Газета Спорт-Экспресс № 215 (5983) от 24 сентября 2012 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

24 сентября 2012

24 сентября 2012 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 9-й тур

В субботу зенитовец Игорь Денисов отказался участвовать в матче чемпионата страны с "Крыльями Советов", требуя повышения зарплаты. После чего он и Александр Кержаков, отыгравший в Самаре один тайм, были переведены в дубль. Вчера по этому поводу клуб сделал официальное заявление, а сам Денисов дал интервью обозревателю "СЭ".

В ЧЕМ ПРАВДА ДЕНИСОВА?

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

9-й тур выдался светлым и рвущимся в персональные закладки. Футбольное бабье лето - с багрецом и золотом, как положено. С дивным пятничным Юрой Мовсисяном. С субботним Торбинским, исполнившим своей норильской пяткой совершенно каталонский голевой пас. С Обинной, швырнувшим в ворота "Терека" самонаводящуюся бомбу. С Сапоговым, Дзагоевым и Хондой, организовавшими в Нижнем Новгороде выставку-продажу футбольных украшений. С неравнодушными и храбрыми аутсайдерами. С "Динамо", вспомнившим вдруг о полутемном зрительском зале и спросившим: "Кто здесь?!" С Халком, забившим в России свой первый и классный гол.

Но писать, к сожалению, придется о другом. О чем не хочется, но надо. О прозаическом и суровом. Потому что оно тоже, как ни крути, примета тура. И даже, пожалуй, жизни.

28-летний капитан сборной России, один из лучших футболистов страны Игорь Денисов переведен в дубль "Зенита". Он пропустил матч в Самаре, поскольку выдвинул клубу ультиматум: не буду играть, пока не прибавите зарплату. Сюжет прост, как стодолларовая купюра, и печален, как финал бабьего лета.

Первое, что захотелось сделать, - отыскать скрытые резоны поступка Денисова. У "Зенита" в России - имидж особый. Он идет вперед широким зигзагом, видит цель, но ищет путь, - благо финансов и политической воли на эти поиски клубу хватает. По мнению некоторых, не все и не всегда в "Зените" диктуется канонами только футбольного бизнеса. Есть, однако, и возражение: в большом деле не до сантиментов, на большой стройке - не без битого кирпича. Как знать, не зацепило ли кирпичной крошкой талантливого футболиста Денисова? Мог ведь стать случайной жертвой прогресса, так?

Если у журналиста есть вопросы, он берет в руки телефонную трубку и начинает звонить. Позвонил и я. В первую очередь - людям, знающим ситуацию очень хорошо и даже имеющим к ней непосредственное отношение. Примерно в те же сроки на свет появилось официальное заявление клуба - непривычно жесткое для столь щепетильной темы и столь вертикально устроенного клуба, как "Зенит". А в это время коллега Борис Левин интервьюировал в Санкт-Петербурге самого Денисова, пытавшегося донести до читателей "СЭ" свою правду.

И вот какой вывод напрашивается по итогам всех этих бесед и заявлений: не могу понять, хоть тресни, в чем правда Денисова. С одной стороны - его признание доброй воли клуба во всех вопросах, связанных с пересмотром контракта. С другой - ультиматум. Как это?

К работодателю юридически и человечески подкопаться сложно. К работнику, если не принимать во внимание его ультиматум, тоже. Играет здорово, молод, полезен. Мог бы жить с клубом в любви и согласии, но… Контракт хавбека будет действовать еще три года. Под ним подписи обеих сторон, подтверждающие согласие сотрудничать на заранее оговоренных условиях. Денисов с тех пор прибавил в мастерстве? Возможно. Но он должен был предвидеть это до, а не после подписания контракта. И не просто предвидеть, а убедить клуб: вырасту, мол, в супербизона, гоните монету.

А если бы Денисов сдал, раскис, "пошел с базара"? Что он ответил бы "Зениту", если бы клуб предложил игроку убавить его зарплату?

Может, футболиста зажимали в Питере какими-то нефинансовыми тисками? Что ж, для таких случаев существует Палата по разрешению споров. Зачем Денисову ультиматумы, если он может обратиться туда? Сумеет ли официально сформулировать свою печаль - другой вопрос. Потому что сейчас довольно сложно понять, просит игрок прибавить ему зарплату или требует. Равно как и то, о каких суммах идет речь.

По данным "СЭ", еще в мае Денисов попросил увеличить его оклад вдвое: с двух с половиной миллионов долларов в год до пяти. Плюс подъемные за переподписание контракта, вполне сопоставимые с озвученными суммами.

К ним, к этим суммам, можно относиться по-разному. Важно только помнить: а) дело вообще-то не в количестве нулей, а в устоях контрактной системы, которые обязаны быть незыблемыми; б) если данные "СЭ" верны, Денисов и без повышения является одним из самых высокооплачиваемых футболистов в российском чемпионате; в) заявления типа "Я стою больше" или "Нет, ты стоишь меньше" - лирика, поскольку зарплата игрока определяется не только его мастерством или запросами, но и готовностью клуба платить.

И вот тут впору перейти от юридической части марлезонского балета к понятийной. О резком повышении зарплаты Денисов начал просить в мае, но к решительным действиям приступил только сейчас. Катализатором, как нетрудно догадаться, стало появление в "Зените" безумно дорогих Халка и Витселя. Оценив на глазок их и свое мастерство, а также уровень зарплат (не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: новичкам платят много), Денисов перешел в наступление. "Впрягшись", по его словам, не за себя - за команду.

Окончание - стр. 2