Газета Спорт-Экспресс № 213 (5981) от 21 сентября 2012 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Наталья АНТЮХ: "СНИМАЙТЕ СТРЕССЫ В МАГАЗИНАХ!"
Олимпийская чемпионка-2012 в беге на 400 метров с барьерами рассказала о том, чем отличались лондонские Игры от афинских, и о своих планах на следующий сезон. А еще поделилась секретом - как надо отдыхать после трудных стартов.
ПЛАКАТЫ ПО ВСЕМУ ГОРОДУ
- В каком возрасте вы стали заниматься легкой атлетикой?
- С восьми лет.
- Не поздновато ли? К примеру, многие хоккеисты рассказывают, что стояли на коньках уже в четыре года…
- Это хоккеисты. Для легкой атлетики даже восемь лет - довольно рано. Не с пеленок же бегать (смеется). Может быть, в спортивных семьях детей и заставляют тренироваться с трех-четырех лет, но у меня родители к спорту отношения не имели. Семья была абсолютно обычная.
- Чего больше в профессиональном спортсмене - труда или таланта?
- Без труда ничего не добьешься. Есть талантливые люди, которые ничего не хотят делать, - и в итоге они так и остаются талантливыми людьми, которые ничего в жизни не достигли.
- У Майкла Джонсона, которого, знаю, вы очень уважаете, была необычная техника бега, многие считали ее неправильной. Как думаете, если бы его заставили переучиваться, смог бы он добиться своих невероятных результатов?
- У Джонсона такой бег был от природы. Поэтому нельзя говорить о каком-то "неправильном" беге. Ученые считают, что у него был неэкономичный бег, но он же бежал и выигрывал.
- Общаться с ним не доводилось?
- Увы. Хотя с таким человеком хотелось бы пообщаться. Эмоции, которые я испытываю к Джонсону, это что-то сверхъестественное. Усэйн Болт - блестящий спортсмен, но перед ним такого пиетета нет.
- Тем не менее Болт - достаточно редкий пример бегуна, которого знает каждый, у кого есть телевизор.
- Это все пиар. Уйдет Болт - придет другой спортсмен, которого будет знать весь мир. Не вижу в Усэйне ничего удивительного. Бежит он быстро, но его широкая известность - это заслуга других отраслей. Если сейчас выйти на улицу и поспрашивать людей, кто такой Усэйн Болт, каждый второй ответит правильно. Пиар - великая сила.
- Если мы выйдем на улицу в Петербурге и спросим, кто такая Наталья Антюх, думаю, результат будет таким же…
- Сейчас - да.
- Плакаты со своим изображением в городе видели?
- Да, было очень приятно и неожиданно. Меня брат из Пулкова забирал и говорит: "Смотри!". Посмотрела - и рот от удивления открыла. По всему городу! Я в метро не была, но говорят, там тоже плакаты. Я специально хотела спуститься, взглянуть, а мне подруги говорят: наденем на тебя шляпу, очки, чтобы никто не узнал. Только тогда можно будет спуститься посмотреть (улыбается).
РАЗНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
- По мнению многих, гладкий бег и бег с барьерами - абсолютно разные виды. Как вам удается их так успешно совмещать?
- Я не одна такая. Юлии Печенкиной-Носовой тоже успешно удавалось совмещать две дистанции. Да и вообще не сказала бы, что это совершенно разные виды.
- Позволю себе наивный вопрос. Больно, когда барьер сбиваете?
- Барьер сбиваешь коленом толчковой ноги. И во время бега ты этих ударов абсолютно не чувствуешь. После финиша смотришь - а колено синее и не сгибается. Когда сбиваешь барьер, это в первую очередь просто мешает бежать.
- Какой, на ваш взгляд, была олимпийская атмосфера Лондона?
- Честно говоря, я вообще ничего такого не ощущала. Наверное, потому, что за плечами десятилетний опыт чемпионатов мира, Европы. Олимпиада, конечно, очень важный, но все-таки очередной старт. Когда таких стартов несколько в году, к ним привыкаешь. Умом понимаешь, что это Олимпиада, но никак не реагируешь. Вот в Афинах-2004, на моих первых Играх, эмоции зашкаливали. Я туда в 23 года приехала - и ощущения остались потрясающие.
- Можете сравнить свои впечатления от двух Олимпиад - афинской и лондонской?
- Между ними прошло восемь лет. В Афины я приехала 23-летней девчонкой, которая чудом стала третьей. За медалью я туда точно не ехала. Радовалась уже тому, что в финал попала. Сейчас все оказалось по-другому. Я уже взрослый человек, со своими целями и планами. И у меня был лучший результат сезона в мире. Естественно, настраивалась на медаль.
НАДО ЗАВЛЕКАТЬ НАРОД
- Остались ли теперь у вас стимулы продолжать выступления? Ведь уже выиграли все что можно!
- Мировой рекорд - вот главный стимул. Хотя перед стартом задачу показать какой-то результат себе не ставлю. Просто выхожу и бегу, как получается. Иногда выходит хорошо, иногда - плохо. Предсказать заранее, что будет, я не могу.
- Мировой рекорд попробуете побить на чемпионате мира в Москве в следующем году?
- Любому спортсмену, когда он так близко подходит к рекорду, хочется попробовать его атаковать. А вдруг получится? Но если не выйдет на московском чемпионате, сильно расстраиваться не буду. Ведь этот рекорд принадлежит Юлии Печенкиной-Носовой. Я видела, как она его установила, это выглядело потрясающе! Но, повторю, обязательно попробую его побить.
- Скорее всего, в Москве на чемпионат мира не придет столько же зрителей, сколько было на Олимпиаде в Лондоне. Переполненные трибуны помогают?
- На зрителей перед стартом внимания не обращаю. Вообще. Просто обидно будет, если в Москве в дни чемпионата мира не соберется полный стадион. Надо рекламировать его активнее, что ли. Завлекать народ. А то у нас на соревнования вроде Moscow Open приходят одни спортсмены.
- А вам как зрителю какие виды спорта больше нравятся?
- Игровые виды. Как девчонки в волейбол играют, да и ребята тоже. На это мне интересно смотреть.
- При этом вы не раз признавались, что российский футбол вам не нравится. Упор на слово "российский"?
- Я обычно не смотрю футбол по телевизору, но бывает так: переключаю каналы, натыкаюсь на какой-нибудь матч и "зависаю" минут на тридцать. Могу даже сразу не понять, кто играет, но привлекает сама динамика футбола хороших команд, таких как "Манчестер Юнайтед" или какой-то другой клуб. В нашем футболе, к сожалению, я такой динамики не вижу. Вообще я очень спокойно отношусь к футболу. Специально на стадион точно не пошла бы. Ну неинтересно мне это.
- Ваши слова о российском футболе вызвали какой-то непонятный ажиотаж. Как будто все поголовно должны его любить в обязательном порядке…
- Я тоже была очень удивлена. Это просто мое мнение. Меня спросили - я ответила. Я же никого не заставляю любить легкую атлетику.
ШОПИНГ-ТЕРАПИЯ
- Футболисты и хоккеисты часто жалуются, что у них много перелетов. Но ведь у легкоатлетов то же самое - этапы "Бриллиантовой лиги" проводятся и в Катаре, и в США, и в Китае…
- Так далеко я не летаю. В Шанхае два раза побывала и сказала: "Больше не хочу". Эти перелеты очень сильно выбивают из тренировочного графика. В Европе три часа летишь - и ты уже на месте. Отбегала - и можно либо в Россию возвращаться, либо на другие соревнования лететь. А тут только лететь десять часов. Удар по физическому состоянию. Так что, я - пас.
- Это только из-за формы? Летать не боитесь?
- Нет, абсолютно не боюсь. Просто за три дня проводить двадцать часов в воздухе - не для меня.
- Всем медалистам Лондона подарили машины. Вы свою уже опробовали?
- Да, конечно.
- Велогонщица Ольга Забелинская рассказывала, что любит скорость не только на гоночной трассе, но и за рулем автомобиля. Вам тоже сам Бог велел любить быструю езду…
- Я никогда не гоняю! У меня стаж водительский десять лет, но никогда не замечала за собой особой любви к скорости за рулем. Тише едешь - дальше будешь.
- Многие петербургские олимпийские призеры, и вы в том числе, вынуждены тренироваться в других городах. В Петербурге нет условий, чтобы тренироваться и показывать хорошие результаты?
- Я читала якобы свои слова, что тренируюсь в Московской области. Журналисты перевернули то, что я говорила на самом деле. Провожу в Подольске всего два месяца в году - июнь и июль. Все остальное время я на сборах. Кисловодск, Адлер, Сочи. Кисловодск - это среднегорье, в Сочи тепло уже в мае. Какие бы условия ни были в Петербурге, среднегорья здесь не создашь. И в мае здесь из-за погоды особо не потренируешься.
Кроме того, когда я нахожусь дома, в Питере, не могу себе позволить две тренировки в день. На одну дорогу сколько времени уйдет? А, допустим, в Подольске - стадион под боком. Вышла - потренировалась, потом перерыв на обед и снова тренировка. Все очень рядом и удобно. В основном из-за этого я столько времени и провожу вне дома. С местами для тренировок в Петербурге, конечно, тоже проблемы есть, но даже если бы все было в порядке, невозможно профессионально готовиться к сезону и все время сидеть дома.
- Это правда, что всю пекинскую Олимпиаду вы провели во Франции и даже не следили за результатами?
- Мне было совершенно неинтересно. Я поехала во Францию отдыхать. Почему должна свой отдых тратить на сидение перед телевизором? Категорически нет.
- А на что вы тратите свой отдых? Как отвлекаетесь от стартов?
- Шопинг-терапия помогает лучше всего. Что-то хорошее найдешь, подберешь и купишь - это же счастье! В салон можно сходить. В общем, я веду себя как любая нормальная девушка.
- Вашу основную соперницу по Олимпиаде Лашинду Демус очень активно раскручивали в США. Почему у нас такого нет?
- Почему нет? У нас перед Лондоном тоже раскручивали людей. Просто я к этому не стремилась. Мне это было неинтересно. Не хотела гнаться за двумя зайцами: если ты делаешь работу на беговой дорожке на сто процентов, то все остальное раньше или позже приложится. Обязательно!
Сергей ЯРЕМЕНКО
Санкт-Петербург