Газета Спорт-Экспресс № 182 (5950) от 16 августа 2012 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1
БАСКЕТБОЛ
Как уже сообщал "СЭ", главный тренер сборной России, у которого после лондонской Олимпиады истек срок контракта, взял время на раздумье по поводу своего будущего в национальной команде. Разговор с ним, как всегда, получился обстоятельным и поэтому целиком не вошел во вчерашний номер газеты. Сегодня предлагаем вашему вниманию окончание интервью.
Дэвид БЛАТТ: "КОГДА ПРОИГРЫВАЛИ ИСПАНЦАМ 2:20, Я ПЕРЕШЕЛ НА ВОЕННУЮ ТЕРМИНОЛОГИЮ"
- Вы сказали, что поражение в полуфинале от Испании - не главное событие Олимпиады для сборной России. А что, на ваш взгляд, главное?
- То, как мы провели весь турнир в целом. Я разговаривал со многими людьми - не только из России, а из разных стран - и все говорили, что наша сборная показывает лучший баскетбол на этом турнире. Думаю, среди болельщиков наша команда была самой любимой на Олимпиаде.
- Особенно после победы над испанцами в групповом турнире…
- Да, тот матч сложился совсем не как полуфинал. Изумительная победа. И в ней гораздо большее значение имел характер, а не непосредственно качество игры. Это очередной важнейший успех сборной и всего российского баскетбола, потому что мы продемонстрировали: у нас есть нечто больше, чем просто талантливые исполнители.
- Во время победного чемпионата Европы-2007 вы писали на своем планшете слово "сердце". А какими словами можно вернуть в чувства игроков, начавших поединок против одной из двух сильнейших команд планеты со счета 2:20?
- У нас очень взрослая сборная, что позволяет нам общаться по-особенному. Поэтому могу вам признаться: в первой четверти я использовал в разговоре с игроками военную терминологию. В битве с Испанией мы могли некоторое время отступать. Но затем пришла пора встать намертво, лицом к противнику, и держать оборону, не уступая больше ни пяди родной земли. И после этого, сантиметр за сантиметром, мы начали отвоевывать территорию. Поставили задачу: уйти на большой перерыв, проигрывая менее 10 очков. И добились своего, закончив первую половину при "-8". Еще я сказал игрокам: "Мы знаем, что испанцам свойственно поддаваться психологическому давлению в моменты, когда что-то происходит не по их плану. Надо это использовать". Плюс, разумеется, мы применили несколько тактических ходов - в частности, тот же тип "смешанной" зонной защиты, который принес нам победу в финале Евробаскета пять лет назад. И вернулись в игру - шаг за шагом.
- Кстати, многие сравнивают наши победы над Испанией образца Лондона-2012 и Мадрида-2007. Согласны, что это два лучших матча в истории сборной России?
- Я тоже думаю, что эти встречи очень похожи. Ведь в 2007-м мы тоже проигрывали по ходу матча очков 15. Конечно, тот поединок значил гораздо больше - ведь это был финал. Но однозначно называть именно эти две игры величайшими не могу. Потому что, на мой взгляд, недавний матч за третье место с Аргентиной тоже был выдающимся. Мы показали баскетбол очень высокого уровня, победили чрезвычайно классного соперника. А главное - завоевали историческую олимпийскую медаль для России.
- По ходу Игр вы задумывались о возможной встрече в плей-офф со сборной США?
- Да. Потому что чувствовал, что сила нашей команды позволит ей продвинуться в турнирной сетке достаточно далеко, и возможная встреча с американцами выглядела логичной. К тому же я не мог о ней не думать, поскольку практически каждый американский и российский журналист задавал мне вопрос на эту тему (смеется).
- И что конкретно думали?
- Что было бы невероятно интересно сыграть со сборной США ровно 40 лет спустя после финала Олимпиады в Мюнхене.
- Кстати, этого же жаждали и американцы. Которые почему-то после нашей победы над Испанией написали на своих ведущих спортивных сайтах: "Россия избежала четвертого места в группе и встречи с США в четвертьфинале"…
- Да, это они погорячились. Видимо, действительно мечтали об этом матче.
- После поражения от нас испанцы - по крайней мере так показалось со стороны - были рады проиграть бразильцам, занять третье место в группе и все-таки попасть в "неамериканскую" половину сетки. А как вы считаете - Испания уступила умышленно?
- Тяжело утверждать это наверняка. Но лично мое восприятие таково: испанцы не провели тот матч с полной самоотдачей, с сердцем. Бразильцы - очень сильный соперник (уж я-то знаю, мы с ними встречались) и, конечно, в любом случае способны были победить. Но то, насколько легко испанцы проиграли последнюю четверть со счетом 16:31, не вытекало из общей логики матча. Как показалось, в концовке они не прикладывали усилий, чтобы удержать преимущество в счете. И все-таки не берусь настаивать, что Испания отдала победу намеренно - это слишком серьезное обвинение.
- Вы возглавляете сборную России уже семь лет и знаете команду как никто другой. Открыли в ней новые черты во время Олимпиады?
- Считаю, самый большой прогресс, которого наша сборная добилась в Лондоне, и огромный повод для гордости - это потрясающая сплоченность игроков, отличная позитивная рабочая атмосфера. И, конечно, уровень игроков. Руководить ими - одно удовольствие. Я ведь не из вежливости сказал, что сборная России - лучшая команда, с которой я когда-либо работал. Это правда.
- Вы также сказали, что участие в олимпийской квалификации всего за три недели до Игр не помешало, а помогло сборной России. Не считаете, что усталость игроков тоже могла сказаться в полуфинале?
- В нашем общем успехе огромная заслуга принадлежит Гоше и Саше (тренерам сборной по физподготовке Георгию Артемьеву и Александру Янушевичу. - Прим. А.С.). И не только этим летом - все прежние годы они здорово работали над тем, чтобы к решающим матчам команда подходила в оптимальной форме. Если помните, почти в каждой игре мы выглядели свежее соперников в четвертых четвертях. Вы и сами видели, что по сравнению с представителями других команд российские игроки бегали быстрее и дальше. К счастью, в ходе подготовки ребята не получили ни одной крупной травмы и на одном дыхании провели два, подчеркну, серьезнейших соревнования. Ведь отборочный турнир в Каракасе был очень трудным и ответственным, а о самой Олимпиаде и говорить нечего. Лондонские Игры по уровню соперничества превзошли любое соревнование, в которых мне до этого доводилось участвовать.
- И все-таки главная обсуждаемая сейчас в России тема - уже не выступление в Лондоне, а будущее тренера Блатта в нашей национальной команде. Может ли ему помешать ваше желание когда-нибудь возглавить клуб НБА, из-за чего вы даже включили в контракт с тель-авивским "Маккаби" соответствующий пункт?
- Нет. Ведь занятость в сборной происходит в межсезонье и не мешает работе в клубе - европейском или заокеанском, не важно. Но на данный момент я еще не определился, готов ли остаться.
- Что ж, по крайней мере все без исключения сборники, с которыми я общался после Олимпиады, хотят, чтобы вы остались. И в один голос говорят, что не хотели бы терять нынешнюю атмосферу в команде.
- Невероятно приятно это слышать. Спасибо.
Антон СОЛОМИН