Газета Спорт-Экспресс № 170 (5938) от 2 августа 2012 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

2 августа 2012

2 августа 2012 | Олимпиада

LONDON -2012

ПЛАВАНИЕ

20-ю МЕДАЛЬ ФЕЛПСУ ПОДАРИЛА ЛАТЫНИНА

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ, Слава МАЛАМУД

из Лондона

Величие медалями не измерить. А также аршином, литрами, децибелами и мегатоннами. Величие - это такая штука... Прикладная и относительная.

Ну вот, кого назвать величайшим олимпийцем всех времен? Александр Карелин, с его тремя золотыми медалями, велик более чем десятилетием непобедимости. Джесси Оуэнс, у которого их четыре, - тем, что утер нос Гитлеру. Пятикратно золотая Надя Комэнеч - безупречностью. Мохаммед Али, осененный золотом лишь единожды, - тем, что он Мохаммед, черт побери, Али. А вот у американского многоборца Джима Торпа при жизни медалей не было вовсе. То есть сначала были две золотые, а потом их отобрали за страшный грех профессионализма: он получал деньги на еду, поигрывая в бейсбол. Зато сам король Швеции сказал ему на стокгольмских Играх 1912 года: "Вы, сэр, величайший спортсмен в мире". На что индеец из Оклахомы вежливо ответил: "Ну, спасибо, король".

А теперь, пожалуйста, Майкл Фелпс - бич и кошмар советской гимнастики. Сначала побил рекорд Николая Андрианова по олимпийским медалям среди мужчин, а во вторник и Ларису Латынину не пожалел в общем - унисексовом - зачете. У Латыниной 18 олимпийских наград разного достоинства, у Фелпса теперь 19. Величайший олимпиец всех времен?

В Америке ответят утвердительно, в России, к гадалке не ходи, - отрицательно. Лариса Семеновна, кстати, была в лондонском Aquatics Centre и лично присутствовала при падении своего рекорда. К Латыниной, естественно, тут же подскочили репортеры с этим самым вопросом.

- Считаю ли, что я по-прежнему величайший олимпиец? - переспросила Латынина. - Ну да, считаю. Я ведь не только выиграла много наград на трех Олимпиадах, но и добилась успехов в качестве тренера. Таково мое мнение.

Тоже критерий, почему бы и нет? Но Фелпс на это может возразить, что медалей у него на самом деле уже не 19, а 20. Еще одну ему подарила сама Латынина - из собственных запасов и в знак уважения. Это на заметку тем, кто встретил новость о рекорде американца обозленным: "Вот же гад!" Или начнет теперь придумывать отговорки о том, что гимнастика-де - бесконечно более трудный вид спорта, чем это фелпсово барахтанье - прыгнул и поплыл.

К чему травить душу? Фелпс, между прочим, стал в Лондоне еще и первым пловцом в истории, выигравшим золото на трех Олимпиадах. Прыгните и поплывите. Попробуйте.

* * *

Журналисты ВВС поздней ночкой дозвонились мэру города Балтимора, побратима Одессы, взрастившего Фелпса в своих суровых портовых недрах. Несколько лет назад он построил там плавательный комплекс, разобрав для этой цели ледовую арену. Мэр, ясное дело, исторгала счастье и гордость. Если завтра на въезде в Балтимор не появится плакат: "Родина величайшего олимпийца всех времен", то только из-за того, что республиканцы и демократы в горсовете не смогут договориться о величине букв. При этом один русскоязычный мальчик-хоккеист, у которого когда-то взяли интервью на балтиморском ТВ по поводу экспроприации любимого катка, высказался по-другому: "Майкл Фелпс - козел!"

У каждого свое мнение. Величие, как уже говорилось, - штука относительная.

* * *

Незадолго до рекордного золота в эстафете Фелпс сравнялся с Латыниной, получив серебро на дистанции 200 метров баттерфляем. Проиграл южноафриканцу расстояние в полногтя - точно так же, как выиграл у серба в Пекине. Бог дал, бог взял. Американские репортеры в микст-зоне ему в этот момент и марихуану припомнили, и вождение в нетрезвом виде, и труднодоступность для прессы. А потом сборная США вышла на эстафету 4x200 вольным стилем, которую в плавательных кругах называют "Гордость нации", и сделала из соревнования фарс.

Когда отчаянно дравшийся на последнем этапе француз видел далеко впереди себя брызги из-под пяток Фелпса, величием он наверняка проникся сполна. Да и нам к чему мелочиться, проводить нелепые сравнения плавания и гимнастики, припоминать хоккей, космос и разве что не академика Ландау? Отныне и впредь любой разговор о величайших олимпийцах в истории будет начинаться с Фелпса и Латыниной. Великие, чего уж там. Короли. Спасибо им.

Окончание - стр. 10