (1988) и Михаэль Шумахер (1995, 2002).
Чаще остальных здесь побеждал Шумахер-старший - шесть раз. При этом только ему удавалось выиграть три гонки подряд (2000-2002). А две победы кряду были у финна Мики Хаккинена (1998, 1999) и немца Себастьяна Феттеля (2009, 2010). По две победы помимо Хаккинена и Феттеля имеют в своем активе Бергер, Сенна и Дэмон Хилл.
Среди конструкторов лидерство делят Ferrari и McLaren (по семь побед).
Поул-позишн чаще всего завоевывал Шумахер - восемь раз. Трижды с первой позиции стартовали Сенна и Феттель. У конструкторов вне конкуренции Ferrari (9). Гонщики McLaren и Williams выигрывали квалификацию по четыре раза.
Шумахер также чаще остальных показывал быстрейший круг в гонке - четыре раза. Трижды это удавалось французу Алену Просту.
Среди команд по этому показателю у Williams минимальное преимущество над McLaren (8 против 7).
Шумахер чаще всех оказывался в тройке призеров (9 раз) и стартовал с первого ряда (10). Шесть подиумов в активе Хаккинена, по четыре - у Сенны, Дэвида Култхарда и Фернандо Алонсо.
Пилоты McLaren 22 раза занимали в Сузуке призовые места. У гонщиков Ferrari 17 подиумов.
Больше всех очков здесь завоевал Шумахер - 97. Среди конструкторов лидирует McLaren (207 очков), ближайшим преследователем которого является Ferrari (176).
На автодроме в Сузуке погибли 17 человек. При этом ни одного пилота "Формулы-1" в этом списке нет. А единственным умершим здесь иностранцем является водитель safety car Элмо Лэнгли из США (бывший гонщик NASCAR умер 21 ноября 1996 года от сердечного приступа).
"Гран-при Японии" 12 раз становился решающим в определении чемпиона мира (1976, 1987-1991, 1996, 1998-2000, 2003, 2011).
Чаще всех чемпионский титул в Японии завоевывал Сенна (3 раза). Дважды победителем сезона здесь становился Хаккинен.
Шесть раз в Японии определялся и обладатель "Кубка конструкторов" (1990, 1995, 1997-1999, 2003). Чаще это происходило только в Италии (11 раз).
Шумахер-старший дважды оформлял чемпионский титул на "Сузуке" - в 2000 и 2003 годах (свои 3-й и 6-й соответственно).
Шумахер чаще всего в карьере выигрывал квалификацию именно в Японии (8 раз против 7 в Венгрии и Испании). Именно здесь он завоевал свои 10-ю, 20-ю и 50-ю поул-позишн.
Нынешний "Гран-при Японии" - 19-й для Шумахера. Столько раз он стартовал еще только в Австралии и Испании.
В Сузуке Михаэль выиграл свой последний, 19-й "Гран-при" в составе "Бенеттона" в 1995 году.
Только в Японии лидер нынешнего чемпионата Алонсо смог одержать две победы, но при этом ни разу не завоевал поул-позишн. Еще на трех "Гран-при" он выиграл по одному разу без побед в квалификации - в Австралии, Корее и Сан-Марино.
Обе победы в Японии Алонсо одержал в составе Renault. И каждый раз они становились последними перед его переходами в другие команды - в McLaren (в 2007-м) и в Ferrari (в 2010-м).
Феттель впервые в карьере возглавил гонку в 2007 году в Японии, продержавшись в лидерах три круга (14 километров). Ни на одном другом "Гран-при" он не лидировал четырежды (еще в 2009-2011 годах).
После прошлогодней девятой строчки на "Сузуке" Виталий Петров ни разу не занимал столь высокое место. И лишь однажды финишировал в очковой зоне (10-е место в Бразилии в прошлом сезоне).
Два года назад в Японии Петров впервые сошел на первом круге. Позже у него был лишь один такой же сход - в Италии-2011.
Дженсон Баттон в 2004 году в десятый раз в карьере поднялся на подиум именно в Японии. На данный момент у британца 48 попаданий в первую тройку.
Нынешний партнер Петрова финн Хейкки Ковалайнен впервые в карьере поднялся на подиум в Японии в 2007 году, заняв второе место. Всего же он финишировал в призовой тройке четыре раза.
На "Гран-при Японии"-2008 Фелипе Масса показал свой десятый (из 14) быстрейший круг. Тогда же он в 50-й раз финишировал в очковой зоне (7-е место).
Австралиец Марк Уэббер дважды показывал быстрейший круг только в Японии (2009, 2010), Малайзии (2010, 2011) и Бразилии (2009, 2011).
Павел ОСИПОВ
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2012
1. Фернандо АЛОНСО | 194 |
2. Себастьян ФЕТТЕЛЬ | 165 |
3. Кими РАЙККОНЕН | 149 |
4. Льюис ХЭМИЛТОН | 142 |
5. Марк УЭББЕР | 132 |
6. Дженсон БАТТОН | 119 |
7. Нико РОСБЕРГ | 93 |
8. Ромэйн ГРОЖАН | 82 |
9. Серхио ПЕРЕС | 66 |
10. Фелипе МАССА | 51 |
11. Пол ДИ РЕСТА | 44 |
12. Михаэль ШУМАХЕР | 43 |
13. Камуи КОБАЯСИ | 35 |
14. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ | 31 |
15. Пастор МАЛЬДОНАДО | 29 |
16. Бруну СЕННА | 25 |
17. Жан-Эрик ВЕРНЬЕ | 8 |
18. Даниэль РИККЬЯРДО | 6 |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
1. RED BULL | 297 |
2. MCLAREN | 261 |
3. FERRARI | 245 |
4. LOTUS F1 | 231 |
5. MERCEDES GP | 136 |
6. SAUBER | 101 |
7. FORCE INDIA | 75 |
8. WILLIAMS | 54 |
9. TORO ROSSO | 14 |